Красный барон

В мире нет и никогда не было самолёта, на борту которого были бы написаны первые буквы его имени. Но его считает своим учителем Сергей Королёв, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого Михаил Симонов и генеральный конструктор фирмы Бериева Геннадий Панатов.

Красный барон

Родился Роберто 14 мая 1897 г. в семье итальянского аристократа барона Формаха в городе Фиуме, который в то время входил в состав Австро-Венгрии, (сегодня – хорватская Риека). Детство Роберто провёл в доме своего приёмного отца Людвига Оражди – вице-губернатора Фиуме. Образование получил отличное, причем, внимание уделялось не точным наукам, но и философии и физкультуре, и умению владеть собой. В 1915 г. Роберто добровольно вступил в венгерскую армию. Будучи на русском фронте в Галиции попал в плен, и до 1920 г. находился в лагере «Красная речка» возле Хабаровска. В России он попал под воздействие большевистской пропаганды. В 20-м Роберто, вернулся на родину и вступил в компартию Италии и стал членом её боевой дружины. Это не помешало ему поступить в миланский политехнический институт и получить фундаментальное образование. А дальше начинается детектив: военный атташе в Риме и резидент советской военной разведки Яков Моисеевич Фишман завербовал Роберто. Ораджи уже в то время недурно разбирался в авиации, и благодаря ему советская разведка получила сведения о научно-опытных работах в авиации Италии, о самолётном парке и другие данные.

Красный барон

Осенью 23-го контрразведка Муссолини установила разведсвязи русских. Часть агентов перешла на нелегальное положение. Оражди угрожал арест, и его как ценного специалиста тайно переправили в СССР. На партийном съезде в горах, где принимали решение об отъезде, Роберто дал своим товарищам клятву посвятить свою жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных. Этой клятве он будет верен до конца.

Красный барон

В Москве осенью 1923 г. Роберто, тогда уже носивший фамилию Бартини появился словно неоткуда, как Воланд, которого, по легенде, Булгаков писал с Бартини. Тогда же он стал членом Коминтерна и очень скоро получил прозвище «Красный барон».

Стиль Бартини – не улучшать старое, а делать принципиального новое. Впервые это проявилось при создании в начале 30-х экспериментального самолёта «Сталь-6». Ситуация в истребительной авиации обсуждается на заседании двух наркоматов – тяжёлой промышленности и обороны. Военным нужны были истребители со скоростью до 400 км/час. Но самолёта с такими характеристиками ни у одного КБ нет. Замнаркома обороны Тухачевский, отвечающий за новое вооружение, представил Бартини и его уже построенный и летающий самолёт «Сталь-6» с рекордной по тем временам скоростью 420 км/час. По сравнению с машинами, стоящими на вооружении, это настоящая революция. Это был моноплан с принципиально новой системой охлаждения двигателя, но самое главное, с полностью убирающимся одноколёсным шасси. Всё это вместе взятое существенно уменьшило лобовое сопротивление самолёта. Это был первый самолёт Бартини. «Сталь-6» не имел вооружения и требовал серьёзной доработки, но у военных не было времени ждать, и самолёт отправили на металлолом. Впоследствии покровительство, Тухачевского тяжело отразится на судьбе Бартини.

Красный барон

14 января 1938 г. Бартини арестовали как итальянского шпиона и пособника Муссолини. Через неделю он признал, что с 1922 г. ведёт шпионскую работу против СССР в пользу Муссолини. Следствие закончилось 16 марта 1938 г., Бартини грозил расстрел, но, вероятно, Сталин знал о достижениях итальянского конструктора и решил оставить ценного работника в живых. Так же поступили с Туполевым, с Королёвым и со многими другими.

Красный барон

4 сентября 1939-го «Правда» сообщила о рекордном достижении сталинских соколов, которые на моноплане «Сталь-7» без посадки пролетели 5 068 км со средней скоростью 405 км. Самолёт был гражданский и пассажирский, но мог быть без труда переделан в бомбардировщик, для которого такая дальность и скорость – превосходный показатель. О том, что самолёт разработал Бартини, газета не сообщила ни слова.

Вскоре в Кремле состоялся торжественный приём в честь советских авиаторов, на котором присутствовал и лётчик Шибанов первый советский гражданский пилот, налетавший миллион километров, и только что установивший рекорд на «Сталь-7». На приёме Сталин лично поздравил экипаж Шибанова и спросил, кто главный конструктор, и почему его нет здесь Шибанов ответил, что конструктор Бартини арестован. Сталин приказал стоящему рядом Берии сделать так, чтобы гражданин Бартини, ожидающий в Лефортово расстрела, работал на благо Родины.

Красный барон

Ночью Бартини привели к следователю, который предложил на выбор кофе или чай. Бартини заявил, что не может работать в тюрьме, потому что ему нужно КБ. Тогда его перевели в ЦКБ № 29 – шарагу, работающую под надзором НКВД. Здесь почти в центре Москвы на набережной Яузы уже находятся Туполев, Петляков, Королёв и многие другие знаменитые авиаконструкторы. Каждый день под конвоем их водили на работу.

Осенью 1941 г., Бартини сидел в шараге, и не знал, что бомбардировщики Ер-2, переделанные конструктором Владимиром Григорьевичем Ермолаевым из «Сталь-7», летали бомбить Берлин. Самолёт, способный поднять до пяти тонн бомб, выпускался в Иркутске серийно – было собрано 462 единицы. К сожалению, Ер-2 был мало известен в войсках, поэтому его часто сбивали свои лётчики и зенитчики.

Шарагу этапировали в Омск. Там Бартини предложил проект реактивного перехватчика с крылом переменной стреловидности и с треугольным крылом. В 1942-м об этом вообще никто не думал. Расчётная скорость фантастическая – 2300 км. Такая скорость будет достигнута лишь в конце 50-х, когда появятся МиГ-21 и Су-9.

Когда о новом проекте Бартини доложили Берии, конструктора вызвали в Москву на доклад. Выслушав Бартини, Берия спросил у него, какие есть вопросы? Бартини потребовал освободить его, поскольку сидит он ни за что. Берия спросил, коммунист ли Бартини, и сказал, что когда тот сделает для новой Родины самолёт, его освободят, как искупившего вину и даже наградят орденом. Берия проект в целом одобрил, но никаких конкретных действий по нему не предпринимается: двигателей для самолёта со стреловидным крылом в СССР нет. Бартини вновь опередил время.

Красный барон

В Омске Бартини принимал участие в разработке нового пикирующего бомбардировщика Ту-2. После успешных испытаний самолёта Туполева и всех его конструкторов освободили. Всех, кроме Бартини: он отсидел свой срок от звонка в 1938-м до звонка в 1946-м.

В 1944-м у Бартини отобрали всех конструкторов, с которым он работал. Понимая, что окончание войны близко, а новая война, если она будет, вестись будет по-новому. Потребуется оперативно перебрасывать войска к местам боёв. И Бартини проектирует первый в мире широкофюзеляжный самолёт Т-117, способный перевозить и людей, и машины, и даже танки. Сталин очень заинтересовался. Бартини повезли выбирать завод. Бартини выбрал Таганрог. Он предлагает Т-117 сразу в нескольких вариантах: десантный, санитарный, грузовой, пассажирский и даже с салоном люкс на 12 человек. Однако проекту Т-117 помешала конкуренция со стороны других видных советских авиаконструкторов: за прекращение работ над Т-117 Ильюшин и вхожий к Сталину Яковлев. Для Т-117 не хватает моторов: Бартини использует те же двигатели, которые стоят на Ту-4 – новом стратегическом бомбардировщике, скопированном с американского В-29 и предназначенном для перевозки атомной бомбы. Бомбардировщик оказался нужнее, и готовый к лётным испытаниям Т-117 распилили и сдали на металлолом.

Когда закончился срок, вернуться в Москву Бартини не разрешили, и он остался в Таганроге и вернулся к идее крыла с переменной стреловидностью. В результате работы появилось то, что позднее назовут «Крылом Бартини». Новшество позволяло совершать длительный полёт на сверхзвуке, появляются возможности строить стратегические ракетоносцы, летающие на больших скоростях. Бартини направил свои предложения в Министерство авиационной промышленности, но они попали к министру обороны Жукову. Он вызвал Бартини и, после долгой беседы, приказал перевести итальянца в Москву и создать ему временное ОКБ. «Крыло» было только в расчётах, продуть его на сверхзвуке помог Королёв, который работал у Бартини в шараге в начале 30-х простым чертёжником. Королёв считал его своим учителем и относился с большим почтением. Королёв сделал для Бартини все модели самолётов и провёл все необходимые испытания и эксперименты на своей базе. Теоретические расчёты Бартини полностью подтвердились. Но проект сверхзвукового ракетоносца всё равно закрыли. В 1957 г. Хрущёв снял Жукова с должности, и повторилась история 30-х с Тухачевским: Бартини опять поставил не на того маршала.

Но «Крылу Бартини» суждена долгая жизнь: его использует Туполев на своём знаменитом Ту-144. Фамилия Бартини в связи с Ту-144 никогда не упоминается – никому не хочется отдавать даже крупицу своей славы.

Красный барон

В начале 60-х с появлением субмарин с ядерным оружием на борту противостояние между СССР и США вышло на новый уровень: подлодки могли подойти вплотную к берегу и нанести удар, оставаясь неуязвимыми. Их почти невозможно обнаружить, корабли не обладают скоростью, у противолодочных вертолётов слишком мал радиус действия. Возникла необходимость в принципиально новом летательном аппарате, который мог бы уходить на большое расстояние от берега, садиться на воду и отыскивать подлодки противника. И в 1964-м Бартини предложил проект вертикально взлетающей амфибии. По замыслу конструктора, взлетев вертикально, и, используя воздушную подушку, самолёт разгонялся бы до нужной скорости и так же вертикально садился на любую поверхность. В Министерстве обороны проект вертикально взлетающего самолёта-амфибии ВВА-14 одобрили. Это был последний летательный аппарат Роберто Бартини. В 1966-м вышло постановление о строительстве ВВА-14 на Таганрогском заводе. В 1972-м стало окончательно ясно, что двигателей вертикального взлёта для ВВА-14 не будет – их просто никто не собирался делать. Это означало, что проект нельзя реализовать в полном объёме. Бартини принял решение хотя бы поднять самолёт в воздух в том виде, в каком он уже существует. 4 сентября 1972 г. лётчик Куприянов взлетел на ВВА-14 в небо над Таганрогом. В полёте машина вела себя нормально и лётчики, сделав положенный круг, спокойно сели. Все испытания машины проходили в обстановке строжайшей секретности, хотя весь город самолёт в воздухе видел, а вскоре о нем написали американские газеты. Таганрогцы называли его «змей Горыныч». После успешных полётов в Таганроге машину решили показать в Москве начальству из ЦК. Бартини плакал, впервые увидев в небе свой самолёт. Однако тема вертикально взлетающей амфибии закрылась в 1976-м, правда уже после смерти Бартини – он умер в декабре 1974-го.

30 сентября 1988 года на лётном поле неподалеку от подмосковного города Жуковский грузовой вертолёт Ми-26 поднял на внешней подвеске ВВА-14, которая самостоятельно летать уже не могла, чтобы перенести её в Монинский музей авиации. На высоте нескольких десятков метров лётчик понял, что такую махину – 35 тонн – ему не удержать, и уронил её на землю. Так закончилась короткая жизнь ВВА-14 – машины XXI века.

автор: Николай Кузнецов

AesliB