В октябре 1955 г., через 10 лет после войны, в порту Севастополя взорвался советский линкор «Новороссийск». Погибло более 600 человек личного состава. Как это ни странно, но до сих точно неизвестна причина этого взрыва. Вопросов больше, чем ответов. Ясно и однозначно только одно – было внешнее разрушительное воздействие. В официальную версию – взрыв мины времен Великой Отечественной войны – почти никто не верил.
Немного истории. «Новороссийск» – это бывший итальянский (Италия во время 2-ой Мировой войны союзник гитлеровской Германии) военный корабль «Юлий Цезарь». Участвовал в боях 2-х мировых войн. В последней войне был в эскорте различных конвоев. Правда, был он не первой молодости – больше 50 лет бороздил моря и океаны и достался СССР по итогам войны. Что интересно, в 1942 г. его «списали» с боевой службы и сделали учебным судном.
История корабля довольно странная. В 1949 г. он был передан Советскому Союзу. Назвали его «Новороссийск». 5 лет ржавел на одном из пирсов. Смотреть на него было страшно. Господи, не нужен, сдайте на металлолом. Может быть и не случилось той страшной трагедии. Потом о нем вспомнили. Но лучше бы не вспоминали. За год до взрыва его усиленно ремонтировали и в 1955 г. ввели в боевой строй. Как и положено линкору – он участвовал в боевых походах, маневрах и учениях и практически стал флагманом Черноморского Флота (ЧФ).
Осень. Грустное время. Конец октября 1955г. Линкор на пирсе Севастополя. Более 1500 человек личного состава. Некоторая часть экипажа получила увольнение в город. Большая часть офицеров, в том числе ВРИО капитана «Новороссийска» капвторранга Хуршудов, тоже сошли на берег.
В начале 2-го часа ночи тишину нарушил мощный взрыв, который разорвал носовую часть многопалубного бронированного корпуса корабля. Пробоина была огромной – в 150 кв.м – туда моментально хлынула морская вода. Более 100 человек сразу погибли на месте. Судно начало погружаться в глубины моря. Завыли сирены боевой тревоги. Спасти корабль в тех условиях было невозможно. Был только один шанс – сразу же после взрыва оттянуть линкор в ближайший док и не дать ему перевернуться. Но, по неизвестной причине командующий ЧФ Пархоменко не дал разрешения на это. В момент погружения на дно на судне еще находились сотни матросов и спасательные команды с соседних кораблей. Несмотря на усилия команды и спасателей в начале 5-го часа утра линкор перевернулся, накрыв всех, находившихся там, своим стальным корпусом.
Сметанников Николай Иванович, матрос, награжден орденом Мужества (погиб)
ст. матрос Тевосян Л.С. (погиб)
ст.матроса Екименкова А.М. (погиб)
Матрос дивизиона движения Кушнир Василий (погиб)
Ст.матрос ЭТД Халаев Степан Дмитриевич (погиб)
Мельниченко Николая Григорьевича (погиб)
Первой была версия – взорвался артиллерийский арсенал «Новороссийска». Следствием не подтвердилось. А может взрыв устроили итальянские морские диверсанты? Тоже – доказательств никаких. Хотя, постойте, неугомонные журналисты «раскопали» одну старую заметку в одной из итальянских газет за 1956 г. В ней говорилось о награждении, после описываемых событий, командира подразделения итальянских морских боевых «котиков» авторитетным орденом. Но этот факт, кроме репортеров, никого не заинтересовал.
Как это обычно бывает, все «от и до» засекретили. Жертвы трагедии нашли свой «вечный причал» в братских могилах в Севастополе. «На братских могилах не ставят крестов и вдовы на них не рыдают…». Не было жен у 20-летних матросов.
Через 2 года «Новороссийск» подняли, сняли все вооружение и отправили на переплавку.
автор: Борис Ляшко