Начались бесконечные поездки на фронт, выступления на передовой под бомбёжками и обстрелами. Но театр «Ромэн» жил, работал, репетировал, выпускал новые спектакли…
Великолепная Ляля
В России песни и танцы цыган с давних времён были, пожалуй, самыми популярными из всех национальных искусств. До революции, открывшей перед всеми народами бывшей империи равные возможности, на настоящих концертных площадках они выступали не часто, а вот любой мало-мальски приличный ресторан или трактир считал своим долгом иметь свой цыганский хор или хотя бы цыганские трио, дуэт или солиста, а если не получалось иметь своих, цыганских исполнителей просто ангажировали на вечер. Многие цыганские артисты были очень популярны, гремели по стране. Одной из таких исполнительниц была Ляля Чёрная.
Детство
Мария Георгиевна Полякова, мать будущей звезды, тогда ещё молоденькая цыганка с сёстрами Моней и Лерой приехала в Москву из Тулы в надежде устроиться в какой-нибудь цыганский хор, которых в столице было не мало. Родители их были простая русская женщина Агрипина Алексеевна и цыган-лошадник Георгий Поляков. Машу приняли в известный Стрельненский хор Ивана Лебедева. Вскоре она познакомилась с завсегдатаем ресторанов сыном князя и цыганки Сергеем Голицыным. Князь-полукровка влюбился в Машу и взял её в жёны. Через несколько лет Маша с тремя детьми от князя ушла и вернулась в хор Лебедева. На одном из «выездных» концертов она встретила богатого дворянина Сергея Киселёва, который был декоратором Большого театра – и такое случалось, стала его женой, и уехала с мужем в Нальчик. Там 15 февраля 1909 года и родилась чернявая девчушка Наденька. Цыганкой она была только на четверть, но цыгане всегда считали её своей.
Детство Надя провела в имении деда Бабкино на Истре под Москвой. С детства она видела Михаила Чехова и художника Исаака Левитана, которые часто гостили и проводили много времени в родовом гнезде Киселёвых. Плясать Надя начала, едва научившись стоять на ногах, когда семья вернулась в Москву. В 11 лет она участвовала в сборном концерте из несвязанных между собой номеров, который цыгане давали в ресторане «Арбатский подвал». Когда заболела Мария Григорьевна, с которой Надя выступала и приходила в ресторан, и она была вынуждена пару дней посидеть дома, ухаживая за мамой. В один из таких дней купец из Малороссии подозвал полового, и спросил по-украински: «Де та чорнявенька лялька?» С тех пор Надя Киселёва стала Лялей Чёрной. В 13 лет она в первый раз вышла на сцену в лучшем цыганском хоре Москвы, которым руководил Егор Поляков, и произвела настоящий фурор. Был расцвет НЭПа, и хор приглашали в самые фешенебельные рестораны столицы – в «Яр», в «Эрмитаж», в «Стрельну». С этим хором Ляля объехала всю огромную страну, и всюду её, ребёнка, ждал успех, всюду приходилось выступать на бис – народ буквально сходил с ума от её природной красоты и врождённой цыганской пластики. Казалось, что от оваций после её «Венгерки» упадут люстры, обрушатся люстры. После многих концертов зрители, словно под гипнозом, вламывались на сцену, подхватывали Лялю на руки, и несли по улице. На концерте в Тбилиси её увидел сын руководителя хора, где в Москве начинала выступать мама Ляли, известный деятель цыганской культуры Иван Лебедев, добавивший к своей фамилии приставку, и влюбился без памяти. Чтобы обозначить свою национальность, и чтобы не путали с отцом, к своей фамилии он добавил приставку «Ром». Ром-Лебедев стал первым мужем Надежды Киселёвой.
Театр «Ромэн»
В самом конце 1930 года в газете «Вечерняя Москва» появилось объявление об открытии «Индо-ромэнского театра-студии» и о приёмных экзаменах в труппу нового театра, которые пройдут в помещении театра сатиры. Только цыганский бог ведает, как цыгане прознали о наборе в театр, ведь подавляющее их большинство были неграмотны, не умели ни читать, ни писать, а русских газет отродясь в руках не держали. Однако на экзамены пришли сотни людей явно таборного вида, не очень сытые, не очень чистые, и одетые во что попало. Хотя в хоре Ляля зарабатывала во много раз больше, на экзамены она пришла одной из первых, и оказалась в числе двадцати счастливчиков, зачисленных в студию. Так при участии и помощи наркома просвещения Анатолия Луначарского родился первый в мире цыганский театр «Ромэн». Создали театр Иван и Григорий Лебедевы, а также человек с чисто цыганской фамилией Моисей Гольдблат, ставший первым художественным руководителем и режиссёром театра.
