Хитрость капитана Половчени

Гавриил Половченя служить в РККА начал еще в 1927 г. Рядовой кавалерийского полка был грамотным, умелым и дисциплинированным воином. Всегда стремился учиться, чтобы стать настоящим защитником Родины. Закончив срочную службу, поступил на курсы механиков-водителей танка. Потом окончил курсы среднего комсостава. Участвовал в Польском походе РККА, советско-финской войне. Великую Отечественную войну Г. Половченя встретил в звании ст. лейтенанта. Но уже в ноябре 1941 г. пошел на повышение – ему присвоили звание капитана и назначили замкомандира 141-го отдельного батальона тяжелых танков.

Хитрость капитана Половчени

Зимой 1942 г. батальон задействован в Торопецко-Холмской операции, которую проводил Северо-Западный фронт. Танкисты получают приказ взломать оборону гитлеровцев, продвинуться к населенным пунктам Луги, Андреаполя, Велика. 9 января батальон приступил к выполнению боевой задачи. Так получилось, что Т-34 Половчени, более скоростной, чем тяжелые танки, оторвался от боевых порядков наших и в одиночку ворвался в село Луги, где дислоцировался фашистский полк. «Шороху» они навели там знатного. Задействовав весь боевой потенциал машины – пушку, пулемет, гусеницы, танкисты раздавили два орудия, шесть минометов, кучу пулеметов, подводы с оружием и боеприпасами. Два батальона вермахта бежали, кто оставался живым, куда глаза глядят. Не всем это удалось. Были также спасены более 80 сельчан. Нацисты собирались сжечь все село.

Хитрость капитана Половчени

12 января экипаж капитана врывается в соседнею деревню Алексино. Противник начинает его активно обстреливать, машина получает повреждение и застывает на месте. Немцы атакуют боевую машину, пытаются заполонить наших танкистов. Но их «номер» не проходит. Тогда они набрасывают на танк брезент, поливают его бензином и поджигают. Но фортуна не покидает наших танкистов. Танк удалось завести, при движении сбили пламя и благополучно вернулись в Лугу. 13-го батальон приближается к г.Андреаполь. Поступает приказ двум танкам выйти к ж/д. станции города и заблокировать состав с нашими людьми, вот-вот готовый отправиться в Германию. Мчась по льду речки к станции случилось непредвиденное – танк провалился в речку. Выбраться из предательской речушки никак не удавалось. Было ясно, что поможет только трактор или тягач. Половченя приказывает второму танку выполнять боевую задачу, а сами стали дожидаться подхода подразделений Красной Армии.

Хитрость капитана Половчени

Но застывший в проруби советский танк заметили фашисты. Терять такой «подарок судьбы» им не хотелось. Командир приказывает всем затаиться – гробовое молчание. Половченя не сомневался – немцы пригонят тягач и сами вытащат машину. Группа захвата немцев осторожно приближается к танку. Потыкав его винтовками, сделав неудачную попытку открыть люк башни, прослушав нет ли каких звуков в внутри, убеждаются, что экипаж танк покинул. Кто, вообще, мог подумать, что в 35 градусов холодрыги, кто-то в танке будет себя заживо морозить. Главное, чтобы немцы вытащили танк «из плена» на берег. А танкисты потом разберутся, что к чему. Гитлеровцы пригоняют тягач, вытаскивают танк на берег. Внутри ни шороха. Значит там никого нет. Машину пригоняют в Андреаполь. Пока немцы радуются такому хорошему трофею, командир танка выходит на связь с командованием, получает соответствующие распоряжения и начинает действовать. Рано утром 16-го января механик-водитель заводит двигатель и танк вырывается в город, ведя губительный огонь по нацистам. В городе страшная паника. Подбиты 12 пушек, 30 машин с боеприпасами, уничтожено около двадцати солдат. Фашисты деморализованы и не смогли выстроить эффективную защиту. Город был освобожден советскими войсками в тот же день.

Хитрость капитана Половчени

Самоотверженные действия Половчени были отмечены соответственно – он стал майором и ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Г.Половченя прошел всю войну и вернулся домой с самой важной наградой –Победителя в Великой Отечественной войне.

Хитрость капитана Половчени

В мирные годы Г.Половченя служил в танковых войсках ВС Советского Союза Будучи в отставке, осел на Украине. Работал гл. инженером, директором МТС, на Черноморском судостроительном заводе. Герой войны ушел от нас в 1988 г. Но его подвиги не забыты, как не забыта и память об этом мужественном человеке – Гаврииле Антоновиче Половчени.

автор: Борис Ляшко

AesliB