Грозный «кувшин»

Среди элегантных, лёгких и маневренных истребителей Второй мировой войны своими неожиданными размерами и обликом выделялся Republic P-47 Thunderbolt – тупоносый и громоздкий, с массой вдвое – втрое больше своих собратьев. Он даже получил у лётчиков прозвища «горшок» и «кувшин», поскольку спереди больше всего походил на эти гончарные изделия. Воевать он начал довольно поздно, но огромная максимальная скорость – 750 км/час в сочетании с огневой мощью, надёжность и живучесть конструкции, комфортная кабина и прекрасные радиостанции сделали со временем Р-47 эффективным воздушным бойцом, любимым лётчиками.

Грозный «кувшин»

«Тандерболт» был продолжателем серии самолётов, разработанных двумя эмигрантами, уроженцами Тифлиса – Александром Николаевичем Прокофьевым-Северским и Александром Михайловичем Картвелишвили, жившим и творившим в США под фамилией Картвели.

Грозный «кувшин»

Александр Николаевич Прокофьев-Северский 

Грозный «кувшин»

Александр Михайлович Картвели (Картвелишвили)

Отец Александра Северского был одним из первых в России частным самолётовладелцем, и посадил сына за штурвал. В США Александр приехал в составе делегации 1918-м, уже успев повоевать лётчиком-истребителем в небе Мировой войны, и на Родину возвращаться не стал. В 1922-м на средства от патентов, проданных правительству Соединённых Штатов, он основал собственную авиафирму, а в 1931-м преобразовал её в корпорацию Seversky Aircraft Company. В сотрудничестве с бывшим артиллерийским офицером Картвели он создал несколько прекрасных гоночных самолётов. Популярности фирме добавила известная лётчица Жаклин Кокран: в 1937 году, когда скорость истребителей не превышала 500 км/час, она разогнала самолёт Северского – Картвели до 563 км/час, побив все рекорды. После несчастного случая Северский отошёл от дел фирмы, и вся нагрузка легла на плечи Картвели, ставшего вице-президентом и главным конструктором.

Впервые армия США закупила самолёты фирмы Северского в 1935 году, приняв на вооружение тренировочные машины РТ-8. Позднее Картвели спроектировал истребитель Р-35, в котором уже угадывались черты будущего «Тандерболта». Р-35 закупили ВВС США и Швеции, однако, несмотря на новинку – убирающиеся шасси, было построено меньше 200 экземпляров, потому что другие характеристики из-за маломощного 950-сильного мотора до мировых стандартов не дотягивали.

Следующим шагом на пути к «Тандерболту» стал P-43 Lancer, имевший максимальную скорость 543 км/час и дальность полёта до тысячи километров. С 1940 по 1942 год их построили не много и поставляли, в основном, в Китай и в Австралию, так как на вооружении ВВС США уже стояли истребители Р-38, Р-39 и Р-51, имевшие более высокие лётные характеристики и усиленное вооружение.

Картвели изучил причины неудач с Р-35 и Р-43, и начал разработку новой перспективной машины, уделив особое внимание улучшению аэродинамики и повышению мощности двигателя. В результате в июне 1939-го появился новый самолёт ХР-47В, получивший название «Рипаблик».

После начала Второй мировой войны американские конструкторы были удивлены технической отсталостью своих истребителей на фоне немецких самолётов. Хотя у американских ВВС был прекрасный бомбардировщик В-17, истребители, стоявшие на вооружении, явно устарели, а новых машин ещё не было. Даже несмотря на то, что США от войны отделял океан, были опасения, что, если немцы захотят нанести по стране бомбовые удары, противопоставить им будет нечего. В этой обстановке правительство США сделало всё возможное, чтобы резко увеличить производство истребителей и авиамоторов.

Картвели разработал новый проект. Винто-моторную группу нового самолёта составил самый мощный в то время мотор Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp – двухрядную «звезду» воздушного охлаждения максимальной мощностью 2,1 тыс. л/с, на котором для повышения высотности имелся турбокомпрессор, приводимый в действие выхлопными газами, а тягу обеспечивал четырёхлопастной винт переменного шага диаметром почти 4 метра. Самолёт был очень большой: даже пустой он весил 5 тонн, а максимальны взлётный вес достигал 10 тонн, вооружение его составляли 8 12,7 мм пулемётов Browning M2 с ленточным питанием по 500 патронов на ствол, установленные в крыльях вне плоскости вращения воздушного винта. Зарядка облегчалась большими люками в крыльях.

ХР-47В поднялся в воздух 6 мая 1941 года. Однако самолёт не додавал скорость на расчётной высоте. Картвели переделал фюзеляж и турбокомпрессор, что позволило разогнать машину до 660 км/час и уложиться в техническое задание. В марте 1942 года первые 170 самолётов серии В 56-й истребительной авиагруппы улетели в Англию.

Параллельно фирма работала над модификацией С. Под Рождество 1942 года первые 88 самолётов Р-47С прибыли Англию. Такой большой и тяжёлый истребитель вызывал скептицизм у лётчиков. После сравнительного воздушного боя выяснилось, что, превосходя по скорости немецкие самолёты, Р-47С уступает им в маневренности. Кроме того, небольшая дальность полёта не позволяла использовать их для сопровождения бомбардировщиков в рейдах на Германию, и, начиная с 8 апреля 1943 года, их применяли против вражеских бомбардировщиков.

Летчики быстро привыкли к новым машинам, оценив надёжность, скорость и огневую мощь. Механики сразу полюбили «Тандерболт». Это были надёжные машины, неприхотливые к полевым условиям. Картвели очень ответственно подошёл к проблеме обслуживания и ремонта самолётов там, где ничего для этого нет, сделал всё, чтобы облегчить жизнь техническому составу и сократить до минимума время нахождения на земле. Если и были у Р-47 недостатки, то в первую очередь дело с ними имели лётчики, а не наземный персонал.

Грозный «кувшин»

Бразильский P-47 после столкновения с дымоходом. Пилот смог совершить мягкую посадку.

Вскоре была выработана новая тактика, позволявшая, используя преимущества в скорости, побеждать «мессеры» и «фокке-вульфы». Пилоты люфтваффе быстро поняли, что от «горшков» нужно держаться подальше.

Бомбардировщики союзников летали в плотном боевом строю, оказывая друг другу поддержку плотным и интенсивным пулемётным огнём. Первоначально считалось, что, ощетинившись тысячами стволов, они смогут самостоятельно отразить нападение сплошной стеной огня. Однако полёты без истребительного сопровождения привели к серьёзным потерям В-17. Но и защита истребителей не была панацеей: немцы находили прорехи в плотном строю «Летающих крепостей», и потерь избежать не удавалось. Тем не менее, немцы не могли позволить себе таких потерь, как союзники, и чем дольше продолжались налёты на промышленные центры и инфраструктуру Германии, тем быстрее снижался её военно-промышленный потенциал.

Немцы основные силы бросали против бомбардировщиков, и старались не связываться с истребителями. Это вполне устраивало пилотов Р-47, летевших на большой высоте, что позволяло им атаковать с пикирования, и преследуемый «мессер» уже ничего не мог подделась. Фактически, против немцев использовалась та же тактика превышения, которую они применили в Европе в 1940-м и в СССР в 1941-м – 1943-м.

Стратегические бомбовые удары на Германию наращивались и не прекращались до конца войны. Потери люфтваффе были велики, но ещё хуже было то, что невосполнимыми становились потери лётчиков: выбывали из строя асы, ветераны боёв в Испании, битвы за Англию, в Польше и в России. Кроме того, их самолёты, ранее непобедимые, начинали уступать английским «Спитфайрам», советским ЯКам и ЛА, новым американским истребителям. Понимая, что нарастить количество поршневых самолётов не удастся, немцы начали производство более эффективных реактивных самолётов, однако серийный выпуск почти тысячи прекрасных истребителей Ме-262 уже не мог переломить ход войны, а немецкая авиация не могла уже обеспечить защиту своей территории.

Грозный «кувшин»

Два «Рипаблик» P-47C-2-RE «Тандерболт» из 61-й истребительной эскадрильи, 56-ой истребительной группы 41-6265, 1943 год.

Р-47 доставалось крепко. Но в отличие от самолётов с моторами жидкостного охлаждения, они были менее уязвимы: их двигатели были надёжнее – отсутствие радиаторов и трубопроводов для охлаждающей жидкости, бронированная герметичная кабина с кондиционером, очень помогали в бою. Однако был и недостаток: топливные баки были неудачно расположены под кабиной пилотов, даже протерктированные они часто загорались от попавших пуль и снарядов, поэтому пилоты были всегда готовы покинуть горящий самолёт.

Учитывая, что многие Р-47 возвращались на базу с неизрасходованным боезапасом, командование ВВС дало распоряжение лётчикам расходовать боеприпасы на обратном пути, пусть даже, и по случайным целям. Это привело к открытию новых возможностей «Тандерболтов»: они превратились в самолёты поля боя, иначе говоря, в штурмовики.

Начав воевать на Тихом океане, американцы, быстро осознав значение превосходства в воздухе, создали сеть аэродромов вокруг японских островов, откуда и началось завоевание победы, основанное на экономической мощи США. Японцам нечего было противопоставить качеству и количеству американских самолётов. Необходимость преодоления больших расстояний на этом театре военных действий отодвинуло Р-47 на второй план: предпочтение было отдано тяжёлым двухмоторным P-38 Lightning и одномоторным дальним истребителям P-51 Mustang. Но несмотря на это, немало Р-47 участвовало в боях в этом регионе против наземных целей с высокой эффективностью. Они оказывали поддержку наземным войскам при высадке на островах, всё ближе приближаясь к Японии.

Наиболее известная военная компания, где массово применялись Р-47С – битва за Марианские острова, захват которых был важным пунктом в стратегических планах союзников, поскольку они могли стать базой для нанесения удара по Окинаве и Формозе. Обойдя Филиппины, можно было нейтрализовать расположенную там большую группировку японцев. Кроме того, захват Марианских островов вёл к блокаде Японии, т.к. перерезал важнейшие морские пути поставок военных материалов, и, в первую очередь, бензина и каучука. Потеря островов означала неизбежное поражение Японии в войне, а победа союзников становилась лишь вопросом времени.

В конце мая 1944 года в гавани Пёрл-Харбор на Гавайях три эскадрильи Р-47 погрузили на палубы двух небольших эскортных авианосцев. Там же готовился к выходу в море первый конвой кораблей вторжения, на которые кроме боевых частей погрузили людей и технику 804-го инженерного авиабатальона, в задачу которого входило строительство аэродромов на отбитых у японцев островах.

Утром 15 июня 1944 года передовые части морской пехоты высадились на пляже Сайпана. Как и в других случаях, особую важность представляли именно те острова, где были японские аэродромы – Сайпан, Тиниан и Гуам. На Сайпане японский гарнизон был самым большим в этом регионе и насчитывал 32 тыс. человек. Было решено атаковать именно здесь. На закате 15-го на берег высадились 20 тыс. морпехов, и стали метр за метром, с большими потерями с обеих сторон продвигаться вглубь острова, в джунгли. Десантные корабли отвели подальше от берега. 17 июня был захвачен аэродром Аслито, к 18-му японцы были отброшены настолько далеко, что сапёры смогли приступить к его восстановлению. Взлётно-посадочные полосы, укрепления и сооружения аэродрома были разрушены почти полностью. Лётное поле было завалено обломками самолётов. К 20 июня японцы потеряли 450 машин и большинство экипажей – для них это были невосполнимые потери.

Сапёры, находясь ещё под угрозой атак и снайперского огня японцев, заровняли полосу, восстановили инженерные сети аэродрома. Через неделю после начала десантной операции полоса была готова, и Р-47 перелетели на берег с авианосцев, стоявших в 60-ти милях. Картвели не создавал «Тандерболт» как палубный самолёт, однако они, стартуя практически без разбега, взлетели все, приземлились на новом аэродроме, и, едва заправив баки, практически сразу же вступили в бой. Некоторые лётчики засветло успели сделать по нескольку боевых вылетов.

Для бомбовых и штурмовых ударов Р-47 имел под плоскостями специальные держатели для бомб калибра 450 мм и ещё один – под фюзеляжем для 220-килограмовой бомбы. Неуправляемые ракеты заряжались в кассеты из трубчатых направляющих. Хотя из-за высокой скорости Тандерболт нельзя было назвать полноценным штурмовиком, но способность поднять в воздух более тонны смертоносного груза, говорит сама за себя. Советский штурмовик Ил-2 брал на борт лишь 400 кг бомб.

23 июля началось вторжение на остров Тениан, где Р-47 каждый день совершали сотни коротких боевых вылетов, оказывая поддержку пехоте. На Тениане японцы сопротивлялись отчаянно, но у них не было никаких шансов: «Тандерболты» полностью господствовали в воздухе, и без помех атаковали вражеские позиции.

Битва за Марианские острова была решающим событием на Тихоокеанском ТВД. Это была одна из самых значительных десантных операций американских вооружённых сил, и последний эпизод войны, когда японцы ещё могли сосредоточить значительную воздушную мощь. «Тандерболты» блестяще справились со своей задачей на островах.

Грозный «кувшин»

Боевые качества Р-47 были востребованы и в ходе операции Оверлорд по высадке в Нормандии. Большое внимание было уделено тактической поддержки с воздуха, чтобы помешать немцам перегруппировать силы и сбросить союзников в океан. В первые моменты взаимодействие между наземными силами и авиацией вызывало затруднение, но вскоре связь между передовыми наблюдателями с патрулирующими самолётами наладилась, и Р-47 стал одним из наиболее эффективных средств, способствовавших продвижению союзников вглубь Европы.

Целенаправленная борьба с истребителями люфтваффе продолжалась, и в сочетании с понесёнными Германией потерями от непрекращающихся бомбардировок, это обеспечило авиации союзников полное господство в воздухе над Европой ещё до того, как силы вторжения высадились на пляжи в Нормандии. В этот период Р-47 практически не привлекались к сопровождению стратегических бомбардировщиков, где их заменили «Мустанги», лучше приспособленные к воздушным боям с истребителями люфтваффе. Помимо поддержки войск на поле боя, Р-47 успешно применялись в массированных атаках на железные дороги, крупные станции и узлы, уничтожая подвижной состав, тем самым существенно затрудняя переброску войск, техники и подвоз боеприпасов и продовольствия, нанося чувствительные потери живой силе ещё до того, как она занимала свои позиции, подрывая боевой дух солдат. Стратегические и тактические бомбардировки привели к полному параличу транспортной инфраструктуры Германии и опустошению обширных территорий, что существенно облегчало продвижение наземных сил.

Грозный «кувшин»

Схема варианта P-47B

Серийно выпускать Р-47 прекратили в декабре 1945 года. Всего было построено 15 683 машины различных модификаций, что сделало Тандерболт самым массовым американским истребителем Второй миррой войны. Р-47 совершили 546 тыс. боевых вылетов, проведя в воздухе более 1,3 млн. часов, уничтожив более 7 тыс. вражеских самолётов, половину из которых – в воздушных боях. За всё время боёв было потеряно 3,5 тыс. Р-47 – совсем немного в сравнении с другими истребителями той эпохи и с тем уроном, который был нанесён врагу на разных ТВД. В 1945 г. многие из Тандерболты даже первой серии В находились в исправном состоянии, что как нельзя лучше характеризует талант создателей и технические и технологические возможности американской промышленности.

После войны опыт применения поршневых Тандерболтов лёг в основу формирования и тактики реактивных истребителей-бомбардировщиков. С 1970-х имя этого замечательного самолёта, разработанного русскими конструкторами, перешло к реактивному штурмовику А-10.

автор: Николай Кузнецов

AesliB