Первоначально студия располагалась в подвале знаменитого «Дома Нирнзее», первого московского небоскрёба, или, как его назвали во время строительства, «тучереза» по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10. Когда распределяли роли в первый спектакль по пьесе цыганского драматурга с Орловщины Александро Германо «Жизнь на колёсах», Гольдбат, лукаво прищурившись, спросил у студийцев, кому поручить роль Гринэ, дочери цыганского вожака, и получил единодушный ответ: Ляле Чёрной. Премьера состоялась в декабре 1931 года, через десять дней после того, как театр получил статус профессионального. Успех был грандиозный. Позже Гольдблат ставил «Кармэн», пушкинских «Цыган», и везде Ляля играла главные роли, становясь первой звездой первого цыганского театра.
Брак с Михаилом Яншиным
Постановки и концерты в театре почти всегда проходили при полном аншлаге, билеты доставали по большому блату. Среди зрителей и почитателей «Ромэн» было много знаменитостей, и среди них молодой, но весьма популярный в Москве актёр МХАТа Михаил Яншин. Он не только любил цыганское пение, но и сам прекрасно пел таборные песни и романсы. В Лялю он влюбился сразу, сделал ей предложение, и в 1934-м они официально стали мужем и женой. Жили они в крохотной комнатке-келье в доме на углу Пушкинской площади. Вечерами там собиралась богема – пели, пили, разыгрывали сценки. Мебели в комнате почти не было, сидели на полу. Было шумно и накурено, расходились за полночь, но соседи на весёлую компанию не жаловались – тогда все так жили.
«Последний табор»
В 1936-м Ляля сыграла Альту в картине «Последний табор», поставленной Гольдблатом и Евгением Шнейдером. Одним из партнёров Ляли был Яншин. Это была не первая работа Ляли в кино – в 1925-м она сыграла цыганскую танцовщицу в немом фильме Фёдора Оцепа «Живой труп». В картине играли будущие звёзды советского кино Вера Марецкая, Михаил Жаров, Борис Барне. Главную роль Феди Протасова играл Михаил Пудовкин. Однако явлением отечественно кино «Живой труп» не стал, да и юную 16-летней Ляли Чёрной там почти не было. Зато «Последний табор» принёс ей всесоюзную известность и популярность. В этом фильме она впервые запела, и песню «Бродяга» подхватила вся страна.
Превращение в большую актрису
В 1937-м Яншин стал художественным руководителем театра «Ромэн», и изменил творческую атмосферу, привнеся в, по сути, самодеятельный народный театр элементы настоящего профессионализма и традиции старого классического русского театра. Актёрам стали читать лекции по истории искусства, проводили уроки сценического движения и актёрского мастерства. Цыгане были недовольны: зачем им всё это, они испокон веков пели и танцевали без всякого обучения. Но Яншин убедил их в том, что национальность – это не профессия, и для того, чтобы расти, чтобы ставить классические спектакли из мирового репертуара, нужно учиться. Яншин наперекор советской идеологии, пытавшейся выдать цыганскую вольницу как ячейку коммунистического общества, предложил своё видение: стремление к свободе у цыган обусловлено природными началами, а потому и бороться в этой вольницей бессмысленно и бесполезно. Спектакль «Кровавая свадьба» по Федерико Гарсиа Лорке с Лялей Чёрной в главной роли явил стране новое лицо театра «Ромэн» – в спектаклях стала отчётливо проступать МХАТовские школа и традиции, но и своей национальной самобытности «Ромэн» не утратил, и в этой двойственности была огромная заслуга Яншина. Потом были «Олеся» по Александру Куприну» «Чудесная башмачница» по Федерико Гарсиа Лорке, в которой сам Яншин блистательно исполнил главную роль в дуэте с Лялей, таланту которой он дал новый толчок и развитие – она на глазах превращалась в большую актрису, способную глубоко играть не только цыганские роли.
Отечественная война
В мае 1941-го театр поехал в большое гастрольное турне по стране, и в Свердловске их застала война. Начались бесконечные поездки на фронт, выступления на передовой под бомбёжками и обстрелами. Но театр «Ромэн» жил, работал, репетировал, выпускал новые спектакли.
Новый 1942 год театр встречал на родине Ляли в Нальчике. С вечеринки, которую в гостинице устроили вместе с эвакуированными из Москвы МХАТовцами, Лялю на руках унёс Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Николай Хмелёв, полная Лялина противоположность – строгий, суховатый, застёгнутый на все пуговицы «человек в футляре». Вскоре они поженились. Яншин тяжко переживал развод, первое время не мог рядом с Лялей находиться, из театра «Ромэн» ушёл и вернулся во МХАТ. Однако долго дуться на Лялю он не мог, отношения между бывшими супругами нормализовались, и Яншин даже стал крёстным отцом родившегося в 1943-м сына Ляли и Николая Лёши.
После войны
После войны Хмелёв работал взахлёб и на износ: он руководил МХАТом, где служил Яншин и они очень часто виделись с Лялей, ставил спектакли, играл на сцене, готовился к роли Ивана Грозного в постановке «Трудные годы» по Алексею Толстому. Репетиции заканчивались далеко за полночь, домой он приходил очень уставший. 1 ноября 1945-го во время генеральной репетиции Хмелёв потерял сознание, упал и умер. Ему было всего 44 года. Для Ляли уход Хмелёва стал большим ударом, она долго приходила в себя, на сцену выходила с трудом. Но жизнь брала своё, и через некоторое время она на короткое время вернула к себе Яншина – в горе он был ближе всех и очень ей помог, поддержал, уже всё понимая и ни на что особо не надеясь. Вскоре Яншин женился в третий раз, но уже не на Ляле.
После войны Ляля сыграла, вероятно, свою лучшую роль в театре «Ромэн» – Грушеньку в одноимённом спектакле по «Очарованному страннику» Николая Лескова. Москвичи валом валили в «Ромэн» на Лялю Чёрную, билеты, как и раньше, продавались только с «заднего крыльца». Спектакль сыграли тысячу раз, и всегда успех был огромный. В этом спектакле второй раз в жизни вышел в массовке будущий Народный артист СССР и руководитель театра «Ромэн» Николай Сличенко. Он всегда с большой благодарностью и теплотой отзывался о Ляле Чёрной – она ни одним своим движением, ни единой интонацией не показала молодому артисту, что она – звезда, а он, по сути, пока никто. Она и в личной жизни Сличенко сыграла огромную роль: именно Ляля во время гастролей в Свердловске увидела Тамиллу Агамирову, и привела её в театр. В 1960-м Тамилла стала второй женой Сличенко.
Работая в театре, выступая в концертах, разъезжая по стране, Ляля пыталась заглушить своё горе. У неё бывали романы – когда длительные, когда скоротечные. Пять лет она жила гражданским браком с народным артистом РСФСР Евгением Весником.
В марте 1960-го Ляле Чёрной присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР. В это же время ситуация в театре стала меняться, Ляля выходила на сцену в старых постановках, а новых ролей ей уже не давали. Основным видом её творческой деятельности и заработка стали концерты, на которых, как и прежде, яблоку негде было упасть. В начале 70-х она ушла из театра, в котором прослужила 40 лет и сыграла в нескольких десятках постановок, но концерты давать продолжала.
«Табор уходит в небо»
В 1975 режиссёр Павел Арсенов пригласил Лялю на роль цыганки в музыкальную комедию «Вкус халвы» о весёлых похождениях Ходжи Насретдина. В 1976 году Эмиль Лотяну снял Лялю в довольно большой роли старой цыганки в очень популярном фильме «Табор уходит в небо» по мотивам рассказа Горького «Макар Чудра». В 1979-м Ляля сыграла в многосерийном телефильме Анатолия Иванова «Расколотое небо» про Гражданскую войну. Последней ролью в кино Ляли Чёрной была гадалка в фильме Имантса Кренбергса «Краткое наставление в любви», снятом в 1982 году на Рижской киностудии. Всего за свою жизнь Ляля Чёрная сыграла всего лишь в семи картинах – очень мало для артистки такого таланта.
Ляля Черная в фильме «Табор уходит в небо», 1976
Свой последний концерт в театре эстрады Ляля дала в 1981-м – за год до своей смерти. В тот год театр «Ромэн» отмечал свой 50-летний юбилей. Правительство не скупилось на награды и звания – многие артисты театра стали заслуженными и народными, а Лялю Чёрную званием Народной артистки РСФСР обошли, но она была народной в полном смысле этого слова – народный, ведь не тот, у кого чины, звания и награды, а тот, на чьи выступления билеты достать невозможно.
2 сентября 1982 года Надежда Сергеевна Киселёва, известная всей стране как Ляля Чёрная, умерла на 74-м году жизни. Похоронили её на Новодевичьем кладбище рядом с мужем Николаем Хмелёвым. В 2002 году к родителям присоединился сын Алексей.
автор: Николай Кузнецов