Актриса Ляля Чёрная: биография, романсы, песни, роли в кино и личная жизнь

Начались бесконечные поездки на фронт, выступления на передовой под бомбёжками и обстрелами. Но театр «Ромэн» жил, работал, репетировал, выпускал новые спектакли…

Актриса Ляля Чёрная: биография, романсы, песни, роли в кино и личная жизнь

Великолепная Ляля

В России песни и танцы цыган с давних времён были, пожалуй, самыми популярными из всех национальных искусств. До революции, открывшей перед всеми народами бывшей империи равные возможности, на настоящих концертных площадках они выступали не часто, а вот любой мало-мальски приличный ресторан или трактир считал своим долгом иметь свой цыганский хор или хотя бы цыганские трио, дуэт или солиста, а если не получалось иметь своих, цыганских исполнителей просто ангажировали на вечер. Многие цыганские артисты были очень популярны, гремели по стране. Одной из таких исполнительниц была Ляля Чёрная.

Актриса Ляля Чёрная: биография, романсы, песни, роли в кино и личная жизнь

Детство

Мария Георгиевна Полякова, мать будущей звезды, тогда ещё молоденькая цыганка с сёстрами Моней и Лерой приехала в Москву из Тулы в надежде устроиться в какой-нибудь цыганский хор, которых в столице было не мало. Родители их были простая русская женщина Агрипина Алексеевна и цыган-лошадник Георгий Поляков. Машу приняли в известный Стрельненский хор Ивана Лебедева. Вскоре она познакомилась с завсегдатаем ресторанов сыном князя и цыганки Сергеем Голицыным. Князь-полукровка влюбился в Машу и взял её в жёны. Через несколько лет Маша с тремя детьми от князя ушла и вернулась в хор Лебедева. На одном из «выездных» концертов она встретила богатого дворянина Сергея Киселёва, который был декоратором Большого театра – и такое случалось, стала его женой, и уехала с мужем в Нальчик. Там 15 февраля 1909 года и родилась чернявая девчушка Наденька. Цыганкой она была только на четверть, но цыгане всегда считали её своей.

Детство Надя провела в имении деда Бабкино на Истре под Москвой. С детства она видела Михаила Чехова и художника Исаака Левитана, которые часто гостили и проводили много времени в родовом гнезде Киселёвых. Плясать Надя начала, едва научившись стоять на ногах, когда семья вернулась в Москву. В 11 лет она участвовала в сборном концерте из несвязанных между собой номеров, который цыгане давали в ресторане «Арбатский подвал». Когда заболела Мария Григорьевна, с которой Надя выступала и приходила в ресторан, и она была вынуждена пару дней посидеть дома, ухаживая за мамой. В один из таких дней купец из Малороссии подозвал полового, и спросил по-украински: «Де та чорнявенька лялька?» С тех пор Надя Киселёва стала Лялей Чёрной. В 13 лет она в первый раз вышла на сцену в лучшем цыганском хоре Москвы, которым руководил Егор Поляков, и произвела настоящий фурор. Был расцвет НЭПа, и хор приглашали в самые фешенебельные рестораны столицы – в «Яр», в «Эрмитаж», в «Стрельну». С этим хором Ляля объехала всю огромную страну, и всюду её, ребёнка, ждал успех, всюду приходилось выступать на бис – народ буквально сходил с ума от её природной красоты и врождённой цыганской пластики. Казалось, что от оваций после её «Венгерки» упадут люстры, обрушатся люстры. После многих концертов зрители, словно под гипнозом, вламывались на сцену, подхватывали Лялю на руки, и несли по улице. На концерте в Тбилиси её увидел сын руководителя хора, где в Москве начинала выступать мама Ляли, известный деятель цыганской культуры Иван Лебедев, добавивший к своей фамилии приставку, и влюбился без памяти. Чтобы обозначить свою национальность, и чтобы не путали с отцом, к своей фамилии он добавил приставку «Ром». Ром-Лебедев стал первым мужем Надежды Киселёвой.

Театр «Ромэн»

В самом конце 1930 года в газете «Вечерняя Москва» появилось объявление об открытии «Индо-ромэнского театра-студии» и о приёмных экзаменах в труппу нового театра, которые пройдут в помещении театра сатиры. Только цыганский бог ведает, как цыгане прознали о наборе в театр, ведь подавляющее их большинство были неграмотны, не умели ни читать, ни писать, а русских газет отродясь в руках не держали. Однако на экзамены пришли сотни людей явно таборного вида, не очень сытые, не очень чистые, и одетые во что попало. Хотя в хоре Ляля зарабатывала во много раз больше, на экзамены она пришла одной из первых, и оказалась в числе двадцати счастливчиков, зачисленных в студию. Так при участии и помощи наркома просвещения Анатолия Луначарского родился первый в мире цыганский театр «Ромэн». Создали театр Иван и Григорий Лебедевы, а также человек с чисто цыганской фамилией Моисей Гольдблат, ставший первым художественным руководителем и режиссёром театра.

Актриса Ляля Чёрная: биография, романсы, песни, роли в кино и личная жизнь

Первоначально студия располагалась в подвале знаменитого «Дома Нирнзее», первого московского небоскрёба, или, как его назвали во время строительства, «тучереза» по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10. Когда распределяли роли в первый спектакль по пьесе цыганского драматурга с Орловщины Александро Германо «Жизнь на колёсах», Гольдбат, лукаво прищурившись, спросил у студийцев, кому поручить роль Гринэ, дочери цыганского вожака, и получил единодушный ответ: Ляле Чёрной. Премьера состоялась в декабре 1931 года, через десять дней после того, как театр получил статус профессионального. Успех был грандиозный. Позже Гольдблат ставил «Кармэн», пушкинских «Цыган», и везде Ляля играла главные роли, становясь первой звездой первого цыганского театра.

Брак с Михаилом Яншиным

Постановки и концерты в театре почти всегда проходили при полном аншлаге, билеты доставали по большому блату. Среди зрителей и почитателей «Ромэн» было много знаменитостей, и среди них молодой, но весьма популярный в Москве актёр МХАТа Михаил Яншин. Он не только любил цыганское пение, но и сам прекрасно пел таборные песни и романсы. В Лялю он влюбился сразу, сделал ей предложение, и в 1934-м они официально стали мужем и женой. Жили они в крохотной комнатке-келье в доме на углу Пушкинской площади. Вечерами там собиралась богема – пели, пили, разыгрывали сценки. Мебели в комнате почти не было, сидели на полу. Было шумно и накурено, расходились за полночь, но соседи на весёлую компанию не жаловались – тогда все так жили.

«Последний табор»

В 1936-м Ляля сыграла Альту в картине «Последний табор», поставленной Гольдблатом и Евгением Шнейдером. Одним из партнёров Ляли был Яншин. Это была не первая работа Ляли в кино – в 1925-м она сыграла цыганскую танцовщицу в немом фильме Фёдора Оцепа «Живой труп». В картине играли будущие звёзды советского кино Вера Марецкая, Михаил Жаров, Борис Барне. Главную роль Феди Протасова играл Михаил Пудовкин. Однако явлением отечественно кино «Живой труп» не стал, да и юную 16-летней Ляли Чёрной там почти не было. Зато «Последний табор» принёс ей всесоюзную известность и популярность. В этом фильме она впервые запела, и песню «Бродяга» подхватила вся страна.

Актриса Ляля Чёрная: биография, романсы, песни, роли в кино и личная жизнь

Превращение в большую актрису

В 1937-м Яншин стал художественным руководителем театра «Ромэн», и изменил творческую атмосферу, привнеся в, по сути, самодеятельный народный театр элементы настоящего профессионализма и традиции старого классического русского театра. Актёрам стали читать лекции по истории искусства, проводили уроки сценического движения и актёрского мастерства. Цыгане были недовольны: зачем им всё это, они испокон веков пели и танцевали без всякого обучения. Но Яншин убедил их в том, что национальность – это не профессия, и для того, чтобы расти, чтобы ставить классические спектакли из мирового репертуара, нужно учиться. Яншин наперекор советской идеологии, пытавшейся выдать цыганскую вольницу как ячейку коммунистического общества, предложил своё видение: стремление к свободе у цыган обусловлено природными началами, а потому и бороться в этой вольницей бессмысленно и бесполезно. Спектакль «Кровавая свадьба» по Федерико Гарсиа Лорке с Лялей Чёрной в главной роли явил стране новое лицо театра «Ромэн» – в спектаклях стала отчётливо проступать МХАТовские школа и традиции, но и своей национальной самобытности «Ромэн» не утратил, и в этой двойственности была огромная заслуга Яншина. Потом были «Олеся» по Александру Куприну» «Чудесная башмачница» по Федерико Гарсиа Лорке, в которой сам Яншин блистательно исполнил главную роль в дуэте с Лялей, таланту которой он дал новый толчок и развитие – она на глазах превращалась в большую актрису, способную глубоко играть не только цыганские роли.

Актриса Ляля Чёрная: биография, романсы, песни, роли в кино и личная жизнь

Отечественная война

В мае 1941-го театр поехал в большое гастрольное турне по стране, и в Свердловске их застала война. Начались бесконечные поездки на фронт, выступления на передовой под бомбёжками и обстрелами. Но театр «Ромэн» жил, работал, репетировал, выпускал новые спектакли.

Новый 1942 год театр встречал на родине Ляли в Нальчике. С вечеринки, которую в гостинице устроили вместе с эвакуированными из Москвы МХАТовцами, Лялю на руках унёс Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Николай Хмелёв, полная Лялина противоположность – строгий, суховатый, застёгнутый на все пуговицы «человек в футляре». Вскоре они поженились. Яншин тяжко переживал развод, первое время не мог рядом с Лялей находиться, из театра «Ромэн» ушёл и вернулся во МХАТ. Однако долго дуться на Лялю он не мог, отношения между бывшими супругами нормализовались, и Яншин даже стал крёстным отцом родившегося в 1943-м сына Ляли и Николая Лёши.

После войны

После войны Хмелёв работал взахлёб и на износ: он руководил МХАТом, где служил Яншин и они очень часто виделись с Лялей, ставил спектакли, играл на сцене, готовился к роли Ивана Грозного в постановке «Трудные годы» по Алексею Толстому. Репетиции заканчивались далеко за полночь, домой он приходил очень уставший. 1 ноября 1945-го во время генеральной репетиции Хмелёв потерял сознание, упал и умер. Ему было всего 44 года. Для Ляли уход Хмелёва стал большим ударом, она долго приходила в себя, на сцену выходила с трудом. Но жизнь брала своё, и через некоторое время она на короткое время вернула к себе Яншина – в горе он был ближе всех и очень ей помог, поддержал, уже всё понимая и ни на что особо не надеясь. Вскоре Яншин женился в третий раз, но уже не на Ляле.

Актриса Ляля Чёрная: биография, романсы, песни, роли в кино и личная жизнь

После войны Ляля сыграла, вероятно, свою лучшую роль в театре «Ромэн» – Грушеньку в одноимённом спектакле по «Очарованному страннику» Николая Лескова. Москвичи валом валили в «Ромэн» на Лялю Чёрную, билеты, как и раньше, продавались только с «заднего крыльца». Спектакль сыграли тысячу раз, и всегда успех был огромный. В этом спектакле второй раз в жизни вышел в массовке будущий Народный артист СССР и руководитель театра «Ромэн» Николай Сличенко. Он всегда с большой благодарностью и теплотой отзывался о Ляле Чёрной – она ни одним своим движением, ни единой интонацией не показала молодому артисту, что она – звезда, а он, по сути, пока никто. Она и в личной жизни Сличенко сыграла огромную роль: именно Ляля во время гастролей в Свердловске увидела Тамиллу Агамирову, и привела её в театр. В 1960-м Тамилла стала второй женой Сличенко.

Работая в театре, выступая в концертах, разъезжая по стране, Ляля пыталась заглушить своё горе. У неё бывали романы – когда длительные, когда скоротечные. Пять лет она жила гражданским браком с народным артистом РСФСР Евгением Весником.

Актриса Ляля Чёрная: биография, романсы, песни, роли в кино и личная жизнь

В марте 1960-го Ляле Чёрной присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР. В это же время ситуация в театре стала меняться, Ляля выходила на сцену в старых постановках, а новых ролей ей уже не давали. Основным видом её творческой деятельности и заработка стали концерты, на которых, как и прежде, яблоку негде было упасть. В начале 70-х она ушла из театра, в котором прослужила 40 лет и сыграла в нескольких десятках постановок, но концерты давать продолжала.

«Табор уходит в небо»

В 1975 режиссёр Павел Арсенов пригласил Лялю на роль цыганки в музыкальную комедию «Вкус халвы» о весёлых похождениях Ходжи Насретдина. В 1976 году Эмиль Лотяну снял Лялю в довольно большой роли старой цыганки в очень популярном фильме «Табор уходит в небо» по мотивам рассказа Горького «Макар Чудра». В 1979-м Ляля сыграла в многосерийном телефильме Анатолия Иванова «Расколотое небо» про Гражданскую войну. Последней ролью в кино Ляли Чёрной была гадалка в фильме Имантса Кренбергса «Краткое наставление в любви», снятом в 1982 году на Рижской киностудии. Всего за свою жизнь Ляля Чёрная сыграла всего лишь в семи картинах – очень мало для артистки такого таланта.

Актриса Ляля Чёрная: биография, романсы, песни, роли в кино и личная жизнь

Ляля Черная в фильме «Табор уходит в небо», 1976

Свой последний концерт в театре эстрады Ляля дала в 1981-м – за год до своей смерти. В тот год театр «Ромэн» отмечал свой 50-летний юбилей. Правительство не скупилось на награды и звания – многие артисты театра стали заслуженными и народными, а Лялю Чёрную званием Народной артистки РСФСР обошли, но она была народной в полном смысле этого слова – народный, ведь не тот, у кого чины, звания и награды, а тот, на чьи выступления билеты достать невозможно.

2 сентября 1982 года Надежда Сергеевна Киселёва, известная всей стране как Ляля Чёрная, умерла на 74-м году жизни. Похоронили её на Новодевичьем кладбище рядом с мужем Николаем Хмелёвым. В 2002 году к родителям присоединился сын Алексей.

автор: Николай Кузнецов

AesliB