Двадцать тысяч миль под водой. Как советские моряки воплотили мечту Жюля Верна

Только 2 февраля 1966 года, на следующий день после выхода из залива Западная Лица в Баренцево море, экипажи подводных лодок услышали обращение главкома ВМФ адмирала Горшкова, который и рассказал о предстоящих задачах путешествия. Подводным лодкам удалось скрытно пересечь Фарерско-Исландский рубеж противолодочной обороны НАТО. Спустя 15 дней после выхода советские подводные лодки достигли экватора в Атлантическом океане. Этот рубеж экипажи отметили, как и положено, по традиции подводников.

Наиболее сложным для подводных лодок участком пути оказался пролив Дрейка. Это место издавна имело дурную славу среди мореплавателей. Еще со времен плавания Магеллана пролив Дрейка получил известность в качестве кладбища кораблей. Здесь затонуло огромное количество судов самых разных стран мира, пытавшихся пройти пролив против течения. Поэтому когда был открыт и запущен Панамский канал, подавляющее большинство каботажных маршрутов ушли туда. Но через пролив Дрейка продолжали ходить крупные военные корабли, для которых этот путь был относительно безопасным.

Для подводных лодок прохождение пролива Дрейка было сложной задачей, поскольку в проливе было большое количество айсбергов, распознать которые под водой очень сложно. Для определения близости айсберга использовались температурные датчики, которые показывали резкое понижение температуры.

Чтобы обеспечить безопасный проход подводных лодок, советское командование приняло решение направить туда сначала танкер «Дунай» и экспедиционное судно «Гавриил Сарычев». Они вышли на связь с подводными лодками и провели субмарины между айсбергами. Семь дней потребовалось советским подлодкам, чтобы выйти за границу айсбергов. При этом и погода отнюдь не способствовала переходу – к тому времени, когда подлодки показались в проливе Дрейка, здесь бушевал очень сильный шторм. Тем не менее, переход пролива оказался успешным. Преодолев «кладбище кораблей», подводные лодки к 9 марта 1966 года вышли в южную часть Тихого океана и приблизились к острову Пасхи. В районе мыса Горн впервые в истории подводного флота советские подводники приняли радиосигнал сверхдлинных радиоволн на глубине 18 метров.

Советское командование располагало информацией, что на острове Пасхи, находившимся под управлением Чили, ВМС США собираются построить новую военно-морскую базу. Поэтому перед подводниками была поставлена задача изучить с помощью перископа берег, выявить особенности побережья. Но когда подлодки подошли к острову, К-116 стала уходить вниз. В результате происшествия полностью выполнить поставленную задачу не удалось.

Подводные лодки находились в Тихом океане, когда 24 марта 1966 года исполнилось 45 лет командиру отряда контр-адмиралу Сорокину. Подчиненные поздравили Анатолия Ивановича, подарив ему торт и бутылку шампанского, а заодно организовали ему связь с родными, что было для контр-адмирала самым важным подарком. Прошло еще 2 дня и утром 26 марта 1966 года советские подводные лодки в целости и сохранности прибыли на Камчатку. Остались позади около 21 тысячи морских миль, пройденных за 52 суток кругосветного плавания по Атлантическому и Тихому океанам.

Двадцать тысяч миль под водой. Как советские моряки воплотили мечту Жюля Верна

Николай Витальевич Усенко

Не так просто было морякам преодолеть этот путь – и дело не только в сложной службе, но и в морально-психологическом состоянии. Почти два месяца под водой, в отрыве от родных и близких, в замкнутом пространстве – это не шутка. И видимо не зря после окончания похода был по достоинству оценен вклад заместителя командира «К-133» по политической части капитана 2 ранга Николая Витальевича Усенко, который как мог старался повысить боевой дух и настроение сослуживцев – организовывал празднества, соревнования, показы кинофильмов. Один из самых старших участников похода, 49-летний Усенко был участником Великой Отечественной войны, во время которой добровольцем пошел на флот простым матросом и быстро дослужился до боцмана. Военно-политическое образование он получал уже после войны и службы матросом. Именно таких офицеров – воспитателей очень не хватало и не хватает и армии, и военно-морскому флоту.

Двадцать тысяч миль под водой. Как советские моряки воплотили мечту Жюля Верна

Иван Морозов

Путешествие К-133 и К-116 вошло в историю ВМФ Советского Союза как одна из героических и удивительных страниц. Подвиг советских моряков не остался без внимания и наград со стороны государства. Уже 14 апреля 1966 года подводные лодки К-133 и К-116, впервые после окончания Великой Отечественной войны, получили почетные названия гвардейских. Личный состав подводных лодок получил награды. 7 мая 1966 года командовавший походом контр-адмирал Анатолий Иванович Сорокин получил звание вице-адмирала, а 23 мая 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. По итогам похода 23 мая 1966 года звания Героев Советского Союза получили также командир подводной лодки К-133 капитан 2 ранга Лев Николаевич Столяров, командир подводной лодки К-116 капитан 2 ранга Вячеслав Тимофеевич Виноградов, заместитель начальника электромеханической службы соединения подводных лодок капитан 2 ранга Иван Морозов, заместитель командира подводной лодки «К-133» по политической части капитан 2 ранга Николай Усенко и командир боевой части – 5 (электромеханическая) подводной лодки «К-116» капитан 3 ранга Станислав Самсонов.

Двадцать тысяч миль под водой. Как советские моряки воплотили мечту Жюля Верна

Станислав Самсонов

Вице-адмирал Сорокин еще до 1969 года продолжал командовать 1-й Краснознаменной флотилией подводных лодок, а затем перешел на службу в Постоянную комиссию государственной приемки кораблей ВМФ СССР. Вячеслав Виноградов, командовавший К-116, получил в 1967 г. звание капитана 1 ранга, служил заместителем начальника Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С. О. Макарова, а в запас ушел с должности заместителя командующего Камчатской военной флотилии по тылу – начальника тыла флотилии. Лев Столяров, командовавший К-133, дослужился до контр-адмирала и в 1979—1990 годах был начальником Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

С 29 марта по 8 апреля 1966 года проходил XXIII съезд Коммунистической партии Советского Союза. На нем выступил и министр обороны СССР Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский, который рассказал об уникальном походе советских подводных лодок. Для американской стороны это известие стало полной неожиданностью, заставив еще больше опасаться растущих возможностей советского атомного подводного флота.

автор: Илья Полонский

источник: topwar.ru

AesliB