Если ознакомиться с хроникой военного мероприятия по борьбе с террористами в Дагестане, можно узнать следующее. 6 августа 1999 года бандиты из Чечни, во главе которых стояли Шамиль Басаев и Хаттаб, чья группировка насчитывала примерно полторы тысячи головорезов, вошли в Дагестан. Боевики установили контроль над тремя селами в районе Ботлиха.
11 августа 1999 года государственные войска осуществили мероприятия в направлении ряда селений Дагестана. Были установлены военные посты, секреты и заслоны.
В 15.30 Ми-8 с бортовым номером 114 при посадке с целью высадить транзитных пассажиров был поражен ракетой боевиков и сгорел на месте. Из экипажа и пассажиров погиб один военный, девять были ранены.
Вот примерно в таком тоне сначала было об этом сказано – специальные службы констатировали факт спокойно и размеренно, не накаляя обстановку.
А на самом деле на месте происшествия было очень жарко – оглушительный грохот взрывов, бушующее пламя, смерть и боль людей.
Также для полноты картины можно изучить то, что было написано в наградном листе майора Андрея Орлова, героя нашей сегодняшней статьи. Но и туда бы нам хотелось внести некоторые коррективы, полнее раскрывающие масштабы трагедии.
Вот о чем примерно написали в наградном листе.
Майор Андрей Орлов с середины лета 1999 года прибыл в служебную командировку в Республику Дагестан и нес службу в составе федеральных войск России. 11 августа 1999 года в составе экипажа боевого вертолета Ми-8 выполнял приказ о доставке трех генералов, трех военных руководителей различных военных участков из Махачкалы в Ботлих, затем проследовать далее в селение Агвали.
В одну минуту четвертого дня военный вертолет, которым управлял экипаж во главе с майором Андреем Орловым, взлетел и проследовал по направлению к селению Агвали. В три сорок три экипаж решил зайти на посадку у селения Ботлих, чтобы высадить некоторых пассажиров. Но при выполнении этого маневра на Ми-8 совершили нападение боевики и подбили его ракетой. От поражения данным снарядом (возможно, ПТУР) винтокрылая машина загорелась. Члены экипажа и пассажиры были ранены и обожжены. Их доставили в больницу в Махачкале.
У майора Андрея Орлова оказались обожжены кисти и лицо, состояние критическое.
Такую информацию включает в себя наградной лист. Позже в нем появились две допечатки – о том, что майор скончался 15 августа 1999 года, и о том, что ордена Мужества он был удостоен посмертно. Впрочем (это уже дополнение автора статьи), как и звания Героя России.
Дело в том, что первый вариант наградного листа был подписан 12 августа 1999 года, когда Андрей Борисович еще не ушел из жизни.
К этим сухим строчкам по мотивам официального документа хотим добавить некоторые штрихи. В тот день Андрей Орлов вез на борту трех генералов. Еще летели двое сотрудников ФАПСИ и два спецназовца.
Вполне вероятно, что именно из-за того, что этот МИ-8 встречали так многолюдно и почти торжественно, ушлые террористы догадались, что прибыл кто-то важный. К тому же на дворе была почти еще только середина дня, светло кругом и все вокруг заметно. Эти головорезы были умелые и крученые – смертоносную ракету послали точно в цель. Вертолет сразу же охватило бушующее пламя. Командир боевой машины Орлов получил контузию, горел живьем, но все равно руководил эвакуацией пострадавших. К счастью, все его пассажиры были люди закаленные и опытные, они сразу же догадались, что сейчас сильно рванет. И, несмотря на то, что все они при выстреле ракеты пострадали в том или иной степени, они делали все слаженно, помогали коллегам и смогли вовремя отойти от горящей машины. И через пару секунд прилетела вторая ракета…
Еще 4 дня майор Орлов сражался с неумолимой смертью. От ожога у него пострадало более 70% всего тела. Даже крепкое воинское здоровье не смогло с этой напастью справиться…
Андрей Борисович скончался ранним утром 15 августа 1999 года в городе, где родился и вырос – Махачкале. Упокоили же его в Ростове-на Дону, где он проживал и нес службу перед роковой командировкой в Дагестан. Да и до этого раза он пропадал в служебных командировках по нескольку месяцев. Но что поделаешь, у военных летчиков такая судьба – они воюют в горячих точках, а верные супруги ждут и плачут иногда по ночам в подушку от тоски и тревоги. Зато дети очень горды тем, что их отцы работают на такой опасной и важной работе. А сами военные пилоты очень благодарны Богу и судьбе за то, что они могут совершать реальные полеты, у них есть это огромное небо…