За самовольный вылет – выговор, за сбитый самолет – повышаю в звании…

Имена советских летчиков-асов трижды Героев Советского Союза А. Покрышкина и И. Кожедуба гремели на всю великую страну во все времена. Ими восхищались и гордились, для молодого поколения они были образцами высокой пробы. Но был еще один из этой прославленной когорты боевых летчиков – это дважды Герой Советского Союза Николай Гулаев. Так сложилась его военная судьба, что он менее был осыпан почестями, не гнался за звездочками и должностями, не всегда «купался» в лучах славы, но то, что он тоже был великим летчиком – это однозначно и сомнению не подлежит.

За самовольный вылет – выговор, за сбитый самолет – повышаю в звании…

Сейчас пойдут цифры, но без никуда. И.Кожедуб и А.Покрышкин – они самые результативные советские летчики-истребители Великой Отечественной войны. Иван лично сбил 64 немецких самолета. Александр – 59, 6 в группе. Николай – 57 лично и плюс 4 в коллективных боях. При этом у Кожедуба 330 боевых вылетов (б/в) и 129 воздушных боев (в/б), у Покрышкина – 650 б/в, 156 в/б. У Гулаева – 290 б/в, 69 в/б. В соответствующих донесениях утверждается, что в своих первых 42 в/б летчик подбил 42 самолета лювтваффе. Получается – в каждый вылет одна поверженная машина врага. Не каждому асу это лихое дело было по плечу. Теперь возьмем соотношение воздушных боев и сбитых самолетов, это будет коэффициент эффективности (к/э). Исходя из этого, 1 место принадлежит Н.Гулаеву, у него – 0,82, у И.Кожедуба – 0,51, у германского аса (официально признанного лучшим летчиком 2-ой Мировой войны) Э.Хартмана – 0,4. Сослуживцы, вспоминая годы войны, говорили, что Гулаев часто записывал свои победы на своих ведомых, других однополчан, так он поддерживал своих боевых товарищей.

У Николая обычная биография молодого советского человека. Родился на Дону, в станице Аксайская. В какой-то степени был расположен к жизни рисковой, вольной, казацкой. Отпечаток этого был в его характере, что иногда вредило его карьерному росту. Ему конкретно «светили» третья Звезда Героя и золотые погоны с гербом СССР – маршала авиации. Но не случилось…

Он никогда и не при каких обстоятельствах не предавал главное – любовь к небу. И отчаянно защищал родную стихию от фашистских варваров. До войны хлопотная работа на заводе. В свободные часы летал на аэроклубовских самолетах. Призвали в армию – военкомат дал направление в Сталинградскую авиашколу. Окончил перед самой Великой Отечественной войной. В начале войны – служба в авиации противовоздушной обороны. С августа 1942 г. – на фронте. Молод. Не обстрелян. Ночью лететь не разрешают, но хочется. Поздним вечером 3 августа в их фронтовой зоне неожиданно заявились вражьи стервятники. В бой были отправлены одни «старики». Николай, наблюдая за боем, нервно кусал губы. Куривший рядом механик вдруг изрек: – Слушай, твой самолет к полету готов, чего ждешь, выручай товарищей. Импульсивного молодого человека не нужно было долго упрашивать. Он взмыл в небо. И в первом же б/в сбил свой первый немецкий самолет. Генерал прибывший на разбор полетов, видно было боем доволен, но напустив на себя строгость сказал: – Гулаев, еще налетаешься, за самовольный вылет объявляю выговор, за сбитый самолет повышаю в звании и представлю к награде.

Война – это тяжелая и ответственная работа. Николай не щадил себя, но громил врага умело, умно, его мастерство росло, бойцовские качества укреплялись, проявлялся талант настоящего боевого летчика, кому по плечу самое сложное задание. Героями не рождаются – ими становятся. Именно таким он показал себя на Курской дуге.

14 мая 1943 г. к стратегически важному аэродрому «Грушка» приближаются 3 бомбардировщика Ю-87 под прикрытием 4-х Ме-109. Николай «разбирается» с ними один – сбив пару «юнкерсов», он берет на мушку 3-ий, но боезапас кончился. Думать – некогда. Он решительно идет на таран. Самолет Николая теряет управление и заваливается в «штопор». С трудом удается стабилизировать падение. Повезло – приземляется на советской территории. На попутках добирается до своего полка. Есть свободные самолеты. Снова б/ в.

В начале июля 1943 г. звено Гулаева (4 самолета), используя фактор внезапности, атакуют целую сотню (!!!) самолетов противника. Нарушен их боевой порядок. Сбито 6 самолетов. Кончается боезапас – возвращаются на базу – вся четверка. В этот день было несколько б /в – уничтожено 16 машин.

28 сентября 1943 года для старлея, зам.командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка памятный и волнительный день, пришло известие о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза. Недолго он ждал и новой должности – уже командира эскадрильи. В сравнении с другими асами карьера Николая складывалась несколько в замедленном темпе. Отчасти это объяснялось не совсем мягкими методами воспитания молодых летчиков и что не очень нравилось начальству. Как-то он заметил, что один из его подчиненных неохотно идет на сближение с противником, минимум дистанции повышает эффективность поражения врага. Тогда командир пошел на сближение с машиной того летчика и параллельно курсу дал пару очередей. Летчик понял «намек» командира и стал действовать более смело и решительно. Тем более, лучшего образца для подражания искать было без надобности. Николай продолжал неистово биться с врагом, не жалея ни себя, ни своих подчиненных. По-другому было просто преступно. На земле, на воде и в воздухе – шла тяжелая, кровавая, изнурительная война.

За самовольный вылет – выговор, за сбитый самолет – повышаю в звании…

Побеждать и еще раз побеждать, был главный девиз летчиков. Над р. Прут завязывается бой. Звено Гулаева атакует 27 самолетов врага и 8 сопровождение. За 4 мин.(!!!) боя подбито 11 немецких машин. Пять – Н.Гулаевым.

Летом 1944 г.пилот становится дважды Героем Советского Союза. Самолет гвардии капитана устало приземляется. Однополчане встречают героя-летчика, незамедлительно радуют хорошей новостью и добавляют: обмыть это дело, спирт есть, а закуски – шаром покати. Виновник торжества не растерялся, вспомнив, что несколько минут назад пролетал над селом и видел несколько мирно пасущих свиней. Капитан и не из таких переделок выходил. Николай снова садится за штурвал, находит то село и на радость молодой хозяйки свиней приземляется впритык к кандидатам в закуски. Торг был скоротечен. У летчиков всегда были добрые деньги – боевые за сбитые самолеты. Только тратить их было некуда и некогда. Хозяйка не устояла перед бравым и щедрым капитаном. Откормленная особа с трудом поместилась в кабину самолета и во время полета дико верещала, дергалась в разные стороны, возмущаясь не очень комфортным полетом. Но все закончилось хорошо, награду «обмыли» на высоком уровне.

Война входит в свою завершающуюся фазу. Высшее военное командование начинает думать о неотвратимо надвигающемуся будущем. Летом 1944 г. принимается решение об отзыве лучших летчиков с фронта и направлении их на учебу в Военно-воздушную академию, чтобы по ее окончанию занять командные должности в военно-воздушных силах и в авиации противовоздушной обороны. Эта же участь постигла и Н.Гулаева, хотя он безнадежно сопротивлялся, желая продолжать участвовать в боевых действиях. Но никто его не слушал. А приказ есть приказ. Его надо выполнять.

Дважды Герой Советского Союза, майор Н. Гулаев прибывает в Москву не только на учебу, но и для получения третьей Звезды Героя. Как гласит одна из версий, друзья-летчики перед награждением в Кремле, пригласили его в ресторан гостиницы «Москва». Молодцеватые офицеры встретились в холе, затем направились в зал, где их неприветливо встретил администратор: «мол-де», мест нет, дорогие товарищи военные…». Гулаев наметанным взглядом заметил сидящих около выхода и радующихся жизни румынских офицеров (Румыния бывший союзник фашистской Германии. На завершающем этапе 2-ой Мировой войны отказалась от своих союзнических обязательств) и громко выдал администратору: «Значит Героям Советского Союза мест нет, а нашим врагам есть…». Румыны оскорбились и не учтиво ответили расстроенным пилотам за что и поплатились. Мало того, что во время войны их хорошо поколотили, так еще и в узком кругу крепко досталось. Служебное расследование показало, что пострадали члены официальной военной делегации Румынии, прибывшей на переговоры. Естественно, об этом было доложено Сталину, и он отменил награждение Гулаева третьей звездой Героя. Повторяем, это всего лишь одна из трех версий, почему летчика лишили награды.

Он завершил учебу в Военно-воздушной академии, затем академии Генштаба. Командовал авидивизией, Корпусом противовоздушной обороны, Армией противовоздушной обороны…

За самовольный вылет – выговор, за сбитый самолет – повышаю в звании…

Н.Гулаев был замечательным семьянином. Несмотря на извечную занятость, находил время для встреч с молодежью. А ему было, что рассказать. Генеральские погоны не давили на душевные порывы, человеческие качества аса. Он не страшился приглашать в Дом офицеров, не очень любимого властями, В. Высоцкого. По воспоминаниям однополчан генерал-полковник Н.Гулаев ушел в отставку досрочно в 1979 г. Говорят, что из-за конфликта с иностранцами, на этот раз с норвежцами. Пограничная стража пожаловалась на это советским властям. Делу дали ход. Генерала перевели на штабную работу подальше от иностранных государств, а потом – почетная отставка.

Его душа опять встретилась с небом 25 сентября 1985 г. Дважды Герою Советского Союза, генерал-полковнику Н. Д. Гулаеву было 67 лет.

автор: Борис Ляшко

AesliB