Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод

А навигации 1933 и 1934 года оказались связаны для «Красина» со знаменитой «Челюскинской эпопеей». Пароход «Семен Челюскин», по большому счету, не был предназначен для арктических походов. Во льдах Карского моря его придавило льдами в первый раз, да так, что шпангоуты трещали. К счастью, «Красин» его нашел и вывел из опасной ледовой западни. После этого «Красин» отправился было на плановый ремонт в Ленинград, но тут по всему мировому океану разнеслась весть, что злосчастный «Челюскин» все-таки влез в тяжелые льды, был ими раздавлен и погиб. Экипажу, высадившемуся на лед, была нужна срочная помощь.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
«Красин» в Ленинграде

Путь «Красина» обратно на Север был неблизок: через Северную Атлантику, Панамский канал, Тихий океан. По дороге «Красин» поставил рекорд для такого маршрута среди ледоколов, преодолев необходимое расстояние всего за 7 недель. Командовал кораблем капитан П.А. Пономарев, впоследствии капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Но помощь «Красина» не понадобилась: пленников Арктики вывезли из ледового лагеря отважные советские летчики. Однако ледокол не остался без работы. Он стал флагманом ледокольного флота в восточном секторе Арктики, поменял порт приписки на Владивосток. Вскоре «Красин» послали к острову Врангеля, куда в течение пяти лет не могло пробиться ни одно судно. Красинцы доставили туда смену зимовщиков, стройматериалы и продукты. Участники этой экспедиции, возглавляемой Н.И.Евгеновым, выполнили и большой объем океанографических работ в Восточно-сибирском и Чукотском морях, провели геологическое обследование острова Геральд.

Однажды во время очередного похода во льды в 1936 году, на острове Врангеля, «Красину» поручили операцию доставки 12 белых медведей для столичных зоопарков. Все мишки были довезены живыми и переданы на железную дорогу для дальнейшего путешествия.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
«Красин» во льдах Карского моря

В 1937 году при попытке совершить рекордный полет над Северным полюсом пропал без вести знаменитый летчик Сигизмунд Леваневский. Самолет «Н-209» со всем экипажем из 6 человек как в воду канул где-то над Центральной Арктикой… «Красин», занимавшийся проводкой судовых караванов, был снят с этой работы и отправлен на поиски. Пока искали — впрочем, безрезультатно, — пропавших летчиков, во льдах затерло два каравана — во главе с ледоколом «Ленин» и ледорезом «Литке». Вытащить их не смог даже «Красин», и в результате двадцать семь пароходов вынуждены были зазимовать в тяжелых льдах Арктики. «Красин» остался с ними — в Хатангском заливе, в бухте Кожевникова. Ведь придет время, когда помощь ледокола караванам очень понадобится!

Чтобы греться во время зимнего дрейфа, вырабатывать электричество для бортовых систем и вообще поддерживать корабли в ходоспособном состоянии для будущего прорыва через льды, надо много угля. К счастью поблизости на берегу как раз работали шахтеры. Моряки договорились о поставке топлива, и проложили ледовую дорогу, по которой к пароходам добирались от шахты трактора, груженые антрацитом. Дорога длиной 80 километров оказалась бесценна для застрявших во льду кораблей — в ходе тяжелейшей зимовки никто не «вымерз», что ранее нередко случалось в этих водах. Дело в том, что малейший перерыв в самоотоплении за счет собственных котлов приводит в этих широтах к тому, что в системе паропроводов образуются ледовые пробки — и попросту разрывают трубы — не сразу, так при попытке прогреть систему. А это — по сути, смерть, так как ремонт в условиях северного дрейфа весьма затруднен.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
«Красин» в ледовом дрейфе

К апрелю 1938 года ледовая обстановка допустила, наконец, выход караванов изо льда. «Красин» обколол 5 наиболее прочно застрявших пароходов, а с выводом остальных вполне справились «Ленин» и «Литке».

Осенью 1938 года — новая спасательная экспедиция. Шхуна «Ост» Гидрографического Управления Главсевморпути вмерзла в лед в Восточно-Сибирском море… Шхуну нашли, но она во льдах сломала руль, и самлостоятельно двигаться в кильватере ледокола по пробитому фарватеру не смогла. Попытки буксировки из-за погоды успехом не увенчались, в результате 8 полярников из команды «Оста» остались на зимовку с кораблем, а «Красин» забрал остальных, оставив зимовщикам продовольствие и теплые вещи.

Самый страшный враг полярника после холода — голод. Чтобы не страдать от недостатка мясной пищи, экипаж ледокола завел… подсобное хозяйство на борту. Силами корабельных плотников построен был на палубе самый настоящий «скотный двор», где находился курятник (птицу кормили жмыхом) и небольшая клеть с поросятами. В курятине, яйцах и сале недостатка не было. А в одну из навигаций ледокол даже завел корову и быка — и занялся откармливанием телят… Вот же не было предела удивлению четверых потерявшихся во льдах и спасенных «Красиным» промысловиков, когда их, оголодавших в пути, начали на борту угощать горячим молоком и свежим, явно не из консервной банки, куриным супом…

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
«Красин» в Охотском море

Однако зимние навигации не проходят даром, и в октябре 1938 года «Красин» на три месяца встал во Владивостоке в ремонт – заделывать дефект обшивки от столкновения с ледовым торосом и перебирать механизмы. По выходе из ремонта пришлось выйти на содействие гидрографам Охотского моря, а потом получить специальное задание – провести Северным морским путем подводную лодку «Щ-423» из базы в Полярном на Тихий океан. Этой проводкой была доказана возможность переселения субмарин из Мурманска на Камчатку через Север, в чем, честно говоря, до последнего сомневался нарком ВМФ…

Во время ремонта «Красин» подвергся тщательному изучению комиссии, состоявшей из опытных инженеров-кораблестроителей. Цель – проверка эксплуатационных характеристик для возможного использования ледокола в качестве прототипа для большой серии. В результате «Красин» стал родоначальником многочисленной линии тяжелых ледоколов типа «Сталин»-«Сибирь».

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
» Красин» и участники полярной экспедиции 1939 года

А потом началась Вторая Мировая война… Сухопутные границы России в Европе были полностью блокированы фронтом. Поэтому все союзнические связи с Великобританией и США осуществлялись через Север — морем. Результатом заключенной 14 августа 1941 г. Атлантической хартии, в которой президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Англии У. Черчилль выражали готовность оказать помощь нашей стране в борьбе с немецким фашизмом, стала операция под кодовым названием «Дервиш» — проводка первого транспортного конвоя с вооружением, промышленными и продовольственными запасами для армии и тыла Советского Союза. Конвои шли северными водами Атлантики, Норвежским и Баренцевым морями в порты Мурманск и Архангельск.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB