Воздушный ас Иван Бочков

В конце первой декады августа 1941 года большая группа немецких самолётов попыталась совершить налёт на Мурманск. Её встретила наша истребительная авиация. Завязался жестокий воздушный бой. Наши лётчики первым...

В конце первой декады августа 1941 года большая группа немецких самолётов попыталась совершить налёт на Мурманск. Её встретила наша истребительная авиация. Завязался жестокий воздушный бой. Наши лётчики первым же стремительным и мощным ударом расстроили боевой порядок противника. Вражеские самолёты потеряли общее управление и рассыпались небольшими группами. Началось истребление отдельных машин и целых групп противника. Было сбито 13 бомбардировщиков. Советская авиация потеряла 1 самолёт.

Вскоре узнали, что одним из героев этого боя стал лётчик 145-го истребительного авиационного полка капитан Иван Васильевич Бочков. Кто этот герой, каков был его путь в авиацию ?

Родился Иван Бочков в 1915 году в деревне Филипповке Барятинского района Калужской области. 13-летним мальчиком он приехал к своему старшему брату в Москву и начал работать. Ещё подпаском, а затем и учеником на Московском заводе «Калибр» он мечтал стать лётчиком. Паренёк оказался прилежным, стремился ко всему, что связано с техникой, с моторами, и вскоре приобрёл профессию водителя автомобиля. Профессию свою любил, но… не хватало в ней скорости… Да и мечте своей остался верен.

Верность эта привела его в аэроклуб Осоавиахима. Вот где началась настоящая учёба !   Как и все юноши, занимался без отрыва от производства, использовал каждую свободную минуту, чтобы овладеть сложной авиационной техникой. Ночи напролёт просиживал за книгами, с увлечением изучая новые для него науки, познавая тайны полёта в воздухе.

В технических классах аэроклуба было много схем, деталей самолёта. Всем этим Бочков особенно заинтересовался, старался задержаться в классе после занятий, чтобы всё рассмотреть, досконально запомнить устройство и назначение каждой детали.

Среди курсантов клуба он отличался большой любознательностью, стремлением до всего докопаться, всё понять. Преподаватели отмечали в нём и такие качества, как исполнительность, трудолюбие. Бочков был горд тем, что сбывается наконец его мечта. День, когда он впервые поднялся в воздух, был для него самым счастливым в жизни.

В 1937 году Бочков был призван в ряды Красной Армии и по набору Центрального аэроклуба СССР направлен на учёбу в лётную школу имени В. П. Чкалова, в город Борисоглебск.

В 1939 — 1940 годах молодой лётчик принял боевое крещение. Он храбро сражался в период военного конфликта с Финляндией и был награждён медалью «За отвагу».

Великая Отечественная война застала Бочкова в далёком Заполярье, у северных границ нашей Родины. В воздушных боях при защите Мурманска и Петрозаводска росло мастерство лётчика. За годы войны он прошёл боевой путь от рядового пилота до начальника воздушно — стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

…Полк стоял под Мурманском. Ночи не было. Круглые сутки — солнце. Когда объявили тревогу, подумалось, что это обычная, учебная. Но вот пронеслось по рядам тревожное слово «Война», и всё стало ясно. Молодые лётчики с надеждой поглядывали на «старичков», на тех, кто уже побывал в боях с белофиннами. Таких было немного, и среди них — Иван Бочков.

Первые боевые вылеты не принесли успеха. Немецкие лётчики уклонялись от встречного боя. Бочков мучительно переживал первые неудачи, старался найти им объяснение, а главное, найти способ бить врага. С каждым вылетом он всё больше узнавал о противнике. И не только сам изучал врага, а расспрашивал других лётчиков, возвращавшихся с задания, хотел узнать их мнение и сопоставить его со своими наблюдениями. Всё яснее и яснее вырисовывался у него вывод: бомбардировщиков надо атаковать только с передней полусферы. В лоб или под углом. Если мы не можем их догнать, то их надо встречать. Враг не выносит лобовых атак. А это уже значит, что инициативу надо брать в свои руки.

Однажды, Бочков во главе группы самолётов вылетел на штурмовку мотопехоты врага. Немецкую мотоколонну нашли быстро. Перестроились для боевого захода и прошлись по ней с головы до хвоста, поливая пулемётным огнём. Снова боевой разворот и пикирование. Теперь пулемётные очереди прошили колонну от хвоста к голове. Уже можно и возвращаться к себе на аэродром. Но появились истребители противника. Они стремились перехватить наши самолёты. Скорость у них больше, вооружение сильнее: кроме пулемётов ещё и пушки. Уйти от них нелегко.

Но недаром Бочков изучал противника, его тактику, его слабые и сильные стороны. Ещё на земле он условился с ведомым, что в случае встречи с истребителями противника они попытаются использовать лучшую маневренность наших машин.

— У противника преимущество в скорости, — говорил он. — Но маневрирует он хуже. Этим и надо воспользоваться. Будем драться на виражах.

Теперь, выполняя задуманный план, Бочков начал искусно маневрировать. Когда истребители противника наседали на хвост, он круто пикировал или набирал высоту. Вражеские самолёты никак не могли зайти для прицельного огня. Решив, что у них едва хватит горючего на обратный путь, они наконец отстали.

Так росло мастерство, а вместе с ним и вера в свои силы, в свою машину. Но Бочков хотел схлестнуться в открытом бою с лётчиками противника, искал встречи с ними. И такая встреча вскоре состоялась. Группа «Юнкерсов» летела на бомбёжку наших позиций. Навстречу им поднялись «ястребки», ведомые лейтенантом Иваном Бочковым. Они подошли к вражеским бомбардировщикам, имея превосходство в высоте. И свалились на них сверху, неожиданно и дерзко. Противник не выдержал стремительной атаки, строй его рассыпался. Наши лётчики сбили 2 самолёта. Они почувствовали силу своих ударов. Научились использовать преимущества своих самолётов и слабость противника, навязывать ему бой в выгодных для них условиях.

Однажды, производя разведку в районе реки, И. В. Бочков вместе с двумя экипажами самолётов обнаружил 3 катера и 8 лодок с войсками и техникой противника, переправлявшихся на наш берег. Четыре раза лётчик заходил на цель. В результате меткого пулемётного и пушечного огня 2 катера и 5 лодок противника были затоплены.

19 сентября 1941 года в газете «Часовой Севера» был напечатан материал «Схватка в воздухе». В ней автор лейтенант И. В. Бочков писал:

«В начале войны фашисты многократно пытались совершить налёты на наш аэродром. Но внезапности у врага не получалось. Гитлеровцев всякий раз наши истребители встречали в воздухе. Как правило, мы сбивали несколько вражеских машин, и фашисты улепётывали несолоно хлебавши. Правда, они потом отыгрывались на санитарных самолётах, зверски расстреливая их.

Однако один раз фашистам всё же удалось подобраться к аэродрому незамеченными. Наших самолётов тогда на нём почти не было, они ушли на штурмовку вражеской пехоты. Я, выполнив перед этим задание, отдыхал, когда прозвучал сигнал тревоги. Бросился к самолёту. Фашисты были уже над нами. Выруливать на взлётную полосу некогда, пошёл под огнём поперёк аэродрома. Оторвался от земли, нырнул за сопку, подобрал шасси и начал набирать высоту. Потом развернулся и кинулся на врага.

Наше дежурное звено тоже к тому времени было уже в воздухе. Вчетвером мы начали бой с 10 бомбардировщиками и 6 Ме-109. Правда, «Юнкерсы» быстро удрали.

Я атаковал ближнего «Мессера». Дал длинную очередь и отвернул. Одному ведь драться опасно, свободные вражеские истребителе могли атаковать мою машину с хвоста. Огляделся, вижу — сзади меня прикрывает подоспевший 5-й «ястребок». Чей ?   Оказалось, лейтенанта Василия Королёва.

Затем он ринулся на фашиста, а я его прикрывал. Отогнали от аэродрома несколько вражеских машин. Чуть позднее ушли и остальные. Многие из них были повреждены. Наш же аэродром совсем по пострадал.

Вообще-то в воздухе мы сталкиваемся с противником частенько. Но фашисты редко принимают бой и атакуют сами лишь тогда, когда имеют численное превосходство».

Эта заметка вызвала особый разговор в коллективе, отмечалась на редакционной летучке.

За первый год войны Иван Васильевич Бочков провёл десятки боёв. Сражаться приходилось в меньшинстве: враг тогда господствовал в воздухе. Победы нашим лётчикам давались нелегко. Но счёт их у Бочкова рос быстро.

15 мая 1942 года 19-й Гвардейский истребительный авиаполк, закончив перевооружение на новые самолёты, продолжил боевые действия. В тот период, полком командовал майор Г. А. Рейфшнейдер. Личный состав полка насчитывал 22 лётчика, на вооружении находилось 16 истребителей «Аэрокобра»  ( первых моделей )  и 10 Р-40Е. Уже вечером 15 мая лётчики полка совершили боевой вылет, в котором четвёрка «Аэрокобр» перехватила над озером Тулп — Ярв группу из 12 истребителей Ме-109 и 8 двухмоторных Ме-110. В воздушном бою по одному самолёту противника сбили капитан Кутахов и старший лейтенант Бочков — это первые победы, одержанные на «Аэрокобрах» Советских ВВС.

На следующий день Иван Бочков сбивает истребитель Ме-109.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector