Конечно же, все мы слышали хотя бы краем уха историю о легендарном крейсере и его роли в Великой Октябрьской революции в России. Залп орудия «Авроры» ознаменовал переход к новой власти, власти большевиков и Советов. Но кроме этого можно поведать еще многие факты об этом крейсере первого ранга Балтийского флота, о которых упоминают не так часто, и известны они не всякому.
Начнем с того, что строительство судна продолжалось больше шести лет. Крейсер «Аврора» впервые был спущен на воду в середине мая 1900, но еще три года вели всяческие работы по достройке и отделке и в составе флота крейсер оказался только в середине июля 1903 года.
Между тем стоит ради справедливости заметить, что данное морское судно не было каким-то особенным и в чем-то превосходящим другие суда. Быстрота хода развивалась до 19 узлов, в то время как броненосцы в составе эскадр могли следовать со скоростью 18 узлов. Вооружен корабль был восемью 6-дюймовыми орудиями, что тоже не являлось особо могучим вооружением.
Например, бронепалубные крейсеры, такие как «Богатырь», могли развивать гораздо большую скорость движения и мощь их была больше в 1,5 раза. Да и экипажи этих кораблей – и офицеры, и простые матросы, скорее, недолюбливали корабли, произведенные в России, потому что, как показывал опыт, такие крейсеры, как «Диана» имели массу недоработок и часто выходили из строя.
Однако же справедливости ради необходимо признать, что свои основные задачи – проводить разветдействия, разрушение торговых кораблей врага, защита линейных кораблей от миноносцев противника, несение дозора – эти крейсера выполняли на хорошем уровне, так как имели внушительное, порядка 7000 тонн, водоизмещение и приличную мореходность. Если бы у «Авроры» наличествовал весь помещающийся запас угля, порядка 1400 тонн, то крейсер мог бы пройти из Порт-Артура во Владивосток и обратно.
Все тогда произведенные крейсера, в том числе и «Аврора» делали для Тихого океана, где «пахло» войной с японцами, и два судна уже были в 1903 году на Дальнем Востоке. А в сентябре того же года и «Аврора» с командой порядка 500 человек выдвинулась из Кронштадта. Командовал кораблем капитан первого ранга И. В. Сухотин.
Однако на Дальний Восток они не успели – в одном из портов Африки экипажи узнали о том, что японцы уже развязали войну.
Не будем здесь подробно описывать участие «Авроры» в сражениях с японцами, скажем только, что получив значительные повреждения в боях, крейсер тем не менее остался на плаву. После окончания конфликта крейсеры «Аврора» и еще два других прибыли в порт Манила на Филиппинах и там были интернированы властями США до завершения военных действий.
В 1906 году крейсер вернули на Балтику, сделав учебным судном. Здесь провели его капитальный ремонт в Питере, убрали с него торпедные аппараты, заменили орудия, установили рельсы для подачи мин. В 1907 году крейсер потерял класс первого ранга и стал просто крейсером.
С конца 1909 по начало 1910 «Аврора» сходила дальнее плавание с гардемаринами в Средиземное море и Атлантический океан. В этот же период крейсер дежурил в греческих портах, чтобы не допустить военного восстания.
С конца 1911 по середины 1912 года «Аврора» пошла уже в третье по счету свое дальнее учебное плавание, там она поучаствовала в праздновании коронации сиамского монарха, побывала в портах Атлантики, Средиземноморья, Тихого океана, Индийского океана. С начала до середины 1912 года корабль был членом международной эскадры на Крите, базировался какое-то время, представляя Россию, в бухте Суда.
К началу Первой Мировой крейсер состоял при Балтийском флоте. Российские власти тогда ожидали нападения германской флотилии.
В середине октября 1914 года в Финский залив вошла немецкая субмарина «U-26». Там она столкнулась с двумя русскими кораблями – как раз происходила пересменка в дозоре крейсеров «Паллады» (он отходил) и «Авроры» (он заступал). Командовавший подводной лодкой немецкий офицер вполне здраво рассудил, что логичнее сначала уничтожить тот корабль, который новее и сильнее, и атаковал «Палладу».
От поразившей ее торпеды на «Палладе» взорвался боезапас, и броненосный крейсер сразу же затонул, никто из команды при этом не успел спастись. А крейсер «Аврора» за это время успел сманеврировать и спрятаться в шхерах.
В такой ситуации сетовать, что, мол, русские матросы растерялись, совершенно неуместно, так как противостоять субмаринам тогда еще не мог никто, и уже командирам русского флота доложили, что за 10 дней до этого немецкая субмарина затопила подряд три корабля англичан. Как и в войне с японцами, «Аврору» хранило провидение.
Мы в этой статье не станем подробно расписывать события во время Октябрьской революции 1917 года, и какую роль тогда сыграла «Аврора», об этом и так много написано. Однако отметим, что обстрелять Зимний дворец в Питере, как тогда угрожали большевики, не представлялось возможным по техническим причинам. Это был блеф.
Корабль тогда находился на ремонте, и по этой причине с него вывезли весь боезапас, как полагалось по инструкции. И даже устойчивое выражение «залп «Авроры» — это неправильная формулировка, потому что, согласно словарям, «залп» — это когда стреляют несколько стволов, а не один, как это было на самом деле.
В 1918 году крейсер направили на отстой, с начала 1919 года – на консервацию. Осенью 1922 года была создана комиссия, которая проинспектировала корабль и указала в заключении, что состояние крейсера позволит после некоторого ремонта использовать его в учебных целях.
В годы ВОВ «Аврора» базировалась в Ораниенбауме. В 1948 прославленный корабль определили стоять у Большой Невки, там и сейчас он находится, превращенный теперь в музей. Однако особой стариной там не пахнет, так как в 1984 году была проведена реконструкция и в крейсере сменили больше 50% всех его составляющих.
Самое существенное отличие от настоящего, старинного крейсера то, что швы на корпусе теперь сварные, а раньше использовали для скрепления заклепки.