Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин: биография, нововведения в авиации, война, авария и личная жизнь

Вражеские истребители контролировали огромные пространства мелкими группами самолётов, создавая впечатление, что они – везде. Это негативно действовало на «желторотиков»…

Генерал

Тактические нововведения этого авиационного военачальника принесли существенные результаты в борьбе за господство в воздухе во время тяжёлых боёв под Харьковом, на Волге, Дону, Днепре и на Балтике и сохранили жизнь многим лётчикам.

Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин: биография, нововведения в авиации, война, авария и личная жизнь

Детство

Тимофей появился на свет 21 июня 1910 года в Ейске. Отец был каменщиком, мать стирала солдатское бельё в ближайших казармах. Жили очень бедно – из четверых детей выжил только Тима, да и его в 8 лет отдали в батраки к богатому казаку, который заставлял работать от зари до зари, платил неохотно, кормил плохо. Через два года почти что каторги Тимофей не выдержал, сбежал, и с ватагой таких же оборванцев отправился в Крым, где, как говорил Кешка – герой фильма «Достояние республики», тепло и яблоки. Он объездил всю Южную Россию, в Геленджике угодил в трудовую колонию для беспризорников. Парень он был высокий, крепкий, и освоил профессию, молотобойца, которая не всякому взрослому по силам.

Через два года Тимофей вернулся домой, но к тому времени мать бросила отца, забыв и про сына, отец отправился на Гражданскую войну, а Тимофей вновь подался в батраки. В 1919 году в РСФСР приняли программу ликвидации неграмотности, но в полной мере развернуть её удалось лишь после окончания войны. Тимофей не умел ни читать, ни писать, впервые взял букварь лишь в 13 лет. Ему повезло с учителем, и вскоре он добился заметных успехов в учёбе. Батрацкое прошлое сделало Тимофея идейным сторонником Советской власти, и когда пришло время, он вступил в комсомол, а вскоре его избрали комсоргом. После школы Тимофей поехал в Краснодар, поступил на рабфак, а после его окончания – в сельскохозяйственный институт, познакомился с девушкой, которая вскоре стала его гражданской женой. В 1931 году у них родился сын Володя, но через несколько дней мать сбежала, оставив младенца отцу.

Армия

Окончить институт не получилось: в 1932 году Тимофея призвали в армию, как активного комсомольца направили по спецнабору в недавно открытую Луганскую 11-ю военную школу лётчиков и определили в бомбардировщики. Тимофей хотел летать на скоростных истребителях, но ему объяснили, что он с его габаритами и длиннющими руками в кабину истребителя не поместится. После пяти месяцев теории начинались тренировочные полёты, а через год школа выпускала командира самолёта.

Семья

После училища Тимофея направили младшим лётчиком в 5-ю лёгкобомбардировочную эскадрилью под Витебском. Туда он привёз законную жену Полину Ткаченко, которая училась на телефонистку в Краснодаре. В этот раз Тимофей не ошибся – Полина стала для него подлинным другом и матерью его восьмерых детей, считая Володю, брошенного первой женой.

Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин: биография, нововведения в авиации, война, авария и личная жизнь

С женой и детьми

Смоленск

В 1935-м Хрюкину присвоили лейтенанта и направили в 10-ю скоростную бомбардировочную авиаэскадрилью в Смоленск. Там он показал себя с самой лучшей стороны, и был назначен командиром звена новейших скоростных бомбардировщиков СБ конструкции Андрея Туполева. Самолёт был цельнометаллический, оснащался двумя двигателями М103 воздушного охлаждения, которые позволяли ему разгоняться до 450 км/час, летать на расстояние до 2,3 тыс. км, и нести до 600 кг бомб. Первые самолёты СБ не имели бронирования и протектированных бензобаков. Экипаж состоял из трёх человек – пилота, штурмана и бортстрелка.

Испания

В 1936 году лейтенант Хрюкин записался добровольцем в Испанию, где шла гражданская война между мятежниками генерала Франсиско Франко, на стороне которого воевали Германия и Италия, и законной властью республиканцев, активно поддерживаемую СССР. Англия и Франция проводили т.н. «политику невмешательства».

В небе Испании воевал германский легион «Кондор», вооружённый новыми истребителями Messerschmitt Bf.109. Уйти от них на скорости наши бомбардировщики, даже скоростные, не могли, истребительное прикрытие было слабым, и потери лётного состава и техники были достаточно весомы. Не раз на волосок от смерти был и Хрюкин – летать в глубокий тыл мятежников приходилось без сопровождения истребителей. Вернувшись из Испании в марте 1937-го, Хрюкин получил орден Красного Знамени – первый из четырёх, вскоре – с перерывом в полгода – старлея и капитана, и назначение на должность командира скоростной бомбардировочной эскадрильи. В этом качестве в марте 1938-го Хрюкин убыл в Китай, который вёл войну с Японией, и куда СССР, выполняя договор о взаимопомощи, поставлял вооружение и направлял военных советников.

Китай

В Поднебесной Хрюкин командовал группой СБ, в чью задачу входило уничтожение японских укреплений, войск, железнодорожных составов и коммуникаций, аэродромов, морских и речных кораблей. Летать приходилось над совершенно незнакомой пустынной местностью, где почти не было ориентиров, да и полётные карты оставляли желать лучшего. Самым крупным успехом бомбардировщиков Хрюкина было уничтожение японского аэродрома в городе Уху. Но японские самолёты продолжали совершать вылеты, и стало ясно, что в районе реки Янцзы действует авианосец, который служит плавучей базой. Так родилась легенда о потоплении Хрюкиным японского авианосца, который назывался то ли «Рюдзё», то ли «Ямато-мару». В «Комсомольской правде» за 6 июля 1939 года даже статья об этом вышла, а Генералиссимус Китайской республики Чан Кайши лично вручил Хрюкину орден Облаков и Знамени, а также золотые запонки с бриллиантами.

Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин: биография, нововведения в авиации, война, авария и личная жизнь

Как уже говорилось, максимальная бомбовая нагрузка тогдашних СБ составляла 600 кг. Потопить таким количеством бомб даже лёгкий авианосец «Рюдзё» водоизмещением 10 тыс. тонн вряд ли возможно. Более того, СБ – бомбардировщик горизонтальный, пикировать он не мог, а попасть бомбой с курса и с высоты 5 км в прямоугольник 176х19 метров при существовавших тогда прицелах было нереально. «Ямато-мару», переделанный в транспорт из итальянского пассажирского судна «Джузеппе Верди», судя по всему, вообще не был авианосцем, поскольку его длина составляла 160 метров, и этого никак бы не хватило для разбега и пробега основного палубного истребителя японских ВВС «Mitsubishi» A5M. В Указе от 22 февраля 1939 года о присвоении полковнику Хрюкину (внеочередное звание он получил в сентябре 1938-го) звания Героя, про авианосец ничего не говорилось.

Советско-финская война

В ноябре 1939-го после окончания курсов повышения квалификации начальствующего состава при Академии Генштаба Хрюкина направили на советско-финскую войну командующим ВВС 14-й армии, которая в районе Мурманска и на Кольском полуострове прикрывала самый северный участок фронта. В лютые морозы моторы заводились не всегда, и Хрюкин нашёл оригинальное решение: масло, которое заливали в двигатель, перед запуском разогревали в бане. В итоге ВВС 14-й армии оказались едва ли не самыми боеспособными в той войне. Бомбардировщики летали на боевые задания практически без истребительного прикрытия, поскольку в небе у них не было противника – у Финляндии была очень слабая и малочисленная авиация.

После подписания в марте 1940 года Московского мирного договора Хрюкина назначили начальником отдела бомбардировочной авиации лётно-технической инспекции ВВС РККА. В мае ему присвоили внеочередное звание комдив, а через месяц, когда ввели генеральские звания, переаттестовали на генерал-майора авиации и назначили заместителем генерал-инспектора инспекции ВВС по бомбардировочной авиации.

Великая Отечественная

Перед самой войной Хрюкин окончил ещё одни курсы усовершенствования комсостава и был назначен командующим ВВС 12-й армии Киевского Особого военного округа, которая располагалась в непосредственной близости от границы. В первые часы войны авиации КОВО был нанесён тяжёлый удар, но Хрюкину удалось свести потери своей авиации к минимуму. К началу августа 1941 года 12-я армия попала в окружение в районе Умани, была полностью разгромлена, командующий генерал-майор Павел Понеделин попал в плен.

Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин: биография, нововведения в авиации, война, авария и личная жизнь

В сентябре 1941-го Хрюкин возглавил ВВС Карельского фронта. Немцы пытались прервать движение по ещё действующему участку Мурманской железной дороги от Мурманска до Беломорска и по новой дороге, связывавшей Мурманскую и Северную железную дорогу от Беломорска до станции Обозёрская – эти две дороги связывали Мурманск и Молотовск (сегодня – Северодвинск), куда поступали ленд-лизовские грузы, доставляемые северными конвоями, с Большой землёй. Дорога Беломорск–Обозёрская играла ещё и большую роль в снабжении Карельского фронта.

Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин: биография, нововведения в авиации, война, авария и личная жизнь

Хрюкин в первую очередь стал расширять сеть аэродромов. Грунтовые взлётные полосы среди болот не построишь, а цемента взять было негде. И тут Хрюкину пригодился опыт, полученный в Китае, где было много аэродромов с дощатым покрытием. Хрюкин использовал и особые световые условия Заполярья: в полярный день летать можно почти круглые сутки, и Хрюкин закрепил за каждым самолётом два экипажа, которые летали посменно. Немцы такой роскоши себе позволить не могли – у них не было такого количества лётчиков. Действия Хрюкина привели к тому, что 5-й воздушный флот люфтваффе не смог захватить господство в воздухе. На Мурманском направлении враг смог продвинуться всего на 20 км, немецкие планы на блокаду морских коммуникаций СССР и союзников провалились. Помимо советских самолётов И-16, ЛаГГ-3, Ла-5 и МиГ-3 в небе Заполярья воевали американские Bell P-39 Airacobra, Curtiss-Wright P-40 Warhawk Tomahawk и английские Hawker Hurricane.

Сталинград

В начале 1942-го обстановка на Карельском фронте стабилизировалась, и оставалась таковой до 1944 года, а Хрюкина перевели на самый ответственный участок – Юго-Западный фронт. 8 июня он прибыл в Сталинград, а уже 13 июня вся авиация этого фронта была сведена в 8-ю воздушную армию, которую Хрюкин и возглавил. Немцы хотели любой ценой взять Сталинград и выйти к бакинской нефти. На Волгу был переброшен 8-й авиакорпус люфтваффе под командованием генерал-лейтенанта Мартина Фибига. В советской авиации в тот момент была большая аварийность, обусловленная, во-первых, низким качеством сборки самолётов – авиазаводы, переброшенные на восток, гнали количество в ущерб качеству. Во-вторых, на фронт прибывали пилоты с минимальным налётом часов. Хрюкину удалось существенно снизить аварийность.

Хрюкин быстро оценил тактику люфтваффе на этом театре военных действий – вражеские истребители контролировали огромные пространства мелкими группами самолётов, создавая ложное впечатление, что они – везде. Это негативно действовало на «желторотиков». Хрюкин решил использовать опыт, полученный в Испании, и собрал в два ударных полка самых эффективных и опытных лётчиков из всей 8-й армии.

Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин: биография, нововведения в авиации, война, авария и личная жизнь

Авиапарк, доставшийся Хрюкину, включал 458 исправных самолётов разных типов, что существенно осложняло обучение лётчиков и наземное обслуживание самолётов. Много было бипланов У-2 и видавших виды истребителей И-16, которые в тот момент уже с трудом противостояли новым «мессерам». К тому же, «ишачки» были сложны в управлении, и молодняк на них летать не мог. Хрюкин ввёл тактические приёмы, которые берегли жизни молодых лётчиков.

13 сентября 1942-го он своим приказом запретил в воздушном бою терять высоту и делать перевороты – преимущество всегда у того, кто выше. Он приказал, прикрывая свои войска, действовать небольшими группами – парами, четвёрками, эшелонироваться по высоте, и строго-настрого запретил ввязываться в бой по одиночке – только парой, в которой ведомый прикрывает хвост ведущего, а тот уже расстреливает вражеский самолёт наверняка с предельно малой дистанции. Эти меры позволили довольно быстро изменить соотношение сил в небе.

Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин: биография, нововведения в авиации, война, авария и личная жизнь

Объединив лучших пилотов фронта в два ударных полка, Хрюкин перебрасывал их на самые важные участки фронта и доказал, что при умелой организации можно обойтись и меньшим числом самолётов. Чтобы сохранить самолёты, Хрюкин построил 32 ложных аэродрома, которые приняли на себя в десять раз больше бомб, чем аэродромы настоящие. Этот запас снарядов очень бы пригодился 6-й армии Фридриха Паулюса, оказавшейся в кольце – не пришлось бы доставлять боеприпасы по воздуху. Всего под руководством Хрюкина было уничтожено порядка тысячи вражеских самолётов, и историки не без основания считают, что именно 8-я воздушная армия нанесла люфтваффе первое крупное поражение на Восточном фронте. 8 февраля 1943 года Хрюкин получил полководческий орден Кутузова I степени. Спустя месяц Хрюкина, уже генерал-лейтенанта, перевели на Южный фронт, который форсировал Днепр, освобождал Донбасс, с боями прорывался к Крыму. Важным рубежом на пути к Чёрному морю был Миус-фронт, прорвать который удалось только со второго раза.

Крымская наступательная операция

В марте 1944 года началась подготовка Крымской наступательной операции. 8-я воздушная армия ощущала острую нехватку авиатоплива – заявки удовлетворялись лишь наполовину. Хрюкин, понимал, что при таком материально-техническом обеспечении он операцию провалит. Нарушив субординацию, через голову Главнокомандующего ВВС РККА главного маршала авиации Александра Новикова и командующего 4-м Украинским фронтом генерала армии Фёдора Толбухина он связался по ВЧ с Верховным. Сталин, задав несколько уточняющих вопросов по существу, пообещал, что заявки Хрюкина на топливо будут выполнены в полном объёме.

Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин: биография, нововведения в авиации, война, авария и личная жизнь

8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция. Благодаря действиям 8-й воздушной армии немецкие войска остались без поддержки с воздуха. Авиация сыграла большую роль в прорыве укреплений и штурме Севастополя. Основная трудность состояла в том, что позиции войск располагались очень близко друг к другу, и при бомбардировках можно было зацепить своих. 9 мая штурмом была взята Сапун-гора в Севастополе, а 12 мая Крым освободили полностью. Хрюкин получил за Крым ещё один полководческий орден – Суворова I степени и третью генеральскую звезду на погоны.

Вторая Звезда Героя

Вскоре Хрюкина перевели командующим 1-й воздушной армии на 3-й Белорусский фронт. В ходе операции «Багратион» по освобождению Белоруссии 1-я воздушная должна была уничтожать с воздуха мощную германскую танковую группировку. Полностью уничтожить танки не удалось, но и активно действовать группировке не позволили.

Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин: биография, нововведения в авиации, война, авария и личная жизнь

После освобождения Литвы и разгрома врага в Восточной Пруссии, Хрюкин получил задачу разбить немецкие войска в крепости Кёнигсберг. Немцы, прижатые к Балтике, понимали, что война пришла на их землю, и дрались отчаянно. В 1-ю воздушную армию Хрюкин привёл два своих ударных полка из 8-й армии, истребители быстро вытеснили остатки люфтваффе, и бомбардировщики практически без помех бомбили город. 13 апреля 1945-го за Кёнигсберг Хрюкин получил вторую Звезду Героя.

Дважды Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин: биография, нововведения в авиации, война, авария и личная жизнь

В июле 1947-го Хрюкина назначили командующим 7-й воздушной армии, обеспечивавшей защиту с воздуха нефтяных промыслов и заводов в Баку. Вскоре армию преобразовали в Бакинский округ ПВО. В 1950-м Хрюкина назначили заместителем Главнокомандующего ВВС по военно-учебным заведениям. В то время как раз авиация переходила на реактивную тягу, а это требовало принципиально новых программ и методик обучения и перестройки всей материальной базы лётных училищ.

Хрюкину едва исполнилось 43, когда в июле 1953 года он попал в нелепую автокатастрофу. Военные хирурги жизнь ему спасли, но здоровье было серьёзно подорвано, и 19 июля 1953 года он умер.

автор: Николай Кузнецов

AesliB