Глубокой осенью, точнее – 5 октября 1921 г. в Босфорском проливе случилось ЧП: пароход «Адриа» врезался в покоившуюся на набережной Константинополя (ныне Стамбул) яхту «Лукулл». Погибли 2 члена команды. Как ни странно, но суд признал это ЧП несчастным случаем, хотя, очевидно, это было что-то другое. Как стало известно эта судно арендовал известный белый генерал Петр Врангель. В результате этой морской аварии на дно ушли все драгоценности семьи, важные бумаги, крупная сумма денег Русской армии (РА). Так умерла надежда генерала возродить Белое движение (БД) и бороться с советской властью.
Напомним – барон Врангель известный военный деятель царской России, участник последних войн России и один из руководителей Белого движения.
В сентябре 1920 г. все, что осталось от Белой гвардии после боев с красными в районе Перекопа (Крым) погрузилось на врангелевские морские суда и направились в Константинополь. Сопровождали их корабли Антанты, вооруженные силы которой в то время оккупировали город. Еще одно действующее лицо в горниле той истории – Ольга Голубовская – действующий сотрудник разведуправления РККА. За границей, в среде эмигрантов известна как поэтесса – Елена Ферарри. В свое время работала на заводах, в типографии, в пошивочном ателье. Проявила недюжинный талант в изучении иностранных языков – в совершенстве владела английским, французским, немецким, итальянским, турецким.
Еще до революции – в партии большевиков. Была медсестрой, простым стрелком, командиром подразделения, разведчицей на гражданской. В 1921 г. направлена в Турцию. Здесь же были размещены остатки РА.
Яхта Врангеля раньше принадлежала русским дипломатам. Это была его штаб-квартира. Здесь проводились совещания, встречи, собрания и прочее. Вот-вот будет создано русское правительство в изгнании. Генерала поддерживают страны Антанты. Их очень интересуют богатейшие ресурсы России. Думается, госпожа Голубовская вовремя прибыла в Турцию. Здесь у нее было много дел.
Так вот, в тот день, когда яхта потонула, на ней должно было пройти важное совещание. Но не смог прибыть активист, редактор газеты «Общее дело» Н.Чебышев. Намедни он был нещадно избит, травмирован и не мог двигаться. Поэтому генерал решил провести совещание на квартире Чебышева.
В это же время итальянский судно «Адриа» шедший из Батуми и степенно проходивший район Галаты на расстоянии около полтысячи метров от берега неожиданно меняет курс и направляется прямо на яхту. Очевидцы подумали, что что-то случилось с рулевым механизмом и изменить направление движения невозможно. Также они обратили внимание, что в таком случае включается сирена, но «Адриа» молча таранит яхту и две ее половины моментально уходят на дно. Удар «Адриа» прошелся точь-в-точь в каюту, где должно было состояться то совещание. Что интересно с «Адриа» не было сделано ни единой попытки спасти барахтавшихся в воде людей. Их спасали турецкие рыбаки, их было здесь во множестве. Пароход был арестован английскими властями. Во время разбирательства капитан и лоцман заявили, что было сильное подводное течение и это не позволило сделать соответствующие маневры и как-то избежать столкновения.
Елена (Константиновна) Феррари
Многие пассажиры, позже вспоминая об этом ЧП утверждали, что в Батуми пароход посещали высокопоставленные чекисты. Также капитан всячески тянул время выхода из порта Батуми. Он мог бы прибыть в Константинополь глубокой ночью, тогда Врангелю точно был бы каюк.
Известный советский пролетарский писатель М.Горький, говорят, был человеком очень хорошо информированным, и кое-что знал о причастности Елены Ферарри к этим событиям. В 1923 г. он писал одному своему знакомому о том, что это она протаранила белогвардейскую яхту в Константинополе. Не так давно были рассекречены некоторые документы и на эту тему. В них было некоторое подтверждение этим слухам.
автор: Борис Ляшко