Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

Уже назавтра зрители выносили двери касс, на сеансы шли стройными колоннами с транспарантами, уведомляющими всех, кто был в это время на улице, что они идут смотреть…

Советское кино создало двух исторических героев, которые на экране вовсе не соответствовали своим реальным прототипам: князя Александра Невского, которого в одноимённом фильме Сергея Эйзенштейна сыграл Николай Черкасов, и легендарного начдива Василия Ивановича Чапаева, в основу мифа о котором легли две жизни: самого Чапаева и артиста Бориса Андреевича Бабочкина, в 1934 году сыгравшего Чапаева в фильме Георгия и Сергея Васильевых. Этот актёр снялся в 24 картинах, три фильма поставил как режиссёр, написал один сценарий. Он служил в двух десятках театров по всей стране и за границей, много работал на телевидении.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Чапаев» (1934)

Детство

Борис появился на свет 18 января 1904 года в Саратове. Отец занимал невысокую должность на железной дороге, мать работала в школе учительницей. Когда мальчику минуло 7 лет, родители определили его в престижное в Саратове Первое Александро-Мариинское реальное училище.

Когда началась Гражданская война, Боре было 14 лет, и он рвался воевать с беляками. Неподалёку от Саратова, в Николаевске начал свою карьеру в Красной Армии и Чапаев. Они и в дальнейшем были довольно близко друг от друга: когда Чапаева назначили начальником 25-й стрелковой дивизии Восточного фронта, Бабочкин служил в политотделе 4-й армии, в состав которой входила чапаевская дивизия.

Студия при местном драмтеатре

После окончания Гражданской войны Бабочкин вернулся в Саратов и поступил в студию при местном драмтеатре, которой руководил будущий Заслуженный артист РСФСР Александр Канин. Через пару месяцев занятий в студии случился раскол: группа студентов, в составе которых был и Бабочкин, желавшая быстрых перемен, объявила о разрыве с театром, вызвав скандал на весь сонный Саратов. «Реформаторы» добились, что им выделили купеческий особняк в центре города, но что делать дальше они просто не знали, и все задуманные реформы так никогда и не осуществились.

Москва

Оставшись у разбитого корыта – вернуться в драмтеатр ему не позволяла гордость, Бабочкин решил ехать в Москву. Канин дал ему рекомендательное письмо к Владимиру Немировичу-Данченко, но вручить его Борису было недосуг – он, мол, сам себе дорогу пробьёт, и адресат увидел его лишь в 1940-м: Бабочкин, будучи уже всесоюзно знаменитым, показал письмо мэтру при встрече.

В августе 1920-го Бабочкин, которому на тот момент не было и 17-ти, зато была ясная цель и несгибаемый характер, приехал в Москву, но куда дальше идти от Павелецкого вокзала не знал, да и ночевать ему было негде. Он вёз с собой пуд муки, но при выезде из Саратовской губернии его отобрали то ли продотрядовцы, то ли обычные жулики.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

Бабочкин сумел поступить в мастерскую Михаила Чехова, про которую говорили, что она является самой передовой в изучении и внедрении системы Станиславского, и даже опережает самого основоположника и корифея. Монастырские порядки, которые установил великий актёр, Бабочкину не очень нравились, к тому же Чехов своих студийцев актёрскому мастерству почти не обучал, давая лишь теорию, да и то от случая к случаю. Чтобы нет терять времени попусту, Бабочкин параллельно поступил в студию «Молодые мастера», которой руководил Илларион Певцов. Там была полная теоретическая неразбериха, зато легко и весело учили играть на сцене, да ещё и иногородних студентов обедами кормили бесплатно, и Бабочкин от Чехова окончательно ушёл к Певцову. (В «Чапаеве» Певцов играл антипода Чапаева усатого полковника Бороздина, игравшего на рояле «Лунную сонату» Бетховена, между прочим, одно из любимых произведений Ленина).

Театры

После выпуска Певцов уехал в Иваново-Вознесенск, и за ним в будущий «город невест» подались многие его ученики. В 1921-м Бабочкин вернулся в Москву, и поступил в труппу Московского драмтеатра, где сыграл пять маленьких ролей. Но Бабочкин был большим охотником до перемены мест, и по стране его помотало изрядно: подолгу нигде не задерживаясь, он играл в Воронеже, Костроме, Самарканде, Харбине, Могилёве. В 1927 году Бабочкин женился на балерине Екатерине, в семье родились две дочери: сначала Наталья, потом Татьяна.

Первые роли в кино

В кино Бабочкин дебютировал в 1928 году: он сыграл мятежника Караваева в картине «Мятеж» Семёна Тимошенко, а через два года у него же в фильме «Заговор мёртвых» – красноармейца. На съёмках этой картины Бабочкин впервые встретился с Леонидом Кмитом, с которым через три года сыграет в фильме Владимира Корщ-Саблина «Первый взвод», а в 1934-м Кмит станет ординарцем Чапаева Петькой. В 1932-м в фильме Рашель Мильман-Криммер и Бориса Шписа «Возвращение Нейтана Беккера» Бабочкин исполнил свою первую главную роль в кино: он играл еврея Микулича, который, спасаясь от погромов, уехал в США, но потом вернулся в Белоруссию строить социализм и привёз ещё с собой афроамериканца Джима. Потом были снятые в Минске Владимиром Корш-Саблиным «Первый взвод» и «Дважды рождённый» Эдуарда Аршанского.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Мятеж» (1928)

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Возвращение Нейтана Беккера» (1932)

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Первый взвод» (1932)

В 1931 году в Ленинграде в театре им. Пушкина Бабочкин сыграл в пяти спектаклях, в том числе, Чацкого в «Горе от ума», Хлестакова в «Ревизоре», Алексея в «Петре I», Самозванца в «Борисе Годунове».

Чапаев

В 1932 году состоялась судьбоносная встреча Бабочкина с братьями Васильевыми, которые были не родственниками, а, всего лишь, однофамильцами. Писатель Виктор Шкловский утверждал, что это он посоветовал им назваться братьями. Васильевы готовились снимать фильм о герое гражданской войны начдиве Чапаеве, и не могли найти исполнителя на главную роль: Николай Баталов от этой роли отказался, о чём потом очень жалел. Бабочкин же, якобы видевший Василия Ивановича живьём, хотя этот факт даже самим Бабочкиным потом отрицался, довольно подробно описал его манеру ходить, говорить, одеваться, носить папаху слегка набекрень, и режиссёры, посмотрев на него со всех сторон, предложили сыграть Чапаева. Пока ещё фильм был немым – звуковым он стал уже в процессе производства, и с записью звука на новом, ещё несовершенном оборудовании создатели картины и актёры хлебнули лиха.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Чапаев» (1934)

Запустить картину удалось лишь в августе 1933-го, но погода на Волге подвела, и натуру снять не успели. Работу свернули, и из первой экспедиции в окончательный вариант вошла лишь сцена проводов комиссара Фурманова. То, что можно было, за зиму отсняли в павильонах, а весной снова поехали в поволжские степи.

Сцена гибели Чапаева далась Бабочкину тяжко. Отсняли много дублей, но то «братьев» что-то не устраивало, то при проявке плёнку засвечивали. Бабочкин устал и был просто в отчаянии. (Сколько раз в детстве я смотрел последнюю сцену, столько раз надеялся, что Чапаев выплывет. Признаться в этом было неловко, но когда много лет спустя я разговаривал об этой картине со своими одноклассниками и другими сверстниками, практически все сказали, что у них было такое же настроение).

В конце концов, осенью 1934-го съёмки закончили. Сегодня в это трудно поверить, но самый первый показ «Чапаева» прошёл при полупустом зале: о рекламе и, как бы сейчас сказали, промоутинге, никто не позаботился, и люди просто не знали о новой картине. Но те, кто был в зале, свои восторги разнесли по Москве быстро, и это без всякого Интернета и телефонов. Уже назавтра зрители выносили двери касс, на сеансы шли стройными колоннами с транспарантами, уведомляющими всех, кто был в это время на улице, что они идут смотреть «Чапаева», а кинофабрика начала печатать сотни новых копий фильма. Дело дошло до того, что кинотеатры стали работать круглые сутки, и ничего, кроме «Чапаева» не показывали. Газеты печатали хвалебные рецензии, и больше всех похвал удостоился Бабочкин.

Чапаев у Бабочкина – уникальный индивидуум: он одновременно мудрый и невежественный, сентиментальный и жёсткий. С одной стороны, он обладает всеми чертами человека из народа, а с другой – он не такой, как все, ему, почему-то, хотелось верить, за ним хотелось идти в огонь и в воду, простите за невольный каламбур. К сожалению, фраза брошенная Чапаевым что он «академиев не проходил и не заканчивал» многими была истолкована так, что для победы над врагом всякие там академии без надобности: мы их били, бьём и будем бить.

Экранный, во многом, придуманный начдив отбросил на Бабочкина тень своей личности, самим же Бабочкиным и созданной. Именно Бабочкин возвёл Чапаева, одного из многих красных командиров, и, прямо скажем, далеко не самого выдающегося, воевавшего на командных должностях меньше двух лет, на высоченный пьедестал.

Народного артиста РСФСР

В 1935 году Бабочкину, минуя звание Заслуженного артиста, дали Народного артиста РСФСР, в 1939-м он получил первый орден Ленина, через год – Сталинскую премию I степени. Дважды сталинским лауреатом Бабочкин стал через десять лет за главную роль профессора Павла Лаврова в фильме Фридриха Эрмлера «Великая сила».

БДТ им. Горького

Известный актёр, режиссёр и педагог Алексей Дикий пригласил Бабочкина в БДТ им. Горького, а когда Дикого арестовали и посадили на пять лет, Бабочкин стал главным режиссёром и худруком БДТ. В 1939 году на сцене БДТ Бабочкин впервые в Советском Союзе поставил «Дачников» Максима Горького, и сыграл там Власа. К этой пьесе Бабочкин обратится ещё не раз и в театре, и в кино.

«Учитель»

В 1940-м Бабочкин переехал в Москву, и поступил в труппу театра им. Вахтангова, где прослужил до конца войны. В спектакле «Учитель», который Сергей Герасимов перенёс с экрана на сцену, он играл главную роль Степана Лаутина. Некоторое время почти безграничная известность и то, что его отождествляют с Чапаевым, ему не мешали. Однако довольно быстро пришло понимание, что такого успеха у него уже никогда не будет, и хуже всего, как его не гримируй, зритель всё равно будет видеть в нём Чапаева, и он, сам того не желая, превращается в актёра одной роли. Чапаев Бабочкину всю жизнь и помогал, и мешал.

«Подруги»

Одной из наиболее заметных работ Бабочкина в кино стала роль товарища Андрея в вышедшей через год после «Чапаева» драме Лео Арнштама «Подруги». В этом фильме Бабочкин попытался отойти от героического, но холодного монумента, и его герой обладает ярко выраженными человеческими чертами – добротой, совестливостью, честью и даже благородством. Прототипом Андрея был к моменту выхода картины на экраны убитый в Смольном Сергей Костриков, больше известный под партийным псевдонимом Киров. В следующем фильме «Друзья» того же Арнштама Бабочкин играл товарища Алексея, снова похожего на Кирова, который устанавливал Советскую власть на Кавказе.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Подруги» (1935)

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Большие крылья» (1937)

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Друзья» (1938)

«Чапаев с нами»

Когда началась война, Бабочкин находился в Риге, где его старый знакомый Семён Тимошенко начал снимать картину «Мёртвая петля» о знаменитом лётчике Сергее Уточкине, которого играл, конечно же, Бабочкин, однако в силу понятных причин снять картину не удалось. Но уже в самом конце июля вышла первая во время войны агитационная короткометражка «Чапаев с нами», снятая Герасимовым и Арнштамом, где Бабочкин играл, разумеется, Чапаева, который живой и невредимый вышел из пучины уральских вод, и со словами: «Врёшь, не возьмёшь! Били, и будем бить!» повёл в бой красных бойцов.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Чапаев с нами» (1941)

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Актриса» (1942)

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Непобедимые» (1942)

В 1942-м вышло сразу три фильма с участием Бабочкина, снятые в Алма-Ате: «Оборона Царицына» братьев Васильевых, где Бабочкин играл белого поручика, первый советский фильм о войне «Непобедимые» Герасимова и Михаила Калатозова, в котором Бабочкин исполнил роль инженера Кировского завода Николая Родионова. В ленте Леонида Трауберга «Актриса» Бабочкин играл временно не зрячего пациента тылового госпиталя майора Пётра Маркова, который выглядел настоящей пародией на Василия Ивановича, особенно в эпизоде, где он просит трубача, лауреата всесоюзного конкурса, судя по гражданской одежде, ополченца, конкурса сыграть сигнал «Боевой сбор», а потом то же самое, но погромче. Бабочкин чувствовал, что его герой ведёт себя неестественно, и попросил Трауберга изменить сцену, но тот был непреклонен, и получилось то, что получилось.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Царицын» (1942)

«Фронт»

В 1943-м братья Васильевы сняли фильм «Фронт» по одноимённой пьесе Александра Корнейчука, написанной по прямому указанию Сталина и им одобренной, и уже с успехом идущей на многих сценах страны, в том числе, и в театре им. Вахтангова. Бабочкин, как и в своём театре играл, конечно же, прогрессивного командарма Огнева, вынужденного противостоять не только врагу, но и командующему фронтом ретрограду Ивану Горлову.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Фронт» (1943)

«Родные поля»

В 1944-м вышел снятый в Москве фильм «Родные поля», который на «Мосфильме» поставили Бабочкин и театральный художник Анатолий Босулаев. В своей дебютной картине Бабочкин попытался правдиво рассказать о жизни в деревне до и во время войны. Бабочкин, понятное дело, сыграл в этом фильме главную роль председателя колхоза Ивана Выборнова. На одном из собраний в Доме кино Иван Пырьев назвал «Родные поля» лучшим фильмом года.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Родные поля» (1944)

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Повесть о «Неистовом»» (1947)

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Повесть о настоящем человеке» (1948)

Малый театр

В 1948-м Бабочкин пришёл в Малый театр, сыграл там Хлестакова в «Ревизоре» и Ленина в «Незабываемом 1919-м» Всеволода Вишневского. В 1953-м, уже после смерти Сталина он возглавил театр им. Пушкина, пригласил освобождённого из тюрьмы Дикого, и вместе они поставили старую пьесу «Тени» Салтыкова-Щедрина, но спектакль вскоре закрыли, и в 1955-м Бабочкин вернулся в Малый. «Иванов» по Чехову, которого поставил Бабочкин и играл там главную роль в очередь с Царёвым, имел большой успех. Бабочкин поставил «Правда хорошо, а счастье лучше» по Александру Островскому, где сыграл Силу Грознова, и это тоже был большой успех. Как режиссёр Бабочкин всячески увиливал от злободневных производственных пьес, стараясь ставить классику – Чехова, Тургенева, Островского, а когда ему не давали, он до конца жёстко отстаивал свою позицию, а потом уходил в другой театр, порой, со скандалом. Дома, наоборот, он был очень мягким человеком, обожал жену и дочерей, в адюльтерах замечен не был.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Великая сила» (1950)

«Бегство мистера Мак-Кинли»

С 50-х по 70-е годы Бабочкин сыграл всего в трёх картинах: в первой совместной работе Александра Алова и Владимира Наумова «Тревожная молодость» он играл партийного секретаря, в «Аннушке» Бориса Барнета – Ивана Ивановича. Далеко уйти от Чапаева Бабочкин смог в «Дачниках», поставленных им в Малом театре и в фильме, снятом вместе с Еленой Скачко. И на сцене, и в кино Бабочкин играл инженера Петра Суслова, отдалённо напоминающего Ленина. Критика отмечала тщательную и тонкую разработку горьковской пьесы. В 1963 году Бабочкин стал Нородным артистом СССР, в 1974 получил Звезду Героя соцтруда.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Тревожная молодость» (1954)

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Аннушка» (1959)

Бабочкин хотел поставить чеховскую «Чайку», но ему не позволили. В 1968-м он ушёл из Малого, и два года оставался вне театра. В это время на телевидении он записал «Скучную историю» по Чехову и «Плотницкие рассказы» Василия Белова.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Дачники» (1966)

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Дом Островского» (1974)

Последний раз в кино Бабочкин снялся в 1975 году: в ленте Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли» он играл богача Сэма Боулдера. За эту роль он посмертно получил Государственную премию СССР.

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Скучная история. Из записок старого человека» (1968)

Актёр Борис Бабочкин: биография, первые роли в кино, Чапаев, театр, всесоюзная известность и личная жизнь

«Бегство мистера Мак-Кинли» (1975)

17 июля 1975 года Борис Бабочкин получил в Малом театре зарплату, и на своей «Волге» поехал на дачу. Видимо, почувствовав себя плохо, он остановился возле гостиницы «Метрополь», и умер прямо за рулём.

автор: Николай Кузнецов

AesliB