Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод

Среди выпавших вещей нашлись и детали для сборки коротковолновой аварийной радиостанции. Именно ее сигналы 9 дней спустя и уловил советский пионер-радиолюбитель.

Экспедиция твердо была намерена выжить. Найдя в обломках несколько пар лыж и починив их, участники «внеплановой высадки» отрядили трех человек во главе со шведским ученым Мальмгреном пойти пешком за помощью на Шпицберген. Впоследствии эта группа была спасена, но руководитель этого маленького отряда — Мальмгрен погиб. По словам его товарищей, итальянских офицеров Цаппи и Мариано, через две недели после начала их похода во льдах Мальмгрен стал сдавать. Он сильно побился при падении во льды, ослаб в пути и, в конце концов, потребовал, чтобы его оставили умирать во льдах. Причем, отдал итальянцам свои теплые вещи.

3 июня 1928 года молодой механик и страстный радиолюбитель Николай Шмидт случайно среди шумов поймал в эфире слабые сигналы из Центральной Арктики. И подтвердил сообщение школьника о пропавшей экспедиции, уточнив координаты места аварии. Началась спасательная операция…

В общей сложности, в ней участвовало не менее полутора тысяч человек — ничего подобного еще не происходило в Арктике. 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Удивительно, но факт: Руаль Амундсен узнав о катастрофе, незамедлительно отправился на спасение полярников. И сам пропал без вести со своим самолетом «Латам-47». Как позже выяснилось, погиб при крушении. Константин Симонов посвятил этому событию стихи:

Памяти Амундсена

Весь дом пенькой проконопачен прочно,
Как корабельное сухое дно,
И в кабинете — круглое нарочно —
На океан прорублено окно.

Тут все кругом привычное, морское,
Такое, чтобы, вставши на причал,
Свой переход к свирепому покою
Хозяин дома реже замечал.

Он стар. Под старость странствия опасны,
Король ему назначил пенсион,
И с королем на этот раз согласны
Его шофер, кухарка, почтальон.

Следят, чтоб ночью угли не потухли,
И сплетничают разным докторам,
И по утрам подогревают туфли,
И пива не дают по вечерам.

Все подвиги его давно известны,
К бессмертной славе он приговорен,
И ни одной душе не интересно,
Что этой славой недоволен он.

Она не стоит одного ночлега
Под спальным шерстью пахнущим мешком,
Одной щепотки тающего снега,
Одной затяжки крепким табаком.

Ночь напролет камин ревет в столовой,
И, кочергой помешивая в нем,
Хозяин, как орел белоголовый,
Нахохлившись, сидит перед огнем.

По радио всю ночь бюро погоды
Предупреждает, что кругом шторма,-
Пускай в портах швартуют пароходы
И запирают накрепко дома.

В разрядах молний слышимость все глуше,
И вдруг из тыщеверстной темноты
Предсмертный крик: «Спасите наши души!»
И градусы примерной широты.

В шкафу висят забытые одежды —
Комбинезоны, спальные мешки…
Он никогда бы не подумал прежде,
Что могут так заржаветь все крючки…

Как трудно их застегивать с отвычки!
Дождь бьет по стеклам мокрою листвой.
В резиновый карман — табак и спички,
Револьвер — в задний, компас — в боковой.

Уже с огнем забегали по дому,
Но, заревев и прыгнув из ворот,
Машина по пути к аэродрому
Давно ушла за первый поворот.

В лесу дубы под молнией, как свечи,
Над головой сгибаются, треща,
И дождь, ломаясь на лету о плечи,
Стекает в черный капюшон плаща.

Под осень, накануне ледостава,
Рыбачий бот, уйдя на промысла,
Найдет кусок его бессмертной славы —
Обломок обгоревшего крыла…

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
Летчик Лундборг и его разбившийся самолет

Шведский летчик Лундборг нашел экспедицию, приземлился на клочок ровного льда и вывез генерала Нобиле. Через три дня обещал вернуться и еще кого-нибудь вывезти, но скапотировал при посадке на лед у красной палатки и, чудом выжив, тоже остался ждать в итальянском лагере спасения.

Две недели спустя до экспедиции добрался «Красин». Итальянцев сняли со льда. Причем, приключения в Арктике на этом не закончились: на обратном пути «Красин» вывел из ледовой пробки ледокол «Малыгин», и уже южнее Шпицбергена радисты приняли сигнал о помощи немецкого парохода «Монте-Сервантес». Этот пароход, поймав в эфире сообщение о чудесном спасении экспедиции… пошел ее встречать — со 1800 пассажирами на борту, но, как и следовало ожидать, влип в ледовый шторм и получил повреждения. Если бы не «Красин», «Монте-Сервантеса» ждала медленная смерть от нарастающих затоплений среди ледяного моря. Ледокол помог немцам с заделкой пробоин и отбуксировал пароход в ремонт.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
«Красин» обнаруживает лагерь пропавшей экспедиции и снимает итальянцев со льдины

В процессе спасения итальянской экспедиции «Красин» достиг рекордных на то время для ледокола координат 81o 47′ северной широты, промерил глубины подо льдом и составил график изменения метеорологической обстановки, доказав, что возможен и прямой прорыв ледоколов непосредственно на Северный полюс. И вписал себя номером один на такой поход, если Институт исследования Севера его одобрит…

С 1929 года ледокол «Красин» стал лидером Карских морских экспедиций, водил караваны и одновременно вел гидрологические исследования северных вод, вошел в качестве участника в программу II Международного полярного года. Ему удается совершить первый в истории мореплавания зимний поход в восточную часть Печерского моря к занесенному туда дрейфом льдов ледокольному пароходу «Ленин», на борту которого находились 120 членов команды. Ледокол под командованием капитана П.А. Пономарева смог освободить его от ледового плена.

Ледокол Красин: к столетнему юбилею грозы северных вод
«Красин» и самолет летчика Чухновского.

В 1933 году «Красин» совершает еще одно зимнее плавание в Арктике. Он оказывает продовольственную помощь промысловым становищам на Новой Земле, где целые семьи остались без продовольствия и медикаментов из-за тяжелой ледовой обстановки. На собаках и аэросанях по льду перевозили грузы, оказывали жителям становища медицинскую помощь, забрали тяжелобольных. Ледокол достиг мыса Желания, посетил Русскую Гавань, губу Крестовую. Никогда еще в это время года сюда не проникало ни одно судно… А в летнюю навигацию этого года ледокол возглавил первую Ленскую экспедицию, в результате которой Якутия получила выход в океан. Капитан «Красина» Я.П. Легздин провел ледокол из Архангельска на восток, в бухту Тикси. Следующие караваном транспортные суда доставили тысячи тонн грузов в Тикси и Нордвик.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB