Воздушный ас Иван Бочков

В отечественной литературе общий итог боевой деятельности Ивана Бочкова обычно оценивается по данным наградного листа  ( 308 боевых вылетов, 45 боёв, 7 сбитых лично и 32 в группе ). Однако мало кто обращает внимание на то, что эти данные действительны лишь «…к февралю 1942 года», а погиб он уже в начале апреля…

Бюст И. В. Бочкова.

Справедливости ради, хочется привести выдержку из одного зарубежного источника, которая достаточно интересна:

«Выполняя 4 апреля 1943 года свой 350-й боевой вылет Бочков с ведомым были перехвачены шестёркой Ме-109. Самолёт ведомого быстро получил повреждения, но Бочков смог прикрыть отход боевого товарища. Ас одержал 8 личную победу, прежде чем его сбили «Мессершмитты»…

В Москве между проспектом Мира и Средним переулком есть улица Бочкова. Названа она так в честь лётчика — истребителя Героя Советского Союза И. В. Бочкова.

На Московском заводе «Калибр», где до ухода в авиацию работал Иван Васильевич Бочков, на территории сада установлено 5 бюстов Героев Советского Союза — рабочих завода. В их числе и бюст Ивана Бочкова  ( в 1959 году ). Свято хранят здесь память об отважном Герое. Его именем названы улицы на станции Шонгуй и в Мурманске, головной траулер флота объединения «Мурманрыбпром».

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора И. В. Бочкова:

( Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов».  Издательство «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год. )


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 23.01.1942 г. 1  Ме-110  ( в группе — 1 / 7 ) ст. Боярская И-16, ЛаГГ-3,

«Аэрокобра».

2 23.01.1942 г. 1  Ме-110  ( в группе — 1 / 7 ) оз. Кереть — Топозеро
3 08.02.1942 г. 1  Ju-88  ( в группе — 1 / 4 ) Нижнее Котозеро
4 19.02.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе — 1 / 6 ) пл. 11-й километр
5 19.02.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе — 1 / 6 ) зап. ст. Лоухи
6 15.05.1942 г. 1  Ме-110 оз. Тулп — Явр
7 21.05.1942 г. 1  Ju-88  ( в паре — 1 / 2 ) Мончегорск
8 15.06.1942 г. 1  Ме-110 оз. Медвежье
9 15.06.1942 г. 1  Ме-110  ( в группе — 1 / 3 ) Мурмаши
10 15.06.1942 г. 1  Ju-88  ( в группе — 1 / 6 ) зап. Мурманск
11 22.06.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе — 1 / 8 ) зап. оз. Пял — Явр
12 22.06.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе — 1 / 8 ) зап. оз. Пял — Явр
13 23.06.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе — 1 / 3 ) зап. Мурманск
14 23.06.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе — 1 / 5 ) зап. Мурманск
15 29.06.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе — 1 / 7 ) зап. Мурмаши
16 29.06.1942 г. 2  Ме-109  ( в группе — 2 / 7 ) оз. Тюхменское
17 19.07.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе — 1 / 8 ) Рестикент
18 19.07.1942 г. 1  Ме-109  ( в группе — 1 / 8 ) Гирм — озеро
19 05.03.1943 г. 1  Ме-109 юж. берег оз. Чапр
20 12.03.1943 г. 1  Ме-109 юго — зап. аэродром Шонгуй
21 04.04.1943 г. 1  Ме-109 Юркино
Всего сбитых самолётов — 7 + 26  [ 5 + 17 ];  боевых вылетов — более 300;  воздушных боёв — около 50.

*     *     *

Воздушный ас Иван Бочков.

На первой странице альбома в чёрной траурной рамке — снимок военного лётчика. Очень давний снимок. На гимнастёрке вместо погон — петлицы. На них «шпала» — капитан. Открытое волевое лицо. Смелый решительный вгляд. Подпись: Герой Советского Союза Иван Васильевич Бочков.

Текст из заводской газеты «Калибровец»: «…В бою с фашистскими захватчиками погиб верный сын социалистической Родины и большевистской партии…»

Кто он, Иван Бочков ?   Почему снимок героя помещен в заводской газете ?

*     *    *

В НЕБЕ ЗАПОЛЯРЬЯ

В 1920, когда Ивану было 4 года, умер отец, оставив 7-х детей. С 6 лет Иван работал подпаском, а затем пастухом у местного кулака. В 13 лет приехал в Москву. Был землекопом. Закончив курсы шофёров, поступил на «Калибр». Любили его за трудолюбие, скромность, уважение к людям. Вскоре комсомольцы избрали Ваню своим вожаком. В 1936 году он поступил в аэроклуб имени В. П. Чкалова и, когда впервые поднялся в воздух, почувствовал, что его судьба накрепко связана с небом.

После аэроклуба закончил истребительную авиационную школу, и сразу же первое боевое крещение — бои в период Советско — Финляндской войны.

Великую Отечественную войну встретил Иван в Заполярье, в первых же воздушных боях раскрылся талант бесстрашного, тактически грамотного и умного воздушного бойца.

Декабрь 1942 года. Фашистские самолёты рвутся к нашим важным объектам. На перехват взлетела шестёрка наших истребителей. Во главе — Бочков. На горизонте показались вражеские самолёты: 18 бомбардировщиков в сопровождении 12 истребителей. Шесть против тридцати !   Но раздумывать некогда: за спиной город, там люди.

Первая атака — в лоб. Горит флагманский бомбовоз. Падает его ведомый. «Мессеры» рванулись вверх, готовясь, нанести удар в момент атаки по замыкающей группе. Но Бочков разгадал их замысел. Развернувшись, пронёсся под строем и атаковал не замыкающую группу, а среднюю. «Мессершмитты» остались позади. Строй бомбардировщиков распался. Наши истребители стали бить их по одиночке. В тот день 7 «Юнкерсов» и 2 «Мессера» сгорели на подступах к городу. Двух сбил Бочков. План враге был сорван. Наши истребители вернулись без потерь.

Летит фронтовое время. Слава Ивана Бочкова гремит ло всему Заполярью. Отважный, легко ориентирующийся в самой сложной обстановке воздушного боя, мастер стремительных и неотразимых ударов, он бросается на врага сходу, несмотря на его численное превосходство, ошеломляет внезапностью удара и всегда побеждает или уходит без потерь, применяя изумительные по мастерству и хитрости боевые приёмы. В воздушных боях 8 самолётов противника он сбил лично и 31 в группе с товарищами.

Это он в один из моментов воздушной схватки, сам находясь в нелёгком положении, бросился на выручку товарища и спас его, в упор расстреляв фашистского лётчика.

Это он, возглавляя группу из 6 самолётов, схватился с восьмёркой вражеских истребителей. В процессе схватки интуицией опытного воздушного бойце почувствовал подготовленную его группе западню. «Будьте внимательны, — раздалось в эфире, — возможен подход новых сил противника». И точно — на солнце холодно блеснули крылья десятки вражеских истребителей, уже развернувшихся для атаки. Бочков мгновенно применил тактику активной обороны. Атака сорвалась. Сбив пару самолётов, наши лётчики благополучно вышли иа боя.

Советское правительство высоко оценило заслуги Ивана Бочкова. Рядом с медалью «За отвагу», полученной в боях с белофиннами, засверкали ордена: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени. Но война есть война. 4 апреля 1943 года капитан Бочков погиб в неравном воздушном бою, а 2 мая в газете «Правда» был опубликован указ Президиума Верховного Совета о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

Родина помнит своего сына. В Мурманской области, на станции Шонгуй есть улица имени Ивана Бочкова, Имя прославленного лётчика носит одна из московских улиц. Его именем названы многие пионерские дружины.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB