Летчик — истребитель Геннадий Алексеевич Шадрин

Тогда Геннадий дал предупредительную очередь перед носом «американца», демонстрируя серьёзность своих намерений. В ответ «Мустанг» резко развернулся и стал уходить на юг с набором высоты. Доложив об этом, Шадрин получил с КП приказ дать ещё одну предупредительную очередь. Капитан ушёл вверх, а потом на пикировании снова сблизился с «Мустангом» и пустил «трассу» возле него. Но американский лётчик вновь никак не отреагировал. Тогда Шадрин получил от Витрука прямую и недвусмысленную команду: «Бей его ! Если нет снарядов, иди на таран !».

Тем временем, «Мустанг» был уже на 2500 метрах и продолжал набирать высоту. Шадрину ничего не оставалось, кроме как нажать на гашетку. Он дал прицельную очередь по фюзеляжу, однако разведчик продолжал лететь дальше. Тогда Геннадий выпустил ещё одну очередь, и «Мустанг» сорвался в пике. Тут же с него слетел фонарь, а лётчик вывалился из кабины. Казалось бы, всё прошло «нормально» и американцу уже ничего не грозит, но почему-то парашют у сбитого лётчика так и не раскрылся. Шадрин с горьким чувством долго провожал взглядом падающую фигурку, пока она не ударилась об землю…

Согласно американским данным, можно предположить, что жертвой Капитана Г. А. Шадрина стал Р-51В-10 из состава 100-й эскадрильи 322-й истребительной группы ВВС США, который в тот день пропал без вести над Югославией. Это был «юбилейный» 500-й боевой вылет Геннадия Шадрина и 14-я его официальная победа, которая также стала последней, 124-й победой 117-го Гвардейского ИАП в Отечественной войне.

Летчик - истребитель Геннадий Алексеевич Шадрин

Чтобы не портить отношений с союзниками, данный инцидент был засекречен, а сбитый «Мустанг» Шадрину записали как немецкий Ме-109. Так он и значится до сих пор в его лётной книжке. Только немногие знают о том, что произошло в районе Бела Црква 14 Октября 1944 года на самом деле… Геннадий Алексеевич долгое время был вынужден скрывать правду о своей 14-й победе. И только спустя много лет он поведал о своих переживаниях супруге Зинаиде Васильевне, которая лишь недавно рассказала об этом автору статьи.

Шадрина всю жизнь терзали угрызения совести за то, что он сбил американского лётчика, нашего тогдашнего союзника. Но, война есть война, а приказ есть приказ. По-видимому, американцы решили собрать разведданные о расположении и составе советской авиации в Югославии, не поставив об этом в известность наше командование. Они послали разведчик в расчёте на то, что русские просто не успеют или не посмеют его сбить. Однако в те годы и с теми русскими подобные «фокусы» не срабатывали… Впрочем, возможен и другой вариант: пилот «Мустанга» просто заблудился…

8 Ноября 1944 года у Шадрина был ещё один шанс увеличить свой боевой счёт: в паре со Старшим лейтенантом Владимиром Платоновым он вылетел на перехват другого разведчика, на этот раз — немецкого Ме-110. Но атака не удалась. Обнаружив преследование, немецкий пилот быстро развернулся и на большой скорости ушёл на свою территорию. Догнать его наши так и не смогли. Это была последняя встреча лётчиков 117-го Гвардейского ИАП с воздушным противником.

Летчик - истребитель Геннадий Алексеевич Шадрин

Последним фронтовым аэродромом 117-го Гвардейского ИАП стал сербский аэродром «Сомбор», куда полк вместе с югославскими лётчиками перебазировался 28 Марта 1945 года. В то время на территории Хорватии ещё шли бои, которые вела НОАЮ, а с воздуха её поддерживала группа Витрука. Последние боевые вылеты полка были связаны с авиаразведкой укрепленного пункта в районе Осиека. Посланные туда воздушные разведчики не смогли произвести аэрофотосъёмку из-за сильного огня с земли. Тогда командование поставило эту задачу лётчикам 117-го Гвардейского ИАП.

Прилетевший на аэродром командир дивизии Кудряшов построил на лётном поле личный состав советского и югославского авиаполков, а затем обратился к ним с речью, сказав, что для смертельно опасного задания нужны добровольцы. В ответ на предложение добровольцам выйти из строя, сделав шаг вперед, дружно шагнули в полном составе оба полка ! Комдив поблагодарил лётчиков за храбрость, но сказал, что ему необходимы всего 2 человека. Кудряшов знал, что лучшим разведчиком в 117-м полку был Геннадий Шадрин и, вызвав его из строя, сказал, что на задание он пойдёт с любым ведомым на выбор.

Теперь уже перед Шадриным стоял непростой выбор — кого взять ведомым в столь опасный полёт ? Лётчики окружили Капитана и ждали его решения. Шадрин задумался, но тут вперед вышел югослав Джока Джуричич, с которым Геннадий успел подружиться за время совместной службы, и попросил взять его с собой. Шадрин согласился.

2 Апреля интернациональная пара вылетела на задание: впереди и чуть ниже шёл Шадрин на своей «сотке», а за ним — самолёт Джуричича. Едва только «Яки» появились над целью, с земли ударили десятки зенитных орудий. Несмотря на сильный огонь, Шадрин сумел совершить заход на фотографирование. Однако вернулся Геннадий Алексеевич на подбитой машине — зенитный снаряд вырвал половину правого элерона.

Фотоплёнка была быстро проявлена, и выяснилось, что… в объектив попала только половина укрепрайона, а значит, необходимо лететь ещё раз ! Геннадий не мог не полететь снова, поскольку это уже было делом чести — довести задание до конца, тем более, что он уже был над объектом и знал, что его ждёт. Вновь вылетели парой — Шадрин и Джуричич. И над целью всё повторилось: смертельный огонь и напряжённые секунды съёмки. Шадрин вновь сделал что мог и на изрешечённой осколками машине вернулся на свой аэродром. На этот раз укрепрайон был заснят полностью, и ценные данные передали в штаб НОАЮ. За выполнение этого важного и опасного задания Геннадий Шадрин был награждён одной из высших наград Югославии — орденом «Партизанская Звезда» 1-й степени, которую ему вручил лично Главнокомандующий НОАЮ маршал Тито. Позже, уже после войны Шадрин получил и вторую «Партизанскую Звезду» — за успешное обучение югославских лётчиков.

Летчик - истребитель Геннадий Алексеевич Шадрин

Весть о капитуляции фашисткой Германии 117-й Гвардейский ИАП встретил на аэродроме «Сомбор». К тому времени Геннадий Шадрин совершил 503 боевых вылета, в том числе 250 — на штурмовку и бомбардировку вражеских позиций. Участвовал в 76 воздушных боях, в которых лично сбил 14 самолётов противника. Геннадий Алексеевич стал самым результативным лётчиком полка и одним из немногих, кто прослужил в нем со дня формирования и до конца войны.

Страна высоко оценила заслуги пилота. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко — фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, командиру эскадрильи 117-го Гвардейского Станиславского истребительного авиационного полка Гвардии майору Геннадию Алексеевичу Шадрину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8635).

За годы Великой Отечественной войны Г. А. Шадрин был награжден: «Золотой Звездой» Героя, орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 -й степени и орденом Александра Невского.

Послевоенная судьба Геннадия Алексеевича также была весьма насыщенной. В Августе 1945 года он в составе своего полка убыл из Венгрии в Армению, в город Ереван, а затем, в 1946-м, 117-й Гвардейский ИАП перебазировался в Ленинакан. Там Шадрин, уже в звании Гвардии майора, стал командиром полка.

В 1949 году его перевели в Тбилиси на должность инспектора 11-й Воздушной армии Закавказского Военного округа. В 1953 году Гвардии подполковник Г. А. Шадрин был переведён в Батуми на должность заместителя командира 170-й ИАД по лётной подготовке. Командовал 170-й ИАД Генерал — майор авиации К. Н. Мурга, а на её вооружении состояли истребители МиГ-17 и МиГ-17ПФ.

Шадрин уже имел большой «стаж» на этих реактивных машинах, освоив их ещё в Армении, в составе 236-й ИАД. Но именно в составе 170-й ИАД Гвардии подполковник Г. А. Шадрин вновь выполнил несколько боевых вылетов на перехват беспилотных воздушных шаров — разведчиков с фотоаппаратурой, которые запускали американцы со стороны Турции на нашу территорию. Пик их активной заброски выпал на конец лета 1956 года, когда с базы ВВС США в Трабзоне на территорию СССР были выпущены десятки «надувных шпионов». С ними боролись полки 170-й ИАД, причём довольно успешно.

Лётчиками дивизии было сбито более 10 аэростатов — разведчиков. Особо отличился командир 841-го ИАП Полковник В. Ф. Логинов, который в Августе — Сентябре 1956 года уничтожил 2 «баллона». Не менее результативным «охотником» стал и Гвардии полковник Г. А. Шадрин. Один шар он расстрелял над морем, а второй — над сушей в районе Натонети, благодаря чему удалось заполучить и подробно исследовать американскую шпионскую аппаратуру. За эти перехваты Шадрин был награждён орденом Красного Знамени.

Летчик - истребитель Геннадий Алексеевич Шадрин

Следующей вехой в лётной биографии Геннадия Алексеевича стала командировка на «Остров Свободы». В 1961 году под угрозой интервенции со стороны США перед руководством Кубинской республики остро встал вопрос о создании в стране современных ВВС. К тому моменту на Кубе было лишь около 20 морально устаревших и сильно изношенных боевых самолётов американского производства, закупленных прежним режимом. В условиях прекращения американцами поставок запчастей большинство этих машин не могло подняться в воздух.

На Кубу была отправлена партия истребителей МиГ-15 и МиГ-17, а для помощи в их освоении сформировали группу советских военных советников. Старшим авиационным советником этой группы назначили Гвардии полковника Г. А. Шадрина. Так в Мае 1961 года он оказался на Кубе. Кроме него, в группу входили старший советник Дементьев, начальник штаба Белугин, инженер Кучерявый, а также лётчики — инструкторы Захарин, Кондрашев, Плаксицкий, Павлов, Жаров и Дровков.

За год наши советники обучили несколько групп кубинских лётчиков пилотировать советские машины, вести на них воздушные бои, поражать воздушные и наземные цели. Аэродром, где проходили обучение пилоты Кубинских ВВС, не раз посещали первые лица государства — Коменданте Фидель и Рауль Кастро.

Известен случай, когда Кастро усомнился, можно ли с реактивного самолёта попасть в танк, да не просто в танк, а точно в гусеницы. Чтобы подтвердить своё звание лётчика — снайпера и показать, на что способен наш МиГ-15, полетел сам Шадрин. Геннадий Алексеевич совершил три захода и трижды поразил танк из пушек с разных сторон, в том числе и в гусеницы.

Когда Шадрин приземлился и вылез из кабины, восхищённый Фидель долго сжимал его в своих объятиях. Уже через 3 месяца учёбы Шадрин выпустил первых кубинских лётчиков в самостоятельный полёт на МиГ-15, а через год на Кубе практически «с нуля» были созданы новые, современные ВВС.

В Марте 1962 года группа советников вернулась на родину. За выполнение правительственного задания Г. А. Шадрина наградили вторым орденом Ленина. Затем, после непродолжительной службы в Московском военном округе его в Августе 1965-го откомандировали Южную группу войск на должность помощника командующего ВВС 34-й Воздушной армии, расквартированной в Венгрии.

Отслужив там 7 лет и получив звание Генерал — майора, Шадрин был назначен заместителем командующего 5-й Воздушной армиии в Сентябре 1972 года прибыл на новое место службы — в Одессу. Это была последняя военная должность Геннадия Алексеевича, на которой он находился до весны 1979 года, после чего по состоянию здоровья ушёл в запас. Геннадий Алексеевич поселился в Одессе и почти 18 лет возглавлял Совет Ветеранов 5-й Воздушной армии.

Генерал — майор авиации Г. А. Шадрин скончался в 1999-м, на 77 году жизни. Уже посмертно указом президента Украины Леонида Кучмы он был награждён своей последней наградой — орденом Богдана Хмельницкого.

1 Сентября 2005 года в Кизеле состоялось торжественное открытие памятника Г. А. Шадрину, на котором почётными гостями были жена Героя — Зинаида Васильевна Шадрина и дочь Татьяна Геннадьевна.

По словам начальника управления образования Татьяны Ведерниковой, это стало возможным благодаря гранту областного департамента образования в номинации «И помнит мир спасённый», который выиграл Кизеловский центр детского творчества. Около него и был установлен памятный камень с изображением Героя и заложена яблоневая аллея.

Собравшиеся на митинг кизеловцы — более 300 человек, смогли увидеть мундир своего знаменитого земляка. Один из немногих в мире — Генерал Г. А. Шадрин — провёл за штурвалом самолёта 7000 часов.

источник: airaces.narod.ru

AesliB