Воздушный ас Иван Бочков

Росло число боевых вылетов, росло и мастерство лётчиков. Уже после войны, Главный Маршал авиации П. С. Кутахов, служивший в одном полку с Бочковым, так вспоминал о своём боевом...

Росло число боевых вылетов, росло и мастерство лётчиков. Уже после войны, Главный Маршал авиации П. С. Кутахов, служивший в одном полку с Бочковым, так вспоминал о своём боевом товарище в статье «Венки Герою»:

«Простое русское лицо. Смелый, решительный взгляд. Таким Ваня Бочков запомнился тем, кто дрался вместе с ним, защищая от фашистских захватчиков Мурманское небо в дни войны. Не было у нас в полку бойца отважнее и искуснее Ивана Бочкова. 45 воздушных боёв с немцами, 40 сбитых вражеских самолётов на его счету. Мы любили его за отвагу, за то, что он никогда не бросал товарища в беде. Иван не только сам отлично дрался с врагом. Он хотел, чтобы и его товарищи, особенно молодое пополнение, успешно побеждали врага. Вот почему его всегда можно было видеть среди новичков, которых он учил, готовил к боям… Фашистам Бочков был хорошо известен. Немало насолил им Иван».

Иван Бочков, действительно очень скоро стал грозой для вражеских асов. Посланные Герингом на север специально для того, чтобы поддерживать таявшее господство в воздухе, они один за другим падали на землю. Конечно, не только Бочков сбивал их. Но он показал пример. А сбивали многие. Одного из опытнейших пилотов, обер — фельдфебеля Рудольфа Мюллера, сбил лётчик — североморец Николай Бокий. Ещё один вражеский ас достался Георгию Громову, лётчику 145-го полка, командиру эскадрильи «Комсомолец Заполярья». «Непобедимого» Герхарда Шашке сбил Александр Зайцев.

Немцы хорошо знали Ивана Бочкова и охотились за ним. Была даже обещана высокая награда тому лётчику, который сумеет сбить советского аса. Долго это им не удавалось. Бочков вновь и вновь возвращался на свой аэродром с победой. Как лучший лётчик, испытанный воздушный боец, он стал возглавлять воздушно — стрелковую службу полка, учить молодых пилотов, как бить врага на земле и в воздухе. Но он по — прежнему был неутомим, не знал покоя, участвовал в боях.

Иван Бочков был одним из тех, кто на основе накопленного боевого опыта и постоянного творческого поиска на практике показал, как следует в меньшинстве сражаться с численно превосходящим противником и побеждать его. Он старался «выжать» из техники, на которой воевал, всё на что она способна.

Одним из первых в полку он освоил американский истребитель «Аэрокобра» I, которые поступили в полк из числа первой партии. Эти машины, имевшие неплохое вооружение и радиосвязь, уступали нашим и немецким самолётам в маневренности, а самое главное — очень капризно вели себя в условиях Заполярья. Поэтому наши лётчики поначалу не очень доверяли американским самолётам.

Бочков с головой окунулся в изучение новой машины. Он быстро изучил её сильные и слабые стороны и в беседах с другими пилотами рассказывал о них. Он не восхволял этот истребитель, но убеждённо говорил, что и на нём можно одерживать победы. При этом делал упор на то, что маневр нужно строить так, чтобы начинать атаку с заведомо хорошей позиции и стрелять наверняка, сбивать противника с первой же очереди. Мощное вооружение «Аэрокобры» позволяло это делать. И Бочков доказал правоту своих слов на деле. В первом же воздушном бою, проведённом на американском истребителе, он сбил немецкий многоцелевой самолёт Ме-110.

10 декабря 1942 года на перехват группы из 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и 12 истребителей Ме-109 ушла шестёрка «Аэрокобр», которую возглавлял Бочков. Советские лётчики всегда старались сбить первым головной бомбардировщик, чтобы рассеять строй и попытаться нагнать панику. Бочков просто игнорировал истребители прикрытия, атаковав ведущий «Лаптёжник». В первой же атаке было сбито 2 Ju-87, включая самолёт командира немецкой ударной группы. Как и ожидали наши лётчики, строй пикирующих бомбардировщиков немедленно распался. В короткой схватке было сбито ещё 3 немецких самолёта. Бочков увеличил свой личный счёт на одну победу. Все 6 «Аэрокобр» благополучно вернулись на базу.

К февралю 1943 года Гвардии капитан И. В. Бочков, ставший уже начальником воздушно — стрелковой службы 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка, совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, во время которых лично сбил 7 и в составе группы 32 самолёта противника. Газета 7-й Воздушной Армии «Боевая вахта» поместила в своем сатирическом отделе заметку «Затруднительное положение». Вот её полный текст:

— Ты слышал, Карл, у русских есть такой лётчик Иван Бочков ?
— Слышал. Говорят, что для этого аса нет никаких трудностей ?
— Пустяки. Это только разговор. Мы уже поставили его в затруднительное положение — ему на своём самолёте звезды рисовать негде !


Истребитель «Bell Airacobra Mk I» из состава 19-го ГвИАП, на котором совершал
боевые вылеты Гвардии капитан И. В. Бочков, весна 1943 года.  Лётчик погиб
именно на этой машине в тяжёлом воздушном бою 4 апреля 1943 года.
В те годы газета «Боевая вахта» часто писала о подвигах Ивана Бочкова, ставя его в пример другим лётчикам. В номере за 9 апреля 1943 года она призывала: «Лётчик !   Будь таким же стойким, умелым и храбрым в бою, как Гвардии капитан Иван Бочков !». Этот номер газеты вышел уже после того, как Иван Бочков провёл свой последний воздушный бой.

…Произошло это 4 апреля 1943 года. Как обычно, прозвучал сигнал боевой тревоги. Гвардии капитан Иван Бочков в паре с Павлом Кутаховым вылетел навстречу врагу и… не вернулся.

Противник значительно превосходил в силах. Но его нельзя было пропустить, и Иван Бочков первым ринулся в атаку. Теперь на его стороне был не только опыт. В распоряжении лётчиков были и новые скоростные самолёты, не уступающие вражеским истребителям ни в скорости, ни в вооружении. Свой последний бой он начал в свойственном ему стиле: энергично, расчётливо и мастерски. Действовал, как всегда, вдохновенно, увлекая за собой ведомых.

Бочков успешно провёл атаку, связал боем несколько вражеских машин, разбил их строй. И вот в один из моментов воздушной схватки он увидел, что его товарищ оказался в тяжёлом положении. Пара «Мессеров» атаковала его из выгодного положения. Бочков поспешил на выручку. Товарища он спас, но сам попал под пушечно — пулемётные очереди вражеских истребителей…

Тяжело переживали в полку гибель отважного пилота. «Отомстим врагу !», — поклялись они на его могиле. С тех пор начался в полку особый счёт мести. Десятки сбитых вражеских самолётов — таков итог клятвы боевых друзей.

Ниже приведён текст письма П. С. Кутахова матери Героя, написанное 10 мая 1943 года:

«Здравствуйте дорогие Федосья Никифоровна, мать нашего любимого боевого друга и Аня его сестра !

Дорогие !   Поверьте нам что потеря Вашего сына в бою это для меня и Кости большая и тяжёлая утрата. Ведь мамаша, Вы можете представить что мы всё время были вместе крепкими друзьями как в воздухе, так и на земле. Потеря Ванюши произошла 4.04.43 года в сильном воздушном бою где нас было только два: я и он, а их 6 штук истребителей. Вот этот жаркий длительный бой вырвал из нашей лётной среды лучшего человека, мастера своего дела, имеющего самый богатейший опыт. Как и дрался как лев с заклятым врагом фашизмом. Мамаша — личный состав отомстит, Вашу просьбу выполнит. Жизнь и боевая работа идут по-прежнему. Вот пока всё.

До свидания. Остаёмся живы здоровы. Кутахов и Фомченков».

1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в схватках с врагами, Гвардии капитану И. В. Бочкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector