Поверхностная модернизация лёгкого танка

источник: warspot.ru 6 марта 1942 года было подписано постановление Государственного комитета обороны (ГКО) №1394 «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Наркомсредмаша». Работы по усилению вооружения...

источник: warspot.ru

6 марта 1942 года было подписано постановление Государственного комитета обороны (ГКО) №1394 «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Наркомсредмаша». Работы по усилению вооружения Т-60 привели к тому, что у конструкторов получился новый танк, который использовал многие агрегаты предшественника, но превосходил его по всем показателям. Конечно, полноценной заменой для Т-50, ставшего жертвой производственных проблем, Т-70 так и не стал. Тем не менее, он вполне подходил на роль лёгкого танка. Т-70 стал вторым по массовости легким танком Второй мировой войны, уступив лишь американским машинам семейства Light Tank M3. В этой статье речь пойдет о Т-70Б, модернизированной серии советского лёгкого танка.

Т-70 с литерой Б

На необходимость некоторых доработок конструкции Т-70 указывалось ещё в тексте постановления ГКО №1394. Вторым пунктом этого документа Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) обязали устранить обнаруженные в ходе испытаний дефекты. А согласно третьему пункту, с 1 июня 1942 года Т-70 должен был выпускаться с более широким траком и более толстыми катками. Необходимость в такой модернизации возникла из-за того, что нагрузка на ходовую часть лёгкого танка выросла. Если у Т-60 с утолщённой бронёй на один опорный каток в среднем приходилось 775 кг нагрузки, то у Т-70 этот показатель вырос до 920 кг.

Так Т-70 выпуска ГАЗ им. Молотова выглядел с апреля по начало августа 1942 года

Однако при движении танка по асфальтовым и проселочным дорогам усиление нагрузки на ходовую часть практически не ощущалось. Именно по этой причине запуск в серию Т-70 с катками и гусеничными лентами от Т-60 посчитали возможным. Совсем иначе обстояли дела при езде по снегу и целине, а также болотистой местности. Зимой 1941–42 годов на Т-60 поступали жалобы из частей, связанные с плохими показателями движения по снегу. Увеличение массы Т-70 явно не способствовало улучшению ситуации.

Далеко не лучшими были и показатели движения Т-70 по мягким грунтам. В ходе испытаний летом 1942 года серийный танк повели по заболоченному участку местности, где до того проверялись зарубежные танки. Итоги испытаний оказались неутешительными. Танк проехал 70 метров из 80, сев в итоге на брюхо. Выбрался он из болота сам, используя бревно для самовытаскивания. Для сравнения, Light Tank M3 преодолел этот же участок местности без проблем, также как Pz.Kpfw.38(t) и Valentine VII.

Эта же машина с правого борта. Здесь следует обратить внимание на выхлопные трубы, идущие по правом борту. Начиная с 5 августа 1942 года их вывели на крышу моторного отделения

Выдержать сроки, указанные в постановлении ГКО №1394, не удалось. Освоение производства Т-70 шло непросто, для начала требовалось хотя бы устранить конструктивные недостатки, обнаруженные в ходе испытания опытной машины и танков установочной партии. По состоянию на начало мая работы по приведению конструкции машины в порядок всё ещё не закончились. Только за апрель 1942 года было внесено 5 различных изменений, связанных с системой охлаждения и установкой вооружения. Еще 9 переделок было внесено в конструкцию в мае.

Стоит отметить, что первые Т-70 не оснащались радиостанциями и приборами внутренней связи. Только с 25 мая началась установка танковых переговорных устройств (ТПУ), а с 4 июня на часть танков стали ставить радиостанции 9-Р. Кроме того, с 12 мая электрооборудование было переведено с 6-вольтовой на 12-вольтовую схему, а 19 числа появились две сигнальные лампочки в районе места механика-водителя. Серьезные работы были проведены с системой охлаждения, благодаря им её эффективность значительно повысилась. Усовершенствования внедрялись в конструкцию танка и в июне: появились первые признаки ограждения двигателя, переделке подверглась башня. В июле на Т-70 стали ставить генератор ГТ-500, а на воздухоочистителе заднего двигателя появился пылеотражатель.

Машина раннего типа, вид сверху

Дополнительным фактором, который повлиял на ход модернизации Т-70, являлись проблемы с производством комплектующих. Например, в июне имелись перебои с коробками передач, масса нареканий шла на скорость производства и качество двигателей. Самой же главной проблемой стали корпуса и башни. Особенно «отличился» завод №180 в Саратове, масса нареканий к которому поступала в связи с производством как Т-60, так и Т-70. В результате из 390 запланированных танков за июнь удалось сдать 350 штук. Проблемы наблюдались и у завода №38, который в июне сдал вместо 130 танков 117 штук. Ограничивающим фактором здесь стали корпуса.

Получше дела со сборкой танков обстояли в июле. ГАЗ в этом месяце при задании в 450 машин ровно столько же и сдал, из этого числа 101 танк был радийным. А завода №38 смог даже перевыполнить план, изготовив 153 танка вместо запланированных 150.

Проведенные испытания показали, что проходимость по болотистой местности у Т-70 и Т-60 хуже, чем у зарубежных легких танков

Работы по модернизации ходовой части Т-70 начались в КБ ГАЗ им. Молотова в июле 1942 года. К 12 числу был разработан новый трак, расширенный до 300 мм. Его довольно легко визуально отличить по отсутствию круглых отверстий. Одновременно поступили отчеты с Брянского и Центрального фронтов, из которых было понятно, что толщины бортов корпуса в 15 мм для танка явно недостаточно.

Кроме того, именно в этот момент впервые прозвучала информация о том, что командир лёгкого танка перегружен работой, поскольку вынужден совмещать обязанности командира, наводчика, заряжающего и радиста. Это стало сигналом к разработке двухместной башни, что привело, в итоге, к созданию Т-80, последнего советского серийного легкого танка военного периода. Информация о том, что конструктор Астров имел какие-то планы, по созданию двухместной башни для Т-70 ещё весной 1942 года, является плодом фантазии авторов, это написавших.

Другой известной фантазией, появившейся еще в 60-е годы, является индекс танка с модернизированной ходовой частью. Широко известное обозначение Т-70М является плодом воображения одного из не очень чистоплотных с точки зрения исторической достоверности создателей справочника, появившегося в послевоенные годы. Этому же составителю мы «обязаны» и появлением индекса Т-40с. Так вот, впервые обозначение модернизированного Т-70 появилось в июле 1942 года, и выглядело оно как Т-70Б. Также в переписке использовалось обозначение Т-70-Б.

Трак Т-70Б, разработанный в июле 1942 года. Тогда же были разработаны и другие элементы усиленной ходовой части

Разработка траков нового типа по времени совпала с массовыми жалобами на траки старой конструкции. Из войск сообщали, что при наезде на твердые предметы траки гнулись. Имелись претензии и к другим элементам ходовой части. Изгибались ведущие колеса, на 6–8 сантиметров проседали торсионы. Особенно это касалось задней части танка.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...