Встретившись в реальной жизни с Сергеем Палагиным ни за что не поверишь, что этот улыбчивый крепыш прошел большую жизненную школу, опаленную двумя войнами и за его плечами более 2500 боевых рейсов.
О таких, как он говорят – рожден для неба.
А родился Сережа в семье сварщика и бетонщицы, которые постоянно ездили по стране в поисках хорошо оплачиваемого труда. Работа была тяжелой, и родителям хотелось получать за нее достойную зарплату. Когда 26 марта 1968 года родился сын, семья жила в Саратове. Судьба привела их в Туркмению, в небольшой поселок, расположенный недалеко от ашхабадского аэропорта. Любимым местом местных мальчишек была территория, где находились отправленные на металлолом самолеты. Многие из ребят дома сами конструировали модели, и поэтому свалка была для них просто золотым дном. Копаясь после уроков в искореженных остатках, они находили для себя нужные детали. Эти походы продолжались до тех пор, пока сорванцы не попали в кабину «АН-2». Будущие властелины неба с азартом нажимали на педали, крутили рычажки на пульте и вдруг самолет ожил. Машину развернуло на месте, и она ударилась о стену. Итог этого несостоявшегося полета – привод в милицию. Неприятности поджидали их и в авиамодельном кружке, где их строго отчитали за хулиганство. Зато все жители поселка стали звать их «летчиками». Так родилась мечта о небе.
Постепенно Сережа все больше влюблялся в небо, часами вглядывался в бездонную синеву, и к нему приходило понимание того, что небо это не только простор и красота, а еще и место для трагедий. В подтверждение тому такой случай. Когда они жили на новом месте в Безмеине и рядом базировался гарнизон с военными самолетами. Июньским днем 1981 года в небо поднялся «МиГ-23Б», в это время у него отказали оба двигателя. А под крыльями мелькали дома. Летчики ценой своей жизни предотвратили трагедию, увели самолеты, а сами погибли. Там где они разбились, благодарные жители поставили обелиск. Героев наградили орденами Красной Звезды.
Зная, что мама будет против его выбора, он все же поступил в ашхабадскую среднюю спецшколу интернат, готовящую будущих солдат. Кроме гражданских учителей преподавали им сержанты. Многие из них не вернулись из Афганистана. Палагин после окончания высшего военного училища был направлен служить в советских вертолетных частях в Германии. Затем в г. Буденновск на Ставрополье в 487-й отдельный вертолетный полк.
И началась военная тяжелая работа. Перед вертолетчиками ставились порой невыполнимые задачи, но экипажи находили решения, связанные с риском для жизни. Уничтожение позиций врага, доставка разведчиков и десантников туда, куда невозможно было их отправить наземным транспортом. А самое главное и благородное дело выполняемое вертолетами и их экипажами спасение раненых.
Сам Палагин рассказывал, что среди них летчиков Северокавказского округа участие в боевых действиях в Чечне считалось не войной, а работой, Выполняли они эту работу четко, честно. Будучи вначале первой войны летчиком-штурманом, затем командиром экипажа, а в последствие принял командование звеном, Сергей всегда старался держаться в любых ситуациях спокойно, уверенно. Ведь от поведения командира зависело то, как будет чувствовать себя молодое пополнение. Глядя на них он вспоминал, как у самого от страха и волнения дрожали колени и руки. Убеждал молодежь, что привыкнут. Некоторые не выдерживали такого напряжения, ведь в небе некуда спрятаться и надежда только на умение экипажа, уходили на другое место службы. Сам он уже давно привык бороздить воздушное пространство под обстрелами.
Исходя из вопросов тактики, вертолетам приходилось летать очень низко, ведь выше они становились уязвимыми для зениток противника.
И это было проверено горьким опытом. Однажды «Ми-8» с командиром экипажа Семакиным должен был лететь из Ханкалы с заместителем командующего 58-й армии. Вопреки уже установившей традиции полетов на малой высоте, руководитель полетов дал приказание о наборе высоты. На глазах у всех произошло прямое попадание из зенитки, и вертолет загорелся.
Летчики могли спастись, но никто и не подумал об этом, ведь рядом были люди, а под ними на земле палаточный лагерь и военная техника. Экипаж уводил машину, спасая тех, кто на земле. Все в вертолете погибли. Посмертно летчики награждены орденами Мужества.
Во время второй чеченской войны вертолет Палагина получил от десантников позывной «Братишка». Сколько жизней спас экипаж, откликаясь на этот позывной. Часто окруженные бойцы верили, если прилетит «братишка», значит спасены.
Вот один из таких эпизодов ежедневной работы вертолетчиков. Подразделения «Исламской миротворческой бригады», командовал которыми Басаев, заняли позиции на горе Экитебе. 8 сентября 1999 года экипаж «Братишки» получил приказ отправиться на помощь десантникам, атакующим басаевцев. В батальоне появились раненные и убитые. Ранним утром вертолет вылетел для оказания помощи. Экипаж обязан был забрать раненых. На земле должен был находиться человек, который передавал летчикам ориентиры для посадки. В это раз наводчик получил тяжелое ранение, теряя сознание и уже плохо ориентируясь, ошибочно указал место: «Пятьсот метров южнее дыма». Вертолет приземлился около поля кукурузы, прямо перед позициями бандитов. Обе стороны охватило замешательство. Палагин лихорадочно прикидывал в уме план спасения, боевики же застыли изумленные наглостью экипажа. И только бортовой техник старший лейтенант Антон Глотовский воспользовался заминкой, выпрыгнул из машины и подхватив ближайшего раненого понес его к вертолету. Оцепеневший враг пришел в себя, открылась стрельба, полетели мины. Казалось, что все живым не уйти. Но братство в небе, как и в прочем на земле существует. На выручку пришел «Ми-24», расстрелявший все боеприпасы, вертолет, руководимый Хабибуллиным, выполнял отвлекающие маневры. В последнюю минуту Сергею удалось поднять вертолет, тотчас же на месте стоянки взорвалась мина. Машина спасителей тоже получила повреждения. Когда вернулись на место дислокации, были удивлены тем, что при таком шквальном огне вертолет получил мелкие повреждения.
Каждый рабочий день вертолетчиков на войне – это несколько спасенных жизней. И не задумываясь, Палагин раз за разом поднимал свою машину.
Новый вылет в район села Шали. Там 29 июля 2002 года группа разведчиков попала в капкан из мин. Первым подорвался один из бойцов, затем медицинский работник, который хотел оказать ему помощь. С двумя ранеными дальнейшее передвижение вперед было невозможно, и командир принял решение вернуться назад. Первые шаги к своим и опять взрыв. Ситуация становилась для 19 человек, включая 3 раненых критической. Одно спасение вертолеты. Боевики же внимательно следили за небом, огнем встречали каждую машину. Все же вертолеты прикрытия ликвидировали огневую точку противника. Началось спасение окруженцев. Густые лесные заросли не позволили приземлиться. Сергей, подминая ветки фюзеляжем, стал снижаться на деревья. В это время Майор Лучшев уже был на земле. Бортовой техник Чирков начал подъем. Несмотря на тяжелые условия работали слаженно. На борту было уже семь человек. Машина висела в воздухе больше часа. Люди справлялись с работой, а вот механизмы нет. Лопнул трос. Командир принял решение вернуться на базу. Сменив вертолет, экипаж вернулся для продолжения работы. Забрали всех.
И самой большой наградой за проделанную операцию для летчиков были слова командира разведчиков: ««Братишка», мы и не сомневались, что за нами придешь именно ты».
Рабочие будни продолжались. Вновь операция по спасению раненых, но уже без машин прикрытия. Для более успешного проведения операции эвакуации, майор вначале отправился на разведку. Удалось засечь минометную батарею боевиков на краю селения Гамиях. Используя момент неожиданности, экипаж выпустил весь имеющийся у него запас боеприпасов, огневая точка была уничтожена. Затем посадка на расстоянии 500 метров от передовой врага, погрузка раненых и доставка их в госпиталь. В этот день живыми остались 18 ребят спасенных «Братишкой». Враги понесли ощутимые потери. День не закончился и экипаж снова в работе. Рейс по доставке десантников к месту высадки. Все было сделано, как и положено. Ведь не зря же боевики дали свое название винтокрылой машине Палагина «Дикая птица».
Командующий генерал-полковник Баранов издал приказ убрать надпись «Братишка» с борта вертолета. На возражения Сергея ответил, что это в целях безопасности, ведь боевики только и высматривают в небе эту машину.
Разрешил перенести название в кабину.
В круговерти военных спасательных операций выдался другой случай. В одном из блокированных боевиками селений у дочери старейшины начались роды. Опасаясь за жизнь дочери и ее будущего ребенка, старейшины попросили помощь у федералов, потребовав, при этом, чтобы вертолет прилетел без прикрытия. Несмотря на то, что был риск, Палагин совершил этот рейс. Экипаж каждую минуту пока размещали роженицу и ее родителей, опасался нападения со стороны боевиков. Все обошлось, и на свет появился мальчик. Думается, что этот жест доброй воли помог многим боевикам определиться, на чьей стороне им воевать.
Экипаж постоянно находился в поиске различных способов поднятия раненых на борт. Одним из таких стало применение лебедки для этих целей.
В каких только переделках не побывал «Братишка» и его экипаж. Но боевые товарищи всегда верили, что их командир найдет выход из любого трудного положения.
Однажды в течение сорока минут вертолет висел в одной точке, удерживаемый Сергеем, в то время как бортовой механик проводил эвакуацию женщины, получившей ранение и ее трех детей. Дом их оказался затопленным. Вертолетчики не раз принимали участие в спасательных операциях после разгула стихии.
Палагин рассуждал так, что только спаянное действие всего экипажа помогает им выжить. С большим вниманием относился к молодому пополнению, рассуждая, что наши мальчишки продолжатели славных дел прошлых поколений. Именно они, в мирные передышки балагуры, шутники, в трудную минуту проявляют чудеса подвига.
Пройдя через все испытания, боевой летчик остался жив. Родина по достоинству оценила ратный труд Сергея Вячеславовича Палагина. Звание Героя РФ, медаль «Золотая Звезда», три ордена Мужества, «За военные заслуги», медали.