Советские моряки в годы Великой Отечественной войны, и на суше, и на море показали чудеса героизма, крепости духа, самоотверженности и истинную любовь к Родине. Моряк – значит Герой. Прямолинейно, но зато справедливо. Расскажем Вам о мужественных людях небольшого военного катера «малый охотник» (МО) под наименованием СК-065, которые не раз давали «жару» немецким захватчикам. По своим параметрам этот СК был более чем скромен. Выпускать его начали еще до войны – в 1934 г. Корпус деревянный. Длинна катера 27 м., ширина – 4 м. Но зато вооружением бог не обидел: две 45 мм пушки, пара зенитных пулеметов, специальные узлы для сброса глубинных бомб и постановки дымовых завес. Очень неплохая была у них и скорость – это 50 км/час. Назначение этих не больших кораблей – обнаружение и уничтожение подлодок и охрана госграницы.
Весна сорок третьего года. Война в самом разгаре. Командование Туапсинской военно-морской базы приказывает «65-му» выйти в море на сопровождение и охрану транспортного судна, которое должно доставить боеприпасы для подразделения десантников захватившем важный плацдарм под Новороссийском. Транспорт был «не первой свежести» и двигался очень медленно, и был хорошей мишенью для противника.
Гитлеровцы бдительно несли службу и делали все возможное, чтобы на тот плацдарм не поступали живая сила, вооружение, боеприпасы. Естественно, гитлеровцы обнаружили советский конвой и «на травили» на них торпедные катера. Но атака противника не увенчалась успехом. Фашисты призвали на помощь авиацию. Но никто, даже в кошмарных снах, не предполагал, что воздушная атака будет такой мощной. Конвой начали бомбить около 50 самолетов «Юнкерс-87». Они приближались рядами по десять-двадцать самолетов. Сбрасывали бомбы группой по два-три самолета. Это был огненный ад, но бог миловал – все бомбы ложились вокруг да около. Командир катера Сивенко профессионально маневрировал судном, моряки открыли такой заградительный арт, и пулеметный огонь, что вражеские летчики вынужденно были менять курс атаки и постоянно «мазать». На МО было сброшено около 100 бомб. Но мореманы выстояли, потому что были одной дружной, опытной и отважной командой. Конечно же СК хорошенько досталось, но прямого попадания не было, а то б несдобровать. Как говорят, на судне не было живого места: мостик искорежен, рация разбита, корпус поврежден, вышли из строя 2 двигателя, но механики их быстро починили. Многие моряки получили ранения. В их числе боевой расчет из трех человек носового орудия, но все остались на своих местах. Беспримерный подвиг совершил старшина второй статьи Г.Куропятников стоявший за пулеметом, сбивая немецких летчиков с курса на прицельное бомбометание. Осколками взрывов ему оторвало левую руку. Заалели раны на голове. Но он не покинул свой боевой пост и продолжал стрелять одной правой рукой. Во время боя старшина замечает, что на корме загорелись дымовые шашки, а под ними на стеллажах – глубинные бомбы. Еще немного и боеприпасы взорвутся, и катер погибнет. Моряк решительно, истекая кровью, обжигаясь пламенем пожара, сбрасывает шашки за борт, предотвратив взрыв мощных бомб и снова ведет бой. Позже старшине Г.Куропятникову было присвоено звание Героя Советского Союза. Боцман Д.Антоненко тоже тяжело ранен, но продолжает вести огонь. Матрос В.Потапов под градом осколков восстанавливает сбитый огнем корабельный флаг. Флаг – это святое, он должен всегда реять на своем месте. Пока старшина спасал катер, за пулемет встал лейтенант Я.Мазлер. Он получает тяжелое ранение и потом умрет в госпитале. Лейтенант единственная жертва этого боя.
Команда катера сбила два самолета противника. Советские летчики отогнали фашистские самолеты от конвоя, и они убрались восвояси, не сумев уничтожить этот конвой. МО с большим трудом своим ходом добрался до своей базы. Нос катера от повреждений зарывался в волны. Левый борт «украшала» большая дыра. Один двигатель вышел из строя. От палубных надстроек остались одни воспоминания. Моряки насчитали около полторы тысячи пробоин.
Ходила такая легенда, что вроде о подвиге русского катера написал какой-то американский журналист, то ли военные представители США, находившиеся в Советском Союзе, доложили об этом сражении в Пентагон, а те – президенту Соединенных Штатов, который был покорен подвигом русских моряков. И глава Белого дома Рузвельт распорядился наградить 23-х летнего уже ст. лейтенанта П.Савенко весьма престижным орденом США «За выдающиеся заслуги». Этим орденом обычно награждают больших людей – военачальников, адмиралов, генералов, полковников…
«Малый охотник» уже отконвоировал куда надо около 100 кораблей. Моряки катера сбили три самолета и повредили шесть самолетов врага. Команда катера участвовала в боевых действиях под Одессой, Севастополем, Новороссийском…». Так написали американцы в сопроводительном письме к ордену. Как потом оказалось в верхах, в том числе и в штабе ЧФ, абсолютно ничего не знали о героической эпопеи СК—065.Узнали благодаря письму американцев. Анекдот, да и только.
Сивенко Павел Павлович
Но все-таки справедливость восторжествовала. Награды получили моряки катера. Летом 1943 г. командиру МО в торжественной обстановке вручили американский орден. Тогда же СК-065 было присвоено высокое звание Гвардейский, обычно этот титул получали большие корабли – крейсера, эсминцы, линкоры, а малым судам как МО – не положено. Так что это было впервые в богатой истории советского военно-морского флота.
автор: Борис Ляшко