«Аэрокобра» – самолет победы

6 апреля 1939 г. в воздух впервые поднялся американский истребитель Р-39 «Аэрокобра», которому было суждено сыграть весьма заметную роль в победе антигитлеровской коалиции. Одноместный цельнометаллический моноплан был сконструирован...

6 апреля 1939 г. в воздух впервые поднялся американский истребитель Р-39 «Аэрокобра», которому было суждено сыграть весьма заметную роль в победе антигитлеровской коалиции. Одноместный цельнометаллический моноплан был сконструирован Робертом Вудсом и Гарландом Пойером и выпускался фирмой Бэлл Эйркрафт на заводе в Буффало. Компоновка самолета была весьма необычной: 12-цилиндровый мотор мощностью 1 150 лошадиных сил устанавливался не спереди, как у всех одномоторных истребителей, а, как у ставшего позднее знаменитым советского «Запорожца», позади кабины пилота. Винт приводился в движение карданным валом, который вращался прямо под ногами пилота. Такое расположение мотора позволило освободить нос самолета и разместить там 37-милиметровую пушку с тридцатью патронами, два 12,7 мм пулемета с 270 патронами на каждый. Еще четыре 7.62 мм пулемета устанавливались в крыльях. Это было очень мощное вооружение.

«Аэрокобра» – самолет победы

Другой особенностью самолета было убирающееся при помощи электромотора трехстоечное шасси с передней ногой, что практически полностью исключало капотирование при посадке. Третьей особенностью была весьма комфортабельная пилотская кабина с прекрасным практически круговым обзором и двумя дверями вместо привычного сдвижного или откидного фонаря. Двери были оснащены стеклоподъемниками и рычагами для аварийного открывания. Такая конструкция позволяла летчику с парашютом легко сесть в кабину, однако при экстренном покидании в воздухе возникали очень серьезные проблемы: стабилизатор зачастую «догонял» выпрыгнувшего пилота и калечил его.

Самолет мог развить скорость почти 600 км в час на высоте 4 200, метров, имел потолок 9,5 км, практическую дальность до тысячи км, а с дополнительным баком – до 1 700 км, высоты 6 км достигал за 8,5 минут. На вооружение ВВС США Р-39 стали поступать в конце 1939 г., но американским летчикам они не очень нравились, поскольку были сложны в управлении, ошибок в пилотировании не прощали, часто сваливались в плоский штопор.

Еще одной проблемой Р-39 была невысокая по американским меркам дальность полета. У США противников на суше не было, для патрулирования над океаном радиуса даже с дополнительным баком 850 км было явно недостаточно, а для использования в качестве палубного самолета у него были слишком большой разбег и пробег.

«Аэрокобра» – самолет победы

После начала Второй мировой войны союзники – Англия и Франция первое время обходились своими силами, но апреле 1940 г., еще до того, как Германия предприняла мощное наступление через территорию Бельгии и Нидерландов, Париж подписал контракт на сумму 8,5 млн. долларов на поставку Р-400 – экспортного варианта Р-39. Самолет стоил примерно 50 тыс. долларов, значит, американцы должны были поставить на европейский театр военных действий порядка 170 «Аэрокобр» Но после того, как немцы захватили Париж, и оккупировали часть Франции, на оставшейся «свободной» территории было создано прогерманское марионеточное правительство Виши, и Англия в июле 1940 г. уничтожила французский флот в Алжире, контракт перешел Англии. После этого Бэл адаптировал Р-39 под британских Королевских ВВС, которым предстояло вести бои с самолетами люфтваффе, по большей части, над Ла-Маншем. Английским летчикам на уже устаревших «Харрикейнах», новых «Спитфайрах» с моторами Ролс-Ройс Мерлин и «Аэрокобрах» удалось отстоять остров. Р-39 был быстрее немецкого Ме-109 и «Спитфайра», однако английский истребитель имел больший потолок. После того, как появилась новая модификация двигателя Рол-Ройс, англичане от использования Р-39 отказались, но почти 2 тысячи машин заказали ВВС США.

После того, как 7 декабря 1941 г. японцы разгромили военный флот в Пёрл-Харборе, американским летчикам пришлось столкнуться с истребителями Mitsubishi A6M Zero, которые имели двигатель воздушного охлаждения и по многим параметрам превосходили самолеты США, в том числе и Р-39. Положение усугублялось тем, что японские летчики имели большой опыт воздушных боев, в то время, как американские самолеты пилотировались, по большей части, молодыми и неопытными летчиками. Поначалу американцам пришлось не сладко, японцы захватили господство в воздухе над Тихим океаном, боевой дух американской авиации падал.

К весне 1942 г. американцам удалось несколько выправить положение на фронте. Американская промышленность из месяца в месяц наращивала выпуск самолетов, появлялись новые модели с более высокими, чем у японцев тактико-техническими и летными параметрами. Когда начались жестокие бои за аэродромы в Новой Гинее, «Аэрокобры» стали использовать для сопровождения двухмоторных бомбардировщиков В-25 Митчел и транспортных С-47. (В Советском Союзе этот самолет выпускался по лицензии фирмы «Дуглас», носил наименование ПС-84, но больше известен под именем Ли-2). В-25 бомбили объекты с небольшой высоты, для повышения точности бомбометания бомбы сбрасывали на парашютах.

Американские летчики «Аэрокобры», мягко говоря, не жаловали за сложность управления, за капризность, за систему охлаждения двигателя, которая стала едва ли не самым уязвимым местом самолета в воздушных боях, за то, что на больших высотах он резко терял скорость и маневренность. В то же время, сильной стороной Р-39 было мощное вооружение: прямое попадание 37-милиметрового снаряда разрывало вражеский самолет на части, а очередь из 12,7-милиметровых пулеметов буквально отпиливало крылья.

В определенном смысле летные характеристики «Аэрокобры» повлиял на то, что «Аэрокобра» попала на восточный фронт, где воздушные бои велись на высотах до 4 километров, а там американский истребитель немецким «мессерам» и Фоке-Вульф-190 не уступал. Кроме того, Р-39 имел совершенно немыслимую для советских летчиков роскошь: комфортабельную кабину с подогревом и прекрасную радиостанцию, обеспечивавшую уверенные прием и передачу.

Первыми «Аэрокобрами», учтя катастрофическое положение на Восточном фронте, когда эвакуированная в тыл советская авиационная промышленность еще не успела наладить выпуск самолетов, поделилась Англия: в конце 1941 г. в Мурманск прибыли корабли, доставившие Р-39 в Советский Союз. В следующем году Великобритания отправила в СССР 212 «Аэрокобр». До Мурманска добрались только 158 машин, 54 – четверть от отгруженных с Туманного Альбиона, были потоплены на морских транспортах немецкими субмаринами. Вскоре завод в Буффало начал выпускать «Аэрокобры» специально для Советского Союза. Советские летчики летали на Аляску, а оттуда самолеты перегонялись по трассе «Алсиб» в Красноярск. В разобранном виде Р-39 привозили также через Иран, который был оккупирован советскими и английскими войсками в августе–сентябре 1941-го. (Операция «Согласие»).

Сначала «Аэрокобры» поступали в запасные авиаполки, где фронтовые пилоты учились летать на незнакомых машинах. Советские летчики поначалу встретили новый самолет без особого энтузиазма, но в то время американская машина существенно превосходила и ЛаГГ-3, и Як-1, и МиГ-3, и строевые летчики достаточно быстро поняли, что им повезло. Во всяком случае, на грунтовых аэродромах носовое шасси было куда удобнее заднего колеса, поскольку и управлять на рулежке было удобнее, и при посадке самолет не клевал носом. Летчики оценили хорошую скорость и скороподъемность, мощное вооружение, теплую просторную кабину, фонарь с круговым обзором, радиостанции. И, конечно, особым шиком было щеголять в теплых кожаных куртках на меху, которые поставлялись вместе с самолетом.

Однако очень быстро стало ясно, что Р-39 машина с норовом. Однажды при выполнении рядовой фигуры высшего пилотажа машина сорвалась в штопор, и опытный пилот, штурман полка не смог избежать катастрофы. Подобные инциденты редкостью не были, что, разумеется, стало головной болью для командования советских ВВС. Вскоре, однако, ас Амет-Хан Султан нашел способ выводить «Аэрокобру» из плоского штопора, разработал наставления, и катастрофы прекратились.

«Аэрокобра» – самолет победы

Амет-Хан Султан

В 1942 г. в Тбилиси, где собирали истребители ЛаГГ-3, созданный в КБ Семена Лавочкина, вызвали двух лучших летчиков с Северного Кавказа для того, чтобы они помогли сравнить Р-39 и английский «Спитфайр» с новой модификацией ЛаГГ-3. Советский истребитель оказался хуже практически по всем показателям. Семен Алексеевич Лавочкин был человеком умным, он быстро все понял, и вскоре появился Ла-5, а вскоре Ла-5ФН и Ла-7 – одни из лучших истребителей Второй мировой войны. Одним из пилотов, проводивших тесты на «Аэрокобрах», был будущий Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Кстати, Покрышкин ни за что не хотел пересаживаться на Як или Ла, и до самого конца войны непатриотично летал на американском истребителе.

«Аэрокобра» – самолет победы

Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин

Весной 1943г. 16-й и 45 гвардейские истребительные авиаполки, вооруженные «Аэрокобрами», встретились над Кубанью с новейшими Me-109 G-2 и G-4, и немцев это рандеву буквально ошеломило. Появление Р-39, которыми управляли братья Борис и Дмитрий Глинка, Михаил Петров, Иван Бабак, Николай Лавицкий, Николай Кудря, всегда вносило коренной перелом в обстановку в воздухе над полем боя, хотя противостояли им не зеленые юнцы из гитлерюгенда, а признанные асы, имевшие на своем счету не один десяток побед: Хартманн, Храбак, Ралль, Баркхорн, Крупински, Визе. 22 марта 1943 г. четыре пары «Р-39» в бою против 24 «мессеров» сбили 13 вражеских самолетов, потеряв при этом троих летчиков, двое из которых пошли на таран. А вскоре на Кубань прибыл 16-й гвардейский авиаполк, в котором воевали Покрышкин, Григорий Речкалов, Вадим Фаддеев, Аркадий Федоров, Николай Искрин, Георгий Голубев, Андрей Труд, и немцы хлебнули лиха! При сопоставимых с самолетами Яковлева и Лавочкина летно-техническими характеристиками «Аэрокобра» несла меньшие потери при большем количестве боевых вылетов.

«Аэрокобры» воевали до самого конца войны. В 1944 г. в ходе Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции почти 200 Р-39 в бою с вдвое превосходящими силами люфтваффе пресекли последнюю попытку немцев вернуть себе господство в воздухе и одержали сокрушительную победу.

С 1935 по 1944 г. американские авиазаводы выпустили 8 764 «Аэрокобры» различных модификаций, больше половины из которых – 4 924 было поставлено в СССР. Учтя опыт воздушных боев и технического обслуживания Р-39, американцы разработали истребитель Р-63 «Королевская кобра», у которого несколько выросла скорость, и почти вдвое был увеличен боезапас пушки. В Советском Союзе эти самолеты в качестве учебных находились в летных училищах до начала 1954 г., когда уже закончилась эпоха поршневых самолетов.

автор: Николай Кузнецов

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector