Летчик — истребитель Геннадий Алексеевич Шадрин

В конце Октября 117-й Гвардейский ИАП перелетел на аэродром «Зелёный Гай», и начал совершать боевые вылеты в район Никопольского плацдарма, сопровождая штурмовики 7-го ШАК. Но в связи с плохими погодными условиями вылетов было не так уж много. Однажды, возвращаясь с задания, наши лётчики обнаружили в одной из балок неподалёку от линии фронта скопление танков. Необходимо было уточнить, чьи они, и на разведку отправили Шадрина с ведомым Николаем Аганичевым. Вскоре в указанном районе пилоты обнаружили несколько десятков замаскированных танков. Но стояли они так, что их орудия были нацелены в направлении вражеских войск. У Шадрина возникли сомнения — «Может быть, это наши танки ?».

Он решил рискнуть и снизился до предельно малой высоты, чтобы рассмотреть, что изображено на бортах боевых машин. Пролетев на высоте нескольких метров, Геннадий увидел кресты. Поняв, что уловка не удалась, враг открыл ураганный огонь. Трассы летели со всех сторон, и избежать попаданий было невозможно. Несколько пуль попали в самолёт Шадрина, пробили трубопровод, ведущий к водорадиатору, и мотор «запарил». Шадрин понял, что двигатель скоро заклинит. Он стал набирать высоту, чтобы иметь запас для ухода на свою территорию. Расчёт оказался верен — вскоре мотор встал, пришлось идти на вынужденную. Посадка прошла успешно и уже на «своей земле». Тут же рядом сел и Аганичев, который решил не бросать своего ведущего. Шадрин быстро залез в его «Як». Самолёт взлетел и вскоре приземлился на своём аэродроме — необходимо было срочно доставить результаты разведки. Немедленно в воздух подняли полк штурмовиков, который разгромил обнаруженную группу танков противника. По результатам этой операции Геннадия Шадрина вскоре наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

С началом зимы война в воздухе на Южном фронте продолжалась, но с гораздо меньшей интенсивностью. В Декабре 1943 года Шадрин выполнил всего 6 боевых вылетов, 3 из них — на сопровождение штурмовиков и 2 — на воздушную разведку. 19 Декабря, сопровождая группу из 4 Ил-2 в район Никопольского плацдарма, Шадрин с товарищами провёл единственный за месяц воздушный бой с Ме-109. Группу из 3 «Яков» вёл Александр Шишков. На маршруте их попыталась атаковать пара «Мессеров», но Шадрин вовремя заметил противника и сам бросился в атаку. Ему удалось длинной очередью сверху подбить самолёт немецкого ведомого. Ме-109 совершил вынужденную посадку на нашей территории, в 7 километрах южнее посёлка Каменки. Это была 11-я победа Геннадия Шадрина.

17 Января 1944 года 117-й Гвардейский ИАП отвели в тыл на отдых и переформирование. До конца Мая полк укомплектовывался личным составом и осваивал новый тип истребителя — Як-9. Разумеется, на машине Геннадия Шадрина красовался традиционный номер «100». К тому времени Шадрин стал уже Капитаном и по-прежнему продолжал командовать своей 2-й эскадрильей.

2 Мая отдых и учёба закончились. Полк перелетел на прифронтовой аэродром «Важный» в Одесской области, а через неделю перебазировался на аэродром «Раздельная».

В первый же день боёв Геннадий Шадрин открыл боевой счёт полка в новом составе и на новом участке фронта. Вот как это произошло. 14 Мая восьмёрка Як-9, ведомая Капитаном Г. А. Шадриным, встретила на высоте 1200 — 1500 метров 3 шестёрки FW-190 с бомбами, летевшие на штурмовку наших войск. Шадрин по радио приказал звену Старшего лейтенанта Лебедева прикрыть его атаку сверху, а сам со своим звеном незаметно зашел в хвост замыкающей шестёрке «Фоккеров». С короткой дистанции сверху он расстрелял попавший ему в прицел FW-190, который упал в районе Григориополя. Остальные, торопливо сбросив бомбы куда попало, повернули на свою территорию. Однако бой на этом не кончился. Вскоре Геннадий заметил ещё одну группу, состоящую из 8 двухмоторных штурмовиков «Хеншель-129», которых прикрывали 9 FW-190.

Летчик - истребитель Геннадий Алексеевич Шадрин

Шадрин отправил звено Лебедева «разбираться» с эскортом, а сам со своим звеном атаковал штурмовики. Внезапной атакой он расстроил боевой порядок «Хеншелей» и заставил их повернуть назад. В это время звено Василия Лебедева удачно атаковало истребителей прикрытия и в коротком бою сбило 2 «Фоккера». Итог боя не мог не радовать: эскадрилья без потерь уничтожила 3 FW-190 и помешала противнику бомбить наши войска.

13 Июля войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление в направлении Львова и Станислава. На следующий день Шадрин совершил 2 боевых вылета по сопровождению штурмовиков 224-й ШАД.

Очередную победу Геннадий одержал 18 Июля, однако эта победа, хотя и получившая официальное подтверждение, не была записана на его счёт. И вот почему. Весной 1943 года с очередным пополнением в полк прибыл молодой лётчик Михаил Беркифанд, который до войны был музыкантом. Он прекрасно играл на скрипке, гораздо лучше, чем летал. Поэтому его берегли и редко отправляли на опасные задания. Но лётчик рвался в бой — мол, у многих уже ордена на груди, а он всё больше сидит на земле, не участвуя в боях, как его товарищи. Тогда Шадрин решил взять его в качестве ведомого и совершить с ним несколько боевых вылетов.

18 Июля Шадрин в паре с Беркифандом прикрывал группу Ил-2. Пара «Яков» провела успешный воздушный бой с 4 FW-190, в котором комэск сбил одного из «Фоккеров». Однако, вернувшись на аэродром, Шадрин заявил командованию, что вражеский самолёт сбил Младший лейтенант Беркифанд, а наземному персоналу в приказном порядке запретил сообщать о расходе боеприпасов на самолётах (ведь Беркифанд даже не открывал огня в этом бою). Так на счету молодого лётчика появилась личная победа, за что он вскоре получил орден Красной Звезды. Уже после войны Михаил Беркифанд приехал в Москву и стал одним из ведущих скрипачей в оркестре Большого Театра. Лётчики 117-го ГвИАП всё — таки уберегли талантливого музыканта. Надо сказать, что Геннадий Алексеевич никогда не жалел о своём «подарке», считая, что поступил правильно.

Летчик - истребитель Геннадий Алексеевич Шадрин

Г. А. Шадрин возле своего истребителя Як-9 с его «традиционным» бортовым номером «100» и отметками воздушных побед. Лето 1944 года.

А новые победы не заставили себя ждать. 23 Июля 1944 года Шадрин выполнил 3 боевых вылета и в первом из них сбил очередной «Мессершмитт». В тот день четвёрку Як-9 повёл на задание сам командир полка Подполковник Г. И. Гроховецкий. Лётчики, как обычно, сопровождали группу Ил-2. В районе Доминяны их попытался атаковать одиночный Ме-109. На выходе из атаки горкой он был обстрелян и сбит Капитаном Г. А. Шадриным. Геннадий успел заметить, как от нескольких снарядных попаданий у «немца» отлетела плоскость…

В Июле и Августе лётчики 117-го Гвардейского ИАП участвовали в боях за Львов, Станислав (Ивано — Франковск) и Кишинёв. После освобождения Львова 236-я ИАД под командованием полковника Кудряшова, в которую входил полк, получила почётное наименование «Львовской», а 117-й полк стал называться «Станиславский».

В Августе 236-я ИАД участвовала в Яссо — Кишенёвской операции. А с 1 Октября её включили в состав отдельной авиационной группы под командованием Героя Советского Союза Генерал — майора авиации Витрука, куда, помимо 236-й ИАД, также входила 10-я Гвардейская ШАД. В тот же день группу передали в оперативное подчинение Главного командования Народно — Освободительной армии Югославии (НОАЮ). С тех пор группа Витрука действовала над югославской территорией. В основном, лётчики занимались воздушной разведкой, а также сопровождением штурмовиков 10-й Гвардейской ШАД и штурмовкой наземных целей.

Немецкой авиации в небе Югославии фактически уже не было, поэтому до конца войны 117-й Гвардейский ИАП не потерял больше ни одного лётчика.

1 Ноября 1944 года перед группой Витрука было поставлено ещё одно, особое задание по обучению югославских партизан лётному делу и созданию из них национальных авиачастей (а затем на их базе — ВВС Югославии). Лётчики 117-го Гвардейского ИАП с честью выполнили это задание и подготовили к концу войны 42 югославских пилота и 180 наземных авиаспециалистов. Из них был сформирован 111-й истребительный авиаполк ВВС НОАЮ. Лётчики этого полка совместно с советскими боевыми товарищами из 117-го Гвардейского ИАП в конце войны участвовали в боевых вылетах. В целом они совершили 136 вылетов на штурмовку, уничтожив 5 паровозов, 14 вагонов, 42 автомашины, 4 орудия и до 200 солдат и офицеров противника. К сожалению, не обошлось без потерь: с заданий не вернулись 3 югославских лётчика.

Летчик - истребитель Геннадий Алексеевич Шадрин

14 Октября 1944 года мощный грохот советской артиллерии потряс окрестности Белграда. Более 300 орудий и миномётов обрушили свой огонь на передний край обороны врага и его опорные пункты на южной окраине города. Противник заранее подготовил Белград к круговой обороне, опоясав его 3-мя линиями сильных укреплений. Внешний оборонительный обвод проходил в 15 — 17 км от города, а внутренний пролёг непосредственно по улицам. Штурм города затруднялся крайне ограниченными возможностями маневра. Все 3 оборонительных обвода своими флангами упирались в реки Сава и Дунай.

Плечом к плечу с Советскими воинами сражались бойцы Народно — освободительной армии Югославии. В стремительном наступлении активно участвовала 17-я Воздушная армия, поддерживая ударами с воздуха продвижение танков и пехоты. Очень часто экипажи вылетали на выполнение боевых заданий при ограниченной видимости и даже в туман. Управление авиацией осуществлялось по радио пунктами управления, располагавшимися на крышах городских домов.

Чем ближе подходили советские войска и НОАЮ к Белграду, тем ожесточённее становилось сопротивление противника. Вражеская авиация усилила разведывательные полёты. Командование 17-й Воздушной армии поставило перед авиаторами задачу: не допускать вражеских самолётов — разведчиков к своим аэродромам.

14 Октября 1944 года 117-й Гвардейский ИАП перебазировался на югославский аэродром «Червона Црква», и в этот день произошло событие, о котором до сего времени не сообщалось в советской военной летописи. Капитан Г. А. Шадрин сбил американский самолёт ! В то утро он в паре с Лейтенантом Е. И. Горшениным вылетел на разведку в район Батайницы. Там на железнодорожной станции лётчики обнаружили вражеский эшелон и обстреляли его из пушек. Сразу после посадки Шадрину приказали вновь подниматься в воздух и срочно лететь к городу Бела Црква, где на высоте 10ОО метров появился неизвестный самолёт — разведчик.

Шадрин пошёл на взлёт, и его быстро навели по радио на самолёт потенциального противника, который уже пролетел над аэродромом у Бела Црква и приближался к аэродрому 117-го Гвардейского ИАП. Каково же было удивление лётчика, когда он, приблизившись к разведчику, опознал в нём американский истребитель Р-51 «Мустанг» с опознавательными знаками ВВС США. Геннадий доложил об этом на КП дивизии, откуда последовала команда принудить американца к посадке на наш аэродром. Шадрин приблизился вплотную к «Мустангу» и эволюциями самолёта приказал следовать за ним, но тот продолжал лететь как ни в чём не бывало.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB