У него было 3 класса образования и 20 мировых авиационных рекорда

Тернист и не прост был путь к небу у прославленного летчика-испытателя, Дважды Героя Советского Союза, генерал – майора Владимира Константиновича Коккинаки. Семья была большая и не очень богатая. Поэтому, закончив 3 класса, пошел трудиться. Лишняя копейка в семействе Коккинаки не была помехой. Сначала работал на виноградных плантациях, потом стал с бригадой рыбаков выходить в море. Окреп. Возмужал. Пригожий здоровяк устроился грузчиком в порт Новороссийска, где, впрочем, и жила вся семья. Уже тогда выделялся своими незаурядными способностями. В порту ему принадлежал рекорд по переноске и погрузке одного тюка мануфактуры в 295 кг. Был хорошим универсальным спортсменом. Занял первое место на первенстве Северного Кавказа по метанию ядра.

У него было 3 класса образования и 20 мировых авиационных рекорда

Это была середина 20-х годов, когда стремительно развивалась советская авиация и молодежь рвалась в небо. По всей стране возникали аэроклубы, молодежь с любовью, настойчиво овладевала знаниями и практическими навыками авиаторов. Тайком от всех мечтал о небе и юный Володя. Думал, призовут в армию и сразу станет летчиком. Но в сплоченных рядах РККА в 1925 г.решили по-другому и направили Коккинаки в пехоту – «королеву полей». Но он не отчаивался и 2 года службы настойчиво «долбил» командование рапортами с просьбой направить в авиационную часть. И начальство сдалось – летом 1927 г. В.Коккинаки направили на учебу в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а затем – в Борисоглебскую летную школу.

У него было 3 класса образования и 20 мировых авиационных рекорда

На первых порах учеба Владимиру давалась с трудом, сказывалось незаконченное школьное образование. Но он не отступал, усердно «грыз гранит знаний». Много работал над практическими задачами. Благодаря настойчивости, терпению проблемы начали решаться. Он лучше своих однокашников выполнял фигуры высшего пилотажа. Владимир не только досконально изучал приемы, навыки пилотирования, но также добросовестно изучал материально-техническую часть самолета, что в дальнейшем помогло ему в летно-испытательной работе.

Завершив учебу, Владимир проходит службу в частях истребительной авиации, потом его переводят в Ленинград, где он также учился в свое время и обучает курсантов летному мастерству.

У него было 3 класса образования и 20 мировых авиационных рекорда

Наступили 30-ые годы. Советская авиационная промышленность выпускала в свет самые различные типы самолетов и их нужно было испытывать в небе. Вся страна знала бесстрашных летчиков-испытателей Валерия Чкалова, Михаил Громова и многих других. Приходило и новое поколение летчиков, грамотных, опытных и сильных духом. Предложили работать летчиком-испытателем и Владимиру Коккинаки.

В деле он испытывает истребители и бомбардировщики. Часто попадал в трудные ситуации, но все заканчивалось хорошо. Машины не бросал, до парашюта не дотрагивался. Одно время Владимир работал вместе с прославленным летчиком В.Чкаловым. 15 декабря 1938 г. он своими глазами видел, как на аэродроме неудачно прошла посадка самолета Чкалова и он погиб. Владимир тяжело пережил эту утрату.

У него было 3 класса образования и 20 мировых авиационных рекорда

Между тем жизнь продолжалась. В середине 30-х г. В.Коккинаки уже старший летчик ОКБ известного авиаконструктора Ильюшина. Они прекрасно ладили и уважали друг друга. Через руки Коккинаки в те годы прошли все разработки Ильюшина. Последний высоко ценил советы и рекомендации летчика-испытателя.

Работая летчиком-испытателем, параллельно В.Коккинаки занимается высотными полетами. В 1936 году друзья, коллеги, знакомые поздравляют В.Коккинаки с первым рекордом, зафиксированным официально Международной авиационной федерацией. Тяжелый бомбардировщик с грузом под его управлением пролетел на высоте 11294 м. В том же году он осваивает еще одно направление – дальние полеты. Первым был перелет Москва-Ейск-Москва, потом – Москва-Баку-Москва.

Дальние беспересадочные полеты все больше интересовали и интриговали становившего все более известным Владимира Коккинаки. Но слава его мало волновала. Прежде всего – любимая работа. Он не желает останавливаться на достигнутом. В 1938 г. В.Коккинаки обращается к руководству страны с не совсем обычной просьбой – одобрить перелет в США. Но в правительстве не торопятся и предлагают полететь на Дальний Восток и обратно. Коккинаки с Брядинским освоили этот маршрут на бомбардировщике ЦКБ-30. Полет проходил в трудных условиях, но пилоты выдюжили. Мозоли от штурвала еще долго напоминали об этом перелете. Родина высоко оценила мужество и стойкость советских летчиков – они были удостоены звания Героев Советского Союза. Большой и серьезный опыт помог им стать пионерами нового маршрута Европа-Америка время в пути – 22 ч.56м. Расстояние – 6515 км. Через много лет В.Коккинаки – лучше поздно, чем никогда – Международная автотранспортная ассоциация наградила престижной наградой – бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров».

У него было 3 класса образования и 20 мировых авиационных рекорда

Грянула война. Владимир Константинович генерал-майор авиации, знаменитый ас, летчик-испытатель. Считал – его место в этот час испытаний – быть на фронте и громить врага без жалости и упрека. Но на все его рапорты приходил однозначный отказ. Коккинаки становится шеф-пилотом авиаконструктора Ильюшина, а также продолжает испытывать новые самолеты. Осваивал он современную авиатехнику и после войны – тем самым был верен однажды выбранному им пути. В 1957 г. Владимир Константинович Коккинаки отмечен еще одной Звездой Героя. В 1964 г. В.Коккинаки уходит в запас. А до этого испытывает знаменитый самолет ИЛ-62 ОКБ Ильюшина. Эта последняя разработка известного конструктора. На счету В.Коккинаки 20 мировых рекордов. Мундир генерала В.Коккинаки меняет на гражданский костюм и продолжает трудиться в ОКБ Ильюшина уже на земле. В 1967-1968 годах легенда советской авиации возглавляя Международную авиационную федерацию.

Простился с нами Владимир Константинович Коккинаки 7 января 1985 г, с небом – никогда.

автор: Борис Ляшко

AesliB