Советские катера – торпедоносцы Судного дня

Советский Союз смело можно назвать страной Героев. И не обязательно на груди должна быть «Золотая Звезда». Они боролись с врагом не ради наград, а ради мира, ради любви к своему Отечеству и своему народу, ради чистого неба над головой и созидательного труда. Они везде и всегда рядом с нами, благодарными потомками ценящих их самоотверженность, отвагу, бескорыстие. Имена наших Героев золотыми буквами вписаны в историю нашей страны и ее невозможно переписать, даже если это кому-то очень захочется.

Советские катера – торпедоносцы Судного дня

Мы всегда гордились, гордимся и будем гордиться советскими моряками, творившими чудеса бесстрашия, стойкости, мужества в битвах с фашистскими изуверами на морях и реках. Мы всех помним поименно, кто не дал немецким захватчикам ни малейшего шанса закабалить советский народ. Один из многих – Александр Шабалин, контр-адмирал, участвовал в финской и в Великой Отечественной войнах, Дважды Герой Советского Союза, ставший им в течение одного года.

Говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но командиру обычного торпедного катера ТКА-12 во время войны было совсем не до генеральских грез. Надо было просто воевать и уничтожать ненавистного врага. Своим небольшим катерком, но с большими торпедами за время войны Шабалин отправил на дно морское 32 германских боевых корабля и транспортов. Больших результатов история войн на море не знает.

Советские катера – торпедоносцы Судного дня

Давайте все по порядку. Саша – человек северный, значит— крепкий, морозоустойчивый, работящий, а самое главное – любит море и без него никак. Родился под Архангельском. В 17 мальчишеских лет, решил, что его стихия – море и отбыл в Мурманск. Там напросился юнгой на рыбопромысловое судно со специфическим названием «Краб». Бороздил моря и океаны – стал матросом. Работал и учился – направили работать штурманом. А там, смотришь и пришло время идти в армию, конечно же в славный советский военно-морской флот. На морях, океанах и реках. 1936 г. – н в учебном отряде Балтфлота изучает торпедные катера. «Знаешь, что, брат Сашка, говорили ему старшие военно-морские «волки», это не рыбацкие кастрюли, у нас есть свой торпедоносный «гарпун». Ой, как врагу несдобровать». И как в воду смотрели. Судна были не большие, но скоростные, шибко маневренные. Александр изучил их до последней заклепки. Его знания, добросовестность, дисциплинированность оценили – назначили боцманом катера. А через пару лет, несмотря на то, что Александр не имел соответствующего образования, выдвинули командиром торпедоносца. Другими словами, просто заслужил эту командирскую должность своими успехами в службе.

Советские катера – торпедоносцы Судного дня

Командир катера Александр Шабалин войну встретил, будучи в рядах Северного флота. К концу лета 1941 г.на флот прибыли пять новеньких торпедоносцев, которые сразу же стали активно и эффективно участвовать в боевых действиях против фашистов в Заполярье. Конечно же, всегда вспоминается первая победа. В середине сентября 1941 г. торпедный катер (т/к) ТКА-12 (командир А.Шаталин) совместно с ТКА-11 перехватывают немецкий конвой и несмотря на мощный заградительный огонь гитлеровцев, отправляют на дно морское один из их кораблей. Через небольшой промежуток времени катер Шабалина уничтожает крупный германский транспорт, перевозивший более 2000 нацистов – элиты войск противника – горных егерей. Это была большая победа моряков-североморцев. Морской китель А.Шабалина украсил орден Ленина.

Нелирическое отступление

Как мы отмечали, мл.лейтенант А.Шабалин был назначен командиром катера, не имея высшего военного образования. Он закончил Каспийское высшее военно-морское училище лишь в 1951 г.будучи капитан-лейтенантом и Дважды Героем… Уже тогда, в учебниках по военно-морской тактике, которые там изучал А.Шабалин рассказывалось, в частности, о необычных торпедных атаках самого же А.Шабалина. Когда он это изучал, он даже не улыбался. Но однокурсники все знали.

Шабалин часто в своих действиях применял так называемую военную хитрость, другими словами тактические и психологические приемы. Причем более чем успешно. Так военные корабли, которые идут вдоль своего берега ждут нападения, и это, естественно, с противоположенной стороны. Шабалин ломает все эти стереотипы. Он скрытно подходит к побережью врага, неожиданно с тыла его атакует, использовав весь боезапас, опять скрывается в складках скалистого побережья. Глушит мотор. Немцы, потеряв надежду найти Шабалина, возвращаются и только тогда катер на всех парах мчится домой. И был таков.

Что ж, война – это суровые будни. Бывало катер Шабалина «выбрасывал» на вражеский берег разведку, в группе ставил мины в активных местах передвижения кораблей германского флота.

22 декабря 1943г. наш самолет-разведчик обнаружил крупный вражеский конвой из трех транспортов. Причем конвой охраняли двадцать кораблей. Очевидно это был важный груз для противника. Примечательно, что конвой специально вышел в открытое море в сильный шторм, чтобы отвадить от атак катеров-охотников. Советских моряков этим не напугаешь. Катер Шабалина двумя торпедами потопил сторожевой корабль и эсминец гитлеровцев.

Баренцево море к этому времени, благодаря разящему огню катера Шабалина, приняло на вечный покой четыре транспорта, два корабля, одну подводную лодку. Несколько позже, в 1944г. капитан-лейтенанту А.Шабалину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

В начале октября 1944г. катерники принимают самое деятельное участие в крупной Петсамо-Киркинесской наступательной операции. В ней были задействованы войска Карельского фронта и корабли Северного флота. Была поставлена задача освободить северо-запад Кольского полуострова, на территории которого окопались отряды немецких егерей. Чтобы не дать им возможности безнаказанно уйти с полуострова, глубокой ночью 13 октября 1944г. к полуострову скрытно подошло около десятка катеров с десантом на бортах. Командиром звена катеров был Александр Шабалин. Фрицы были застигнуты врасплох, что называется «не ждали». Со стороны противника мало кто остался в живых. 5 ноября 1944 года Шабалин был представлен ко второй медали «Золотая Звезда».

Советские катера – торпедоносцы Судного дня

Закончилась война. Наступило мирное время. Шабалин понимал – нужно учиться. Окончил Каспийское высшее военно-морское училище в городе Баку. Потом – Военно-морскую академию. Служил на командных должностях в ВМФ СССР. Боевому офицеру присваивают звание контр-адмирала.

Человек не вечен, вечна память о Героях. Александр Осипович Шабалин почетный гражданин городов Онеги и Архангельска. В Онеге-изваяли ему памятник. В Североморске на постамент поставили легендарный катер ТКА-12, тот самый Шабалинский. На Северах никто никогда не спрашивает, а кто такой Шабалин. Потому что все всё знают. И низко кланяются. Его именем названы улицы в Архангельске, Мурманске и др.городах. Охраняет страну корабль, носящий его имя. Бороздит морские просторы мирный теплоход «Александр Шабалин».

автор: Борис Ляшко

AesliB