Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя

Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя. Его мелодии были и остаются вестниками славы и победы нашего народа. С его музыкальной гармонии с 1944 года начинался каждый день Советского...

Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя. Его мелодии были и остаются вестниками славы и победы нашего народа. С его музыкальной гармонии с 1944 года начинался каждый день Советского Союза, а в новом веке – каждый день России. 13 апреля этого года композитору, дирижёру, одному из создателей и бессменному руководителю прославленного армейского ансамбля, который носит его имя, автору советского и российского гимна, Александру Васильевичу Александрову исполняется 138 лет.

Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя

Родился Александр 13 апреля 1883 года в деревне Плахино под Рязанью в крестьянской семье. С фамилией родителей до сих пор не всё ясно – то ли Коптеловы, то ли Коптелевы, как покрыто туманом и то, когда и почему они стали Александровыми. Василий Александрович и Анастасия Никитична были людьми набожными, в церковь в соседнем селе ходили не только молиться, но и прислуживали там, и это сыграло в судьбе будущего композитора заметную роль.

За 22 года с момента отмены крепостного права в России успел сформироваться класс крупных землевладельцев. Родители Саши в кулаки не выбились, но и в батраки не пошли, до седьмого пота работали на своём клочке земли, чтобы прокормить шестерых детей. Саша вместе с братьями с сёстрами вдоволь хлебнул крестьянского труда, но по малолетству был занят, в основном, на подсобных работах: подай, принеси, прополи. В редкие минуты, когда родители забывали про него, бегал с ровесниками по пыльным или заснеженным улицам деревни. «Шалун уж отморозил пальчик, ему и больно и смешно» – это почти про него.

И в крестьянской избе, и в поле часто пели. Репертуар был немудрёный – весёлые и грустные русские и заунывные церковные песни, и, едва научившись говорить, Саша запел. Он удивил родителей и соседей чистым голосом. Бог наградил его прекрасной памятью, и, стоило ему только услышать новую песню, он моментально запоминал мелодию и слова. Вскоре способного мальчика стали звать петь в церквях окрестных сёл, на гулянья и свадьбы. Это был, какой-никакой заработок: денег, может, и не дадут, зато накормят вдоволь, и узелок со снедью домой соберут.

Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя

Когда Саше исполнилось семь лет, родители определили его в земскую начальную школу, и там мальчик учился читать и писать, пел в школьном хоре – в то время такие хоры были во многих сельских школах и городских гимназиях. Саше повезло – учитель пения бережно отнёсся к таланту, волей Божьей попавшему к нему в руки, не испортил ему голос, а, наоборот, многому научил. К тому времени молва о маленьком голосистом артисте пошла по всей Руси великой, о нём узнали не только в губернском центре, но и в столице. В 1891 году в родительский дом постучался П.А. Заливухин, певший в Казанском соборе. Послушав Сашу, он убедился, что молва не обманула, и стал уговаривать Сашиных родителей отпустить сына в Санкт-Петербург. Родители долго думали – мальчику не исполнилось и 13 лет, как он, покидавший родную деревню считанное число раз, да и то ненадолго, будет один жить в огромном городе, тем более, что деньги ему посылать родители не смогут. И тогда гость, словно фокусник из рукава, вынул последний аргумент: он пообещал, что уговорит регента взять мальчика на полный пансион. Этот довод убедил Василия Александровича и Анастасию Никитичну: как от работника от Саши толку пока было не много, а отправить лишний рот на казённый кошт было заманчиво.

Своё слово Заливухин сдержал, и вскоре Саша был принят в хор Казанского собора, и параллельно стал учиться вокальному и дирижёрскому искусству в Придворной певческой капелле. Юноша жадно изучал сокровищницу русской музыкальной и духовной школы. Получив диплом регента, Александр поступил в Петербургскую консерваторию, где его учителями стали такие признанные мастера, как Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Константинович Глазунов и Анатолий Константинович Лядов. Но влажный северный климат столицы плохо сказывался на здоровье Александрова. К тому же, денег на жизнь в дорогом столичном городе катастрофически не хватало, и в 1902 году Александр был вынужден перебраться в Тверскую губернию, в город Бологое, который, как известно, где-то между Ленинградом и Москвой – там и климат был получше, и жизнь подешевле. В Бологом Александров служил регентом соборного храма и преподавал в местных гимназиях училищах.

В Бологом Александр встретил свою первую и единственную любовь – будущая жена Ксения пела в хоре храма, регентом которого служил Александров. В 1905-м году у них родился первый сын – Борис, который тоже пойдёт по музыкальной стезе и продолжит дело своего отца. (У Александрова было четверо детей, и все сыновья: спустя пять лет родился Владимир, в 1912 – Александр, и в 1939-м – Юрий).

1906-м чета Александровых переехала в Тверь, и Александр Васильевич возглавил хор главного храма тверской земли. За 12 лет регентства Александрова хор Спасо-Преображенского собора становится лучшей церковной капеллой Верхневолжья. Попутно Александров преподаёт в Тверской духовной семинарии и практически во всех учебных заведениях Твери. Именно в Твери Александров начал писать музыку. Его первыми произведениями стали увертюра-поэма «Смерть и жизнь» и симфония в трёх частях. Он начал работать над оперой «Смерть Иоанна Грозного», первую часть которой высоко оценил Фёдор Шаляпин, однако партитура оперы была безвозвратно утеряна.

Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя

В 1909 году Александров поступил в Московскую консерваторию. Композицию ему преподавал Сергей Никифорофич Василенко – будущий Народный артист РСФСР, а вокал – лирический тенор, итальянец из Болоньи Умберто Мазетти. По окончании консерватории Александров получил большую серебряную медаль.

Вернувшись в 1913 году в Тверь, Александров поставил оперы Петра Чайковского «Пиковая дама», Шарля Гуно «Фауст», Михаила Глинки «Жизнь за царя», Александра Даргомыжского «Русалка». В этих постановках Александров был и режиссёром, и дирижёром, и хормейстером, и даже исполнял партию Чекалинского в «Пиковой даме». Тверской период жизни Александрова останется отправной точкой его композиторского таланта.

Не забывал Александров и о воспитании подрастающего поколения: он долго обивал пороги губернских и городских организаций, и добился-таки выделения денег и здания под музыкальную школу, которую сам же и возглавил на общественных началах.

После Октябрьской революции патриарх Тихон пригласил Александрова в Москву и предложил ему пост регента в храме Христа Спасителя. Несмотря на большой риск – правительство РСФСР совсем недавно переехало из Петрограда, Москва стала столицей, а, значит, и внимание ВЧК к служителям культа стало более пристальным – большевики вообще церковников не жаловали, казнили их сотнями и брали в заложники, Александров согласился, и прослужил в храме до 1922 года.

Время было тяжёлое, нужно было либо иметь много денег, либо работать, не разгибая спины, но не где-нибудь, а там, где выдают хлебные карточки, то есть, в государственных и окологосударственных учреждениях. В храме карточек не выдавали, доход регента был невелик, а в семье было уже трое детей, и Александров, чтобы прокормить и хоть как-то одеть семью, преподавал в музыкальном училище, работал в Первом государственном хоре, Государственной хоровой капелле, Государственном оперном театре им. Станиславского и Музыкальном театре им. Немировича-Данченко, замещал должности заведующего кафедрой, профессора и декана Московской консерватории. Как ему на всё хватало времени и сил – загадка. У него учились, ставшие впоследствии знаменитыми композиторами, дирижёрами и педагогами, народными артистами СССР, лауреатами всех возможных советских и международных премий и орденоносцами Клавдий Борисович Птица, Владислав Геннадиевич Соколов, Дмитрий Борисович Кабалевский, Кирилл Петрович Кондрашин, и многие другие.

Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя

Советская Россия воевала с первого дня своего существования, а когда закончилась Гражданская война, и иностранные интервенты были изгнаны восвояси, началось строительство новой армии и подготовка к грядущей войне. Новой армии нужна была новая музыка, новые песни, новые оркестры и новые дирижёры. Александров это понимал, и в 1928 году вместе с тромбонистом, педагогом и дирижёром Владиславом Михайловичем Блажевичем предложил организовать в Московской консерватории военно-капельмейстерский класс, на основе которого через год был создан военный факультет. Александров был заместителем декана этого факультета с момента организации до 1936 года. В том же 1928 году по инициативе Александрова был организован Ансамбль красноармейской песни Центрального дома Красной Армии. В 1937-м Александров стал начальником, художественным руководителем этого ансамбля, ставшего известным как в СССР и потом в России, так и далеко за их пределами.

В 1933 году Александров получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1937-м стал Народным артистом СССР, в 1940-м – доктором искусствоведения. В те времена звания и регалии имели большое значение, они позволяли заходить без стука во многие высокие кабинеты.

Так же, как и в Твери, Александр Васильевич много времени и сил уделял музыкальному образованию детей: в 1937 году он вместе с Владимиром Сергеевичем Локтевым добился создания, а потом стал художественным руководителем музыкального ансамбля Московского дворца пионеров. Сегодня этот единственный в мире детский самодеятельный ансамбль, в котором есть оркестр, хор и хореографическая группа, носит имя Локтева.

Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. В тот же день сразу после полудня по радио выступил заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Вячеслав Молотов. Он сказал, что наше дело правое и что победа будет за нами. 23 июня газеты на первой полосе опубликовали речь Молотова, указы о мобилизации и другие директивы партии и правительства, а на второй полосе был помещён аншлаг, в котором впервые появились слова «Отечественная война». 24 июня 1941 года «Известия» и «Красная Звезда» на первой полосе опубликовали стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Вернее, это был даже не стих, а готовый текст для песни, потому, что там был запев и припев. Александров буквально за один вечер написал музыку. Так родилась самая мощная песня военного времени. Артисты ансамбля Александрова сутки не выходили из репетиционного зала, и 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена на Белорусском вокзале, откуда прямо на фронт уезжали солдаты. Исполнили один раз, второй, пятый. В глазах исполнителей и слушателей стояли слёзы. Но они не были проявлением слабости. Эти слёзы стали выражением той боли за родных, за страну, за будущее детей. Эта песня приведёт наш народ к победе.

Музыку, написанную этим композитором, слушают стоя

После победы в Курской битве и роспуска Коминтерна, гимн которого – Интернационал – был одновременно и гимном Советского Союза, Сталин пришёл к выводу, что стране нужен новый гимн. Объявили конкурс, в котором приняло участие 170 композиторов и 19 поэтов. После долгих раздумий Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило в качестве нового советского гимна музыку Александра Александрова и стихи, написанные совместно Сергеем Михалковым и Габриэлем Эль-Регистаном. Музыка гимна бала хорошо знакома советскому народу: это был написанный Александровым ещё в 1938 году «Гимн партии большевиков». Впервые новый Гимн прозвучал по Всесоюзному радио в новогоднюю ночь 1944 года. В 1977-м году был принят новый Гимн Советского Союза, но новыми там были только стихи Михалкова, а торжественная музыка Александрова осталась без изменений. То же повторилось и в 2000 году: Сергей Михалков переписал стихи, которые вместе с прежней музыкой Александрова стали новым гимном России.

Сила музыки Александра Александрова питалась истоками тех глубоких музыкальных традиций, которые были заложены ещё в юности композитора. И «Священная война», и советский гимн создавались по канонам церковного пения. В этих произведениях есть ритмические ассоциации с набатом, а государственный гимн начинается совершенно нетипичным для помпезных и торжественных гимнов других держав с единственного вступительного аккорда. По сути, это традиционная регентская настройка, тоника со всеми ступенями в одном аккорде. За своё творчество и работу по художественному руководству военного ансамбля Александр Васильевич Александров был удостоен двух Сталинских премий, многих советских и иностранных орденов и медалей.

автор: Николай Кузнецов

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector