Они не скрывали своей вражды, годами не здоровались, никогда не приходили на премьеры друг друга, и во всеуслышание желали сопернице провала…
Про неё говорили, что она неоднозначная, слишком прямолинейная, и всегда непредсказуемая. Руфина Нифонтова, одна из самых красивых актрис советской эпохи, будто вся была соткана из противоречий, и сама она долго считала себя некрасивой, хотя была стройна, высока, с золотыми волосами и удивительно яркими огромными голубыми глазами. Свой низкий голос она в шутку называла «женским басом».
Детство
Руфина родилась в Москве 15 сентября 1931 года в семье железнодорожника полугрека Дмитрия Питаде и русской крестьянки Дарьи Семёновны, работавшей ткачихой. Детство Руфы счастливым не назовёшь – ей не было и 10 лет, когда началась война. Два старших брата погибли на фронте. В 1943 году на станции нелепо погиб отец, и мать, женщина волевая и строгая, отдала всю любовь и чрезмерную заботу Руфе и её брату-близнецу Славе. Брат был тихим мальчиком, а Руфа, наоборот, заводилой, непоседой, и даже хулиганкой: на весть Сталинский район Москвы тройка по поведению была только у неё и её подруги Риммы. Руфа с рождения была рыжей, и её за эксцентричные выходки прозвали «Рыжим клоуном». Она играла и в школьном театре, и драмкружке клуба железнодорожников, частенько из-за голоса, мальчишеские роли. Она хорошо пела, и после школы отнесла документы в консерваторию, но на прослушивании ей посоветовали идти не в оперные, а в драматические артистки. В Щепкинском училище при Малом театре Питаде подвёл как раз голос: её завернула легенда театра Вера Пашенная – кого ей играть? Мужиков, что ли? И тогда мама чуть ли не за руку отвела дочь во ВГИК. На экзаменах Руфу опять хотели завернуть, но тут вмешалась Ольга Пыжова: она сказала, что эту девушку они с Борисом Бибиковым берут. В ней было всё – и голос, и стать, а косолапую походку можно исправить. Не исправили, но Руфине это и не мешало.
Семья
Во ВГИКе Руфина познакомилась с Глебом Нифонтовым. Он был старше неё на 8 лет, воевал почти от звонка до звонка. Глеб увидел её в коридоре института, то ли в шутку, то ли всерьёз сказал, что жить без неё не может, и услышал в ответ, что она без него запросто проживёт. Глеб долго ухаживал, провожал Руфину на окраину Москвы, и часто от него сбегала последняя электричка. Дарья Семёновна стелила ему на полу под столом. Однажды Руфина сказала: «Давай, поженимся, что ли, иначе ты так под столом и состаришься». Когда родилась их единственная дочь Ольга, именно Глеб взвалил на себя все домашние обязанности – Руфина возню на кухне не любила, она вообще была неважной хозяйкой. Да и мамой она была так себе – воспитанием дочери занималась Дарья Семёновна, а сама Руфина сначала много работала, навёрстывая время, проведённое «в декрете», а потом просто много работала в театре и в кино.
Первые роли в кино
Многие сокурсники в массовке и в небольших эпизодах начинали сниматься чуть ли не с первого курса, а Руфину Питаде не звали даже на такие роли. Свою первую роль в институте Руфина получила по дружбе. Студент режиссёрского факультета ВГИКа экранизировал Обломова, и предложил Руфине роль Акульки. Для соответствия образу, нарисованному Иваном Гончаровым, гримёры приклеили ей на щёку бородавку. Материал попал на глаза известному режиссёру Григорию Рошалю, и он пригласил Руфину на главную роль в своей картине «Вольница» по повести Фёдора Гладкова. Рошаль на эту картину взял, по сути, весь курс Пыжовой и Бибикова. Съёмки проходили в Ялте. Фильм вышел в 1955 году, а через год на кинофестивале в Карловых Варах Нифонтову признали исполнительницей лучшей женской роли. Но даже после такого триумфа большинство кинокритиков считало, что Руфина – актриса театральная. Она к советам прислушалась, и после окончания ВГИКа она пошла в Театр киноактёра, но долго там не задержалась. Однажды в коридорах «Мосфильма» Нифонтову остановил сам директор Малого театра народный артист и лауреат Михаил Царёв, и деликатно спросил, не хочет ли она служить в Малом театре. По образованию она была киноактрисой, театрального опыта у неё не было, но таких предложений дважды не делают, и она согласилась. Это была судьба: в Малом она проработала всю жизнь, играя почти только главные роли.
Малый театр
В самом первом спектакле «Каменное гнездо» по пьесе финской писательницы Хеллы Вуолийоки Нифонтова играла вместе с Верой Пашенной. Та не забыла абитуриентку с низким голосом и необычной фамилией, перед которой она захлопнула дверь в театральное училище, и отношения сразу не заладились: между звездой и начинающей актрисой словно встала прозрачная стена. Пашенная смотрела сквозь Нифонтову, но ничего ей не говорила, а слова Нифонтовой эту стену не пробивали. Нифонтова уже хотела отказаться от роли и вообще уйти из Малого, но однажды Пашенная пригласила её к себе домой на воскресный чай. К бывшему особняку Меньшикова на углу улиц Герцена и Огарёва Руфина приехала пораньше, и долго ходила вокруг дома. Ровно в назначенный час она постучала в дверь квартиры великой актрисы. Пашенная, всегда строго одетая, встретила Руфину в домашнем халате, и начала разговор словами из их сценического диалога. Руфина не растерялась, и ответила тем же. По сути, это была репетиция, которая позволила двум актрисам по-настоящему рассмотреть друг друга. Этот урок от Пашенной Нифонтова запомнила на всю жизнь. И вскоре стало ясно, что Пашенная хочет сделать из Нифонтовой свою преемницу, и именно поэтому особенно строга с ней. Пашенная стала опекать Нифонтову, и потом вела её по жизни. В 1962-м Пашенная поставила на в Малом «Грозу» Александра Островского, и главную роль Катерины отдала Нифонтовой, а сама играла Кабаниху. Когда Нифонтову хотели выгнать из театра за то, что она посыпала дустом костюм администратора театра, за неё вступилась Пашенная, и даже дошла до самой Екатерины Великой – министра культуры Фурцевой.
«Хождение по мукам»
Поговаривали, что на съёмках «Вольницы» Рошаль влюбился в Руфину, и поэтому предложил ей роль Кати Булавиной в «Хождении по мукам» Алексея Толстого. Нифонтова заявила, что эту буржуйку играть не будет, но Рошаль настоял. Нифонтова мучила его вопросами, пытаясь представить, как ей надо играть. Рошаль в ответ отправлял её в библиотеку, в консерваторию и в Третьяковку. На съёмки она приезжала из чёрного барака, которых было много настроено для железнодорожников вдоль путей, а Рошаль учил её утончённым манерам. Он пытался создать из неё русскую аристократку, она подчинялась и старалась ничего не упустить. Именно эта лента и сделала Нифонтову кинозвездой, а трилогию «Хождение по мукам» посмотрело более 40 млн. зрителей. Все были уверены, что после этого актрису ждёт шквал предложений, но всё пошло иначе. Позже однокурсники и друзья сказали, что вся жизнь Руфы была хождением по мукам.
Конфликт с Элиной Быстрицкой
После успеха в кино Нифонтова и в театре стала звездой. Но примой в Малом она оставалась не долго: в конце 50 в труппу пришла Элина Быстрицкая, которая была старше на 3 года. Двум талантливым актрисам было непросто ужиться в одном театре, тем более, что типаж у них был сходный, они могли играть одних и тех же героинь – налицо был конфликт интересов. Они не скрывали своей вражды, годами не здоровались, никогда не приходили на премьеры друг друга, и во всеуслышание желали сопернице провала. Борис Бабочкин, подбирая актрис для спектакля и фильма «Дачники», видимо, не знал об отношениях Быстрицкой и Нифонтовой, и пригласил их обеих. На одной репетиции Бабочкину не понравилось, как Нифонтова играла Варвару Михайловну. Она сказала режиссёру: «Шеф, покажите, как надо!». Бабочкин показал. Нифонтова повторила всё до мельчайших деталей и интонаций. Бабочкин посмотрел, подумал, и сказал: «Нет уж, делай, как считаешь нужным!» В спектакле «Любовь Яровая» Нифонтова и Быстрицкая вдвоём вышли на сцену, причём, Нифонтова играла главную роль, а Быстрицкая – машинистку Павлу Панову. Как и всегда, профессионализм взял верх, и обе актрисы сыграли очень хорошо.
«Русский лес»
В вышедшей в 1964 году картине Владимира Петрова «Русский лес» по одноимённому роману Леонида Леонова Нифонтова, будучи уже Заслуженной артисткой РСФСР, ярко и убедительно сыграла одну из главных ролей – Елену Ивановну, мать главной героини Полины.
В театре Нифонтова играла практически без выходных – по 20–25 спектаклей в месяц, её узнала и полюбила театральная Москва, зритель стал ходить «на Нифонтову» – её имя на афише гарантировало аншлаг. Но она часто была недовольна собой. Ей больше нравились характерные роли, но режиссёры предлагали, по большей части, лирических или трагедийных героинь. Периодически Нифонтова бунтовала против строгих рамок консервативного Малого театра. Она совершала эксцентричные поступки, откровенно хулиганила. В телеспектакле режиссёра Бориса Львова-Анохина «Фома Гордеев» именно Нифонтова придумала, чтобы её героиню Сашу выносили в ковре, и она появлялась, раскатывая ковёр, словно бабочка из кокона. Однажды она отвесила пощёчину режиссёру, который позволил себе нецензурно высказаться в адрес актёра. Она могла ни с того, ни с сего сорваться на коллегу, но потом извинялась и старалась помочь. Юрию Соломину она выбила квартиру.
«Палата»
Георгий Натансон, планируя снимать фильм «Палата», хотел видеть Нифонтову, умеющую играть одними глазами, в роли Ксении, подруги известного писателя Новикова. Нифонтова согласилась. Почти сразу Рошаль предложил Нифонтовой сыграть роль Женни, жены Карла Маркса в картине «Год как жизнь», но эту картину зрители почти не заметили, да и критики обошли своим вниманием.
«Интервенция»
Нифонтова много и часто отказывала кинорежиссёрам – она была и в самом деле ярко выраженной театральной актрисой, и театр ей был намного ближе и интересней. В итоге киношники о ней быстро забыли, и на экране она почти не появлялась, не сыграв за свою карьеру и в трёх десятках фильмов. Одним из редких исключений стал фильм-буффонада Геннадия Полоки «Интервенция», где Нифонтова играла практически бессловесную карикатурную налётчицу мадам Токарчук, но только языком тела и мимикой она создала яркий запоминающийся образ.
Соперничество двух звёзд до предела накалило ситуацию в театре. В 1970-м они меняли друг друга в роли баронессы Штраль в лермонтовском «Маскараде». Чтобы добиться максимального эффекта и затмить соперницу, Нифонтова, чтобы исправить неуклюжую походку, даже брала уроки у знаменитой балерины Майи Плисецкой. Хорошо, что в то время публика об этой холодной войне ничего не знала. В театре вражда Нифонтовой и Быстрицкой ни для кого секретом не была. Царёв, несмотря на открытые упрёки Нифонтовой в том, что он потворствует Быстрицкой и даёт ей лучшие роли, придерживался нейтралитета. Однако, в конце концов, Нифонтова и его вывела из равновесия, и он, словно в отместку за несносный характер, не дал ей роли в спектакле «Перед заходом солнца» по нобелевскому лауреату Герхарту Гауптману. Не знаю, случайное это совпадение или чей-то умысел, но почётные звания Нифонтова и Быстрицкая получали одновременно – в 1962, в 1966 и в 1978 годах, и, поскольку Руфина была на три года младше, считалось, что она соперницу опережает. (И Нифонтова, и Быстрицкая были женщинами незлобивыми. Когда в 1994-м Нифонтова внезапно умерла, Быстрицкая восприняла эту смерть как подлинную личную трагедию).
«Опасный поворот»
В театре Нифонтову за любовь к шуткам и розыгрышам, как и в школе, хотя рыжей она уже не была, прозвали «Рыжим клоуном», но ни комедийных, ни характерных ролей не давали. В 1972-м кинорежиссёр Владимир Басов предложил Нифонтовой роль известной писательницы-детективщицы Мод Мокридж в теледетективе «Опасный поворот» по Джону Б. Пристли. Она согласилась, и даже на время съёмок ушла из театра. Нифонтова играла демоническую всё обо всех знающую интриганку, перенеся свои дрязги с Быстрицкой на экран.
«Риск – благородное дело»
После громкого успеха «Опасного поворота» о Нифонтовой снова забыли, и лишь через пять лет Яков Сегель пригласил её в картину «Риск – благородное дело» на второстепенную роль жены одного из главных героев. Для неё эти съёмки были острой необходимостью: без работы она не могла, а в театре, который всегда был для неё вторым домом, между премьерами большие перерывы.
В 1976-м Леонид Хейфец поставил телеспектакль «Вишнёвый сад». Нифонтова играла там Раневскую, и эта роль ей самой очень не понравилась.
В 1978 году режиссёр Борис Равенских начал ставить в Малом театре спектакль «Царь Фёдор Иоаннович», и отдал Нифонтовой роль царицы Ирины Фёдоровны. Спустя 11 лет в возобновленной постановке Нифонтова играла сваху Василису Волохову.
Отношения с дочерью
С единственной дочерью Ольгой у Нифонтовой были проблемы – сказался недостаток материнского внимания в детстве. Близкими людьми они никогда не были. Когда Ольга вышла замуж, зять очень не понравился ни Руфине, ни Глебу. Даже появление внука Миши родителей и дочь не сблизило, хотя в нём Руфина души не чаяла. Все попытки наладить отношения с Ольгой заканчивались ссорами и ещё большим отдалением. Тогда Ольга с мужем переехали на родительскую дачу, но жизнь на расстоянии и редкие встречи ничего не изменили.
Нифонтова пыталась с головой уйти в работу. Практически одновременно её пригласили на эпизодические роли в очень успешные картины: в 1979-м Павел Арсенов в «С любимыми не расставайтесь», через год Илья Фрез в «Вам и не снилось», но прежнего успеха ей вернуть не удалось. Она сидела совсем без работы играла эпизоды, много работала на радио. После оглушительной славы «Хождения по мукам» и аншлагов в Малом театре о ней в 80-е вспоминали мало, хотя она готова была играть кого угодно. В отличие от многих актрис Нифонтова спокойно играла старух – в середине 70-х, когда ей было 43, она сыграла 70-летнюю тётушку Руце в спектакле «Птицы нашей молодости» по Иону Друце, и зритель ей верил.
В 1985-м Нифонтовой дали главную роль в спектакле Федра, который прошёл с большим успехом.
После гибели в автоавари Глеба осенью 1991-го Руфина замкнулась в себе. Горе не сблизило мать и дочь, отношения становились всё хуже, и объединял их только Миша. В это время у Нифонтовой обнаружили проблемы со здоровьем, но в театре об этом мало кто знал – она не говорила о своей болезни, не показывала своего недомогания, а на спектакль собиралась и играла как всегда блестяще.
«Сумасшедшая любовь»
В последнем своём фильме Автандила Квирикашвили «Сумасшедшая любовь» Нифонтова играла пациентку психлечебницы Анну Сергеевну. Несмотря на «душевное недомогание» героиня Нифонтовой была тщательно причёсана, ухожена и хороша собой. Это был эпизод, но Нифонтова радовалась, что есть работа. В театре она играла Бабушку в «Обрыве» Гончарова. У Нифонтовой часто кружилась голова, но она верила в удачу. Спустя два года в мюзикле «Капитанская дочка» режиссёр Владимир Фёдоров предложил ей роль императрицы Екатерины II. Нифонтова впервые в своей театральной биографии должна была петь со сцены. Премьера была назначена на конец ноября 1994 года.
27 ноября после долгой прогулки Нифонтова домой пришла замёрзшей, поговорила по телефону с Ольгой, которая должна была приехать и перенесла встречу на завтрашний день. В ванной комнате она включила горячую воду и потеряла сознание – остановилось сердце. Нифонтову обнаружили, когда вода начала заливать соседей снизу.
автор: Николай Кузнецов