Поверхностная модернизация лёгкого танка

К 24 июля на испытания вышли 6 танков Т-70. 2 танка были серийного типа, остальные имели усиленную ходовую часть. 2 из них имели борта толщиной 25 мм, другие 2 – 35 мм. При толщине бортов 25 мм боевая масса танка выросла до 10 400 кг, а при толщине 35 мм – до 11 000 кг. Два танка получили измененные выводы выхлопных труб, которые внедрили на серийных Т-70 с 5 августа 1942 года. Еще два танка получили полное ограждение двигателя, его ввели в серию с 8 августа. Также на танках испытывались крылья и брызговики разного типа. В результате все 6 танков были разными, отличаясь от остальных теми или иными деталями.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Вывод выхлопных труб через крышу, введенный в конструкцию серийных танков с 5 августа 1942 года

Испытания выявили, что штатная ходовая часть удовлетворительно работала только первые 300 километров. Далее начинали разрушаться катки, проседать торсионы и ломаться траки. Усиленный трак, который испытывали на второй серийной машине, из-за поломок проушин оказался забракован. Что же касается усиленной ходовой части, то она работала надежно. Правда, из-за увеличения массы скорость танка упала на 5%. По этой причине было принято соломоново решение: с 10 сентября ввести в серию ходовую часть на танке с бортами толщиной 15 мм. Предполагалось, что с 1 октября серийные танки будут выпускаться с бортами толщиной 25 мм, но этого так и не случилось.

Также в серию было решено ввести двойные воздухоочистители, благодаря которому срок службы моторов увеличился с 640 до 1200 километров. Они появились на танках с 5 сентября, тогда же в конструкцию ввели усиленную главную передачу. Еще одной новинкой стал люк механика-водителя с перископическим смотровым прибором. Его разработали в июле 1942 года и испытали на одном из таков с усиленными бортами, в серии он появился с 16 сентября.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Новая конструкция люка с более совершенным перископическим прибором. Его появление заметно улучшило обзорность с места механика-водителя. Такой люк разработали в июле, а ввели в производство с 16 сентября 1942 года

ГАЗ им. Молотова первые два Т-70Б сдал в самом конце сентября. Официально же новую ходовую часть «ввели в строй» 1 октября вместе с дополнительной снарядной укладкой. Последняя позволила увеличить боекомплект до 90 патронов к 45-мм пушке. Новые крылья у Т-70 появились позже – с 10 октября. Параллельно с этим производство Т-70Б было организовано на заводе №38. Стоит отметить, что к тому моменту танки двух заводов были одинаковыми по конструкции. Литые спицованные опорные катки пропали с кировских машин еще летом 1942 года. Единственным элементом, который позволял отличить танки разных заводов, стала система нумерации. Согласно приказу по Народному комиссариату танковой промышленности (НКТП) №676сс от 24 сентября 1942 года, продукция завода №38 получила в начале серийного номера букву Л. Одновременно этот приказ ликвидировал разнобой с серийными номерами у танков разных заводов.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Таким Т-70Б был с октября 1942 по начало 1943 года

В таком виде танки обоих заводов выпускались вплоть до конца 1942 года. К началу 1943 года ГАЗ им. Молотова оказался единственным, выпускавшим танки Т-70. В соответствии с постановлением ГКО №2559 «Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38», вместо Т-70Б в Кирове начался выпуск самоходных установок СУ-12. Вместо завода №38 второй площадкой для производства лёгких танков становился завод №40, созданный путём реорганизации завода №592. С одним нюансом – вместо Т-70 там планировалось выпускать Т-80. Впоследствии на выпуск новых танков должен был перейти и ГАЗ, правда, производство Т-80 там так и не заладилось. Всего же за 1942 год ГАЗ им. Молотова сдал 3495 Т-70, из них 2252 линейных и 1243 радийных. Что же касается завода №38, то он, согласно ведомостям, сдал 1378 танков.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Бронировка маски, выполненная методом сварки и штамповки. Ее разработали в июле, но ввели в самом конце 1942 года

Из-за необходимости скорой постановки на конвейер легких танков Т-80 внешний облик Т-70 в начале 1943 менялся не слишком сильно. Главным отличием стала новая бронировка маски. Ее разработали еще в июле 1942 года, но по разным причинам появилась она в производстве только в декабре 1942 года. Между тем, даже с производством текущей модели существовал ряд проблем. Начиная с октября 1942 года ГАЗ систематически срывал план выпуска танков. Например, в ноябре вместо 650 было сдано всего 320 Т-70Б, а в декабре вместо 700 удалось принять лишь 510 штук. Отчасти это было связано с запуском модернизированной ходовой части, но имелись и более глубокие проблемы. Главной из них был высокий уровень брака по литым деталям, особенно это касалось блоков двигателей и траков. Брак по блокам моторов в декабре составил 75,5%. Именно это и стало главным лимитирующим фактором.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Один из первых Т-70Б с новой бронировкой орудийной маски, декабрь 1942 года

Те же самые проблемы перекочевали и на 1943 год. В январе 1943 года вместо 550 танков было сдано 300, при этом на начало февраля имелся задел из 130 танков, не имевших траков. В феврале с огромным трудом заводу удалось выполнить программу в 400 танков, при этом на начало марта имелся задел из 60 Т-70Б без траков. Удалось выполнить и мартовский план в 500 танков, в апреле же вместо 550 машин было сдано 500. При этом завод реально построил 440 танков, остальное же было теми самым 60-ю Т-70Б без траков. При этом реально заказчик принял 275 танков, а на заводе к 1 мая скопилось 225 машин, которые еще требовалось доделать. Как раз в это время ГАЗ фактически отмахнулся от производства Т-80. В мае вместо 450 Т-70 заводу удалось сдать всего 325.

Поверхностная модернизация лёгкого танка

Выпуск Т-70Б на ГАЗ им. Молотова, весна 1943 года

Читай продолжение на следующей странице
AesliB