Двадцать тысяч миль под водой. Как советские моряки воплотили мечту Жюля Верна

В 1866 году экипажи кораблей, следовавших через океан, стали наблюдать странный объект. Он напоминал кита, но был куда больше по размерам и двигался с большой скоростью. Так начинается сюжет приключенческого романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой», посвященный удивительным путешествиям капитана Немо и его подводной лодки «Наутилус». Тогда, 150 лет назад, всё, о чем писал Жюль Верн, казалось фантастикой. Потребовалось целое столетие, чтобы в 1966 году советские подводные лодки совершили кругосветный поход.

Середина 1960-х годов – время напряженных отношений между СССР и США. Наращивая оборонную мощь, советское государство особое внимание уделяло развитию подводного флота, в первую очередь – атомных подводных лодок. В океанских просторах, да еще на большой глубине, разворачивалось далеко не шуточное противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов. Кругосветный поход советских подводных лодок в этом контексте имел очень большое значение для обороны страны. Поэтому подготовка к нему осуществлялась в атмосфере строгой секретности. Хотя само по себе событие было удивительным, уникальным, но советские средства массовой информации о нем не сообщили. Было чем гордиться, но соображения секретности оказались важнее.

Двадцать тысяч миль под водой. Как советские моряки воплотили мечту Жюля Верна

О том, какая предстоит задача в готовящемся походе, не было проинформированы не только простые матросы и младшие офицеры, но и командование. Изначально для похода отобрали три атомные подводные лодки – К-116, К-133 и К-14, однако уже в самом начале пути у К-14 возникли технические неисправности с атомной энергетической установкой, в связи с чем в путешествие отправились только две подводные лодки К-133 и К-116. К-116 располагала 6 боевыми крылатыми ракетами и двумя крылатыми ракетами в инертном снаряжении, 10 боевыми торпедами, у К-133 было 20 боевых торпед.

Советские подводники должны были поставить настоящий мировой рекорд, совершив полностью подводное кругосветное путешествие. До них в 1960 году кругосветное путешествие совершила американская подводная лодка «Тритон», однако она поднималась на поверхность океана в Уругвае, где высадила заболевшего моряка. Кроме того, неоднократно в ряде СМИ сообщали и о том, что лодка периодически останавливалась на американских военно-морских базах, разбросанных по всему миру. Впрочем, в Пентагоне эту информацию, разумеется, не подтверждали, желая сохранить лицо.

Задача, поставленная перед советскими моряками, была куда сложнее. Во-первых, подводным лодкам категорически запрещалось всплывать на поверхность океана. Во-вторых, их путь пролегал по пустынным маршрутам мирового океана, чтобы их не смогли засечь американские станции. Наконец, советский поход был групповым и лодки должны были держать связь друг с другом и следовать организованно, что также было куда сложнее, чем одиночное путешествие.

Советские подлодки должны были совершить поход через Атлантический и Тихий океаны и прибыть на Камчатку. Длительность пути составляла 20 тысяч миль. Следует отметить, что кругосветный поход советских подлодок был не просто экспериментальной акцией или демонстрацией мощи советского подводного флота. Ставилась вполне конкретная и объяснимая задача – укрепить Тихоокеанский флот ВМФ СССР двумя подводными лодками. Как известно, подводные лодки, выпущенные в Североморске, поставлялись в порты Тихоокеанского флота Северным морским путем. Теперь решили попробовать другой, куда более сложный, но перспективный вариант.

Изначально рассматривалось три возможных маршрута перехода. Первый маршрут подразумевал переход вокруг Южной Америки через пролив Дрейка, второй – вокруг Африки через Малакку и Сингапур, третий – вокруг Африки и Австралии мимо Сингапурского пролива, который считался достаточно сложным для подводных лодок. Если первый вариант был рассчитан на 78 суток в походе, второй – на 75 суток, то третий вариант был самым длительным и был рассчитан на 90 суток. Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Сергей Горшков остановил свой выбор на первом варианте – путешествии вокруг Южной Америки через пролив Дрейка.

Двадцать тысяч миль под водой. Как советские моряки воплотили мечту Жюля Верна

Анатолий Сорокин

Командиром отряда атомных подводных лодок в этом путешествии был назначен контр-адмирал Анатолий Сорокин – командующий 1-й флотилией подводных лодок Северного флота. К моменту начала похода Анатолию Ивановичу Сорокину было 44 года, он родился в 1921 году, в 1941 году окончил Черноморское военно-морское училище и с ноября 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне – командовал взводом автоматчиков в 82-й отдельной морской стрелковой бригаде Северного флота, затем ротой автоматчиков в 510-м стрелковом полку Западного фронта, был дважды ранен. В 1945 г. Сорокин, окончив Каспийское высшее военно-морское училище, продолжил службу на флоте. В 1959 году он принял командование в 206-й отдельной бригаде подводных лодок Северного флота, затем командовал 31-й дивизией подводных лодок и 1-й дивизией подводных лодок Северного флота. Командир отряда находился на подводной лодке К-116.

Двадцать тысяч миль под водой. Как советские моряки воплотили мечту Жюля Верна

Вячеслав Виноградов

Атомной подводной лодкой К-116, укомплектованной на Тихоокеанском флоте, командовал капитан 2 ранга Вячеслав Виноградов, а атомной подводной лодкой К-133 Северного флота – капитан 2 ранга Лев Столяров. Вячеслав Тимофеевич Виноградов, 36-летний капитан 2 ранга, в 1952 году окончил 1-е Балтийское высшее военно-морское училище, а командиром подводной лодки «С-349» был назначен в 1958 году, после окончания Высших специальных офицерских классов ВМФ СССР. Командиром крейсерской атомной подводной лодки «К-116», учитывая его незаурядные командирские качества и профессиональные знания, Вячеслава Виноградова назначили в 1964 году.

Двадцать тысяч миль под водой. Как советские моряки воплотили мечту Жюля Верна

Лев Николаевич Столяров

Лев Николаевич Столяров, тоже 36-летний капитан 2 ранга, в 1953 году окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище. С 1964 по 1965 гг. он командовал подводной лодкой «К-5», а в 1965 году был назначен командиром подводной лодки «К-133». Оба командира были типичными представителями советского офицерского корпуса – выходцы из народа, уроженцы небольших населенных пунктов (Лев Столяров родился в деревне Гремучий Ключ под Калугой в семье рабочего, а Вячеслав Виноградов – на станции Медведево Бологовского района, которая ныне входит в состав Тверской области, в семье железнодорожника). Советская власть дала им возможность получить высшее военное образование и сделать карьеру в Военно-морском флоте СССР.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB