МиГ-25: История одного предательства

МиГ-25 самый известный военный самолет. Он так сильно оброс слухами, что невозможно отделить правду от вымысла. На параде в Домодедово 1967 года это был самый обсуждаемый самолет. Западная пресса ни один самолет не освещала так тщательно. Особенно Америка старалась привлечь внимание к самолету.

МиГ-25: История одного предательства

Не только журналисты, но и представители конгресса, сенаторы, аэрокосмическая промышленность нашли уместным прокомментировать мощный военный самолет СССР, представлявший угрозу США в небе. Америка не любит признавать чье-то превосходство.

Тогда зачем шумиха в СМИ? А нужно это промышленникам. Министерство обороны, отказавшись однажды от разработки истребителей, надеялись сэкономить бюджет. Разработок не было 15 лет. Промышленников расклад не устраивал.

После парада они добились, что проектирование и производство возобновилось. Выступления в СМИ утихли — легальная информация отсутствовала. Только шпионские донесения.

Полет в Японию

6 сентября 1976 года воздушная граница Японии не санкционировано нарушена. На взлетно-посадочную полосу гражданского аэродрома садился МиГ-25. Взлетающий «Боинг» ушел в полет, а самолет приземлился, выпустив тормозной парашют.

МиГ-25: История одного предательства

Прокатившись по всей ВПП, самолет свалил две антенны инструментальной системы посадки. Выпрыгнув из кабины, пилот стрельнул в воздух из ПМ, и приказал незамедлительно отбуксировать самолет в ангар. Приземлившийся пилот, Виктор Беленко, сообщил о нехватке топлива.

Некоторое время спустя, Беленко запросил политическое убежище в Японии. Ему незамедлительно отказали. Но США… Действующее лицо международных скандалов. А скандал назревал нешуточный.

Это была сенсация номер один во всем мире. Русский в Японии!!! Очень долго ходил слух, что летчик угнал новейший самолет, напичканный современной электроникой и боеприпасами. Беленко не был летчиком-испытателем, а МиГ-25 состоял на вооружении уже девять лет.

Японские ПВО провели тревожные сутки. Самолеты СССР косяком шли вдоль воздушной границы. Более ста сорока раз поднимались за сутки самолеты-перехватчики. Наземных посетителей было больше. У ограды летного поля собралась огромная толпа народа.

МиГ-25: История одного предательства

Многие русские, постоянно проживающие в Японии, советские моряки с кораблей торгового флота. Посольство, Аэрофлот, корреспондент «Известий», атташе Великобритании, КГБ, ЦРУ, другие заинтересованные лица – прибыли на остров Хоккайдо. Никого к пилоту МиГа не допустили. Япония не знала, что делать с самолетом.

СССР требовал немедленной выдачи пилота и самолета. Никто не верил, что самолет отдадут и лётчика выдадут. Но таковы правила международных отношений. Нашлась официальная причина невыдачи летчика – нарушение границы Японии. Сообщили, что дело не политическое, а уголовное.

А МиГ-25 назвали уликой, которую вернут после полного расследования. СССР оказывал давление, но на Японию давили и США. Они настаивали на другом исходе – невыдачи самолета и летчика.

Вербовка?

Отчего пилот выбрал Хоккайдо? Вроде просматривается след ребят из ЦРУ. Но на последнем этапе сильный туман помешал завершению операции. Во время тренировочного полета под Владивостоком, Беленко вышел из строя и взял курс на Хоккайдо. Топливо заканчивалось, а найти новую площадку для посадки он не смог.

Факт приземления в гражданском аэропорту не скроешь. Территория публичная. Мгновенно весть об угоне самолета МиГ-25 стала известна всему миру. Американцы обратились в МИД за разрешением о совместной работе. Япония просьбу отклонила, потому что накануне отвергла притязания СССР.

Вовсе отказать ребятам из ЦРУ Япония опасалась. Поэтому не исключала помощь «иностранных экспертов». Специалисты какой страны будут привлечены к расследованию, сомнений не было. Вопрос, а зачем ЦРУ гонялось за МиГ-25? Самолет не новый.

МиГ-25: История одного предательства

Сведенья о МиГ-25 были весьма скупыми. Ходили слухи, что он получил среди военных прозвище «не сбиваемый». Поговаривали, что легко летает над Израилем и странами НАТО. Легенды в МАИ выслушивали, но скептически качали головой. Никаких особенных тайн не было.

Высотный истребитель-перехватчик. Некоторые узлы устаревшие, но новейшие разработки тоже присутствовали. В целом, хотя СССР понесли серьезные убытки, США не приобрели военную тайну. Хотя, после скандального происшествия, многие узлы на всех МиГах пришлось заменить.

Моральный ущерб был выше, чем материальный в деле угона советского самолета. Многие офицеры, служившие рядом с Беленко, уволены со службы, другие переведены на землю, в механики, с явным понижением. Люди в штатском измотали нервы всему полку. Четко и ясно было сказано, что Беленко шпион.

Это могло быть правдой. Его детские фотографии не совпадали с молодым мужчиной на фотографии из личного дела офицера. Он проводил отпуск где-то на Севере, никогда не уезжая на родину, в Нальчик. Ничего не рассказывал об отпускных приключениях, как это делают молодые офицеры после отпуска.

Споры идут, а кто он? Шпион, спонтанный угонщик? Он не раскрыл эту тайну, написав книгу в США. Сегодня у него нет дома – он живет в гостинице. Одно время преподавал в военной академии технику воздушного боя. Но любые знания устаревают, если нет работы по данному направлению.

У него американское гражданство. Это все, что Америка ему дала. Предателей нигде не любят. На жизнь Беленко зарабатывает коммерцией. Унывающим не выглядит. Типичный сияющий американец. Одно время прошло сообщение, что он погиб в авиакатастрофе.

Как выяснилось, это ошибка. Сознательная? Он говорил, что в 90-е побывал в России. Возможно, это так. В то время в стране творилось черт-те что. Наши летчики, посещающие Америку, отказываются с ним встречаться, хотя он присылает им приглашения и пытается увидеться лично. Им не о чем говорить с предателем.

Доподлинно неизвестно, жив или нет Беленко сегодня. Официальные службы объявляют его погибшим, то сообщают, что он умер от инфаркта…Не будем сожалеть о нем.

AesliB