Вражеские истребители контролировали огромные пространства мелкими группами самолётов, создавая впечатление, что они – везде. Это негативно действовало на «желторотиков»…
Генерал
Тактические нововведения этого авиационного военачальника принесли существенные результаты в борьбе за господство в воздухе во время тяжёлых боёв под Харьковом, на Волге, Дону, Днепре и на Балтике и сохранили жизнь многим лётчикам.
Детство
Тимофей появился на свет 21 июня 1910 года в Ейске. Отец был каменщиком, мать стирала солдатское бельё в ближайших казармах. Жили очень бедно – из четверых детей выжил только Тима, да и его в 8 лет отдали в батраки к богатому казаку, который заставлял работать от зари до зари, платил неохотно, кормил плохо. Через два года почти что каторги Тимофей не выдержал, сбежал, и с ватагой таких же оборванцев отправился в Крым, где, как говорил Кешка – герой фильма «Достояние республики», тепло и яблоки. Он объездил всю Южную Россию, в Геленджике угодил в трудовую колонию для беспризорников. Парень он был высокий, крепкий, и освоил профессию, молотобойца, которая не всякому взрослому по силам.
Через два года Тимофей вернулся домой, но к тому времени мать бросила отца, забыв и про сына, отец отправился на Гражданскую войну, а Тимофей вновь подался в батраки. В 1919 году в РСФСР приняли программу ликвидации неграмотности, но в полной мере развернуть её удалось лишь после окончания войны. Тимофей не умел ни читать, ни писать, впервые взял букварь лишь в 13 лет. Ему повезло с учителем, и вскоре он добился заметных успехов в учёбе. Батрацкое прошлое сделало Тимофея идейным сторонником Советской власти, и когда пришло время, он вступил в комсомол, а вскоре его избрали комсоргом. После школы Тимофей поехал в Краснодар, поступил на рабфак, а после его окончания – в сельскохозяйственный институт, познакомился с девушкой, которая вскоре стала его гражданской женой. В 1931 году у них родился сын Володя, но через несколько дней мать сбежала, оставив младенца отцу.
Армия
Окончить институт не получилось: в 1932 году Тимофея призвали в армию, как активного комсомольца направили по спецнабору в недавно открытую Луганскую 11-ю военную школу лётчиков и определили в бомбардировщики. Тимофей хотел летать на скоростных истребителях, но ему объяснили, что он с его габаритами и длиннющими руками в кабину истребителя не поместится. После пяти месяцев теории начинались тренировочные полёты, а через год школа выпускала командира самолёта.
Семья
После училища Тимофея направили младшим лётчиком в 5-ю лёгкобомбардировочную эскадрилью под Витебском. Туда он привёз законную жену Полину Ткаченко, которая училась на телефонистку в Краснодаре. В этот раз Тимофей не ошибся – Полина стала для него подлинным другом и матерью его восьмерых детей, считая Володю, брошенного первой женой.
С женой и детьми
Смоленск
В 1935-м Хрюкину присвоили лейтенанта и направили в 10-ю скоростную бомбардировочную авиаэскадрилью в Смоленск. Там он показал себя с самой лучшей стороны, и был назначен командиром звена новейших скоростных бомбардировщиков СБ конструкции Андрея Туполева. Самолёт был цельнометаллический, оснащался двумя двигателями М103 воздушного охлаждения, которые позволяли ему разгоняться до 450 км/час, летать на расстояние до 2,3 тыс. км, и нести до 600 кг бомб. Первые самолёты СБ не имели бронирования и протектированных бензобаков. Экипаж состоял из трёх человек – пилота, штурмана и бортстрелка.
Испания
В 1936 году лейтенант Хрюкин записался добровольцем в Испанию, где шла гражданская война между мятежниками генерала Франсиско Франко, на стороне которого воевали Германия и Италия, и законной властью республиканцев, активно поддерживаемую СССР. Англия и Франция проводили т.н. «политику невмешательства».
В небе Испании воевал германский легион «Кондор», вооружённый новыми истребителями Messerschmitt Bf.109. Уйти от них на скорости наши бомбардировщики, даже скоростные, не могли, истребительное прикрытие было слабым, и потери лётного состава и техники были достаточно весомы. Не раз на волосок от смерти был и Хрюкин – летать в глубокий тыл мятежников приходилось без сопровождения истребителей. Вернувшись из Испании в марте 1937-го, Хрюкин получил орден Красного Знамени – первый из четырёх, вскоре – с перерывом в полгода – старлея и капитана, и назначение на должность командира скоростной бомбардировочной эскадрильи. В этом качестве в марте 1938-го Хрюкин убыл в Китай, который вёл войну с Японией, и куда СССР, выполняя договор о взаимопомощи, поставлял вооружение и направлял военных советников.
Китай
В Поднебесной Хрюкин командовал группой СБ, в чью задачу входило уничтожение японских укреплений, войск, железнодорожных составов и коммуникаций, аэродромов, морских и речных кораблей. Летать приходилось над совершенно незнакомой пустынной местностью, где почти не было ориентиров, да и полётные карты оставляли желать лучшего. Самым крупным успехом бомбардировщиков Хрюкина было уничтожение японского аэродрома в городе Уху. Но японские самолёты продолжали совершать вылеты, и стало ясно, что в районе реки Янцзы действует авианосец, который служит плавучей базой. Так родилась легенда о потоплении Хрюкиным японского авианосца, который назывался то ли «Рюдзё», то ли «Ямато-мару». В «Комсомольской правде» за 6 июля 1939 года даже статья об этом вышла, а Генералиссимус Китайской республики Чан Кайши лично вручил Хрюкину орден Облаков и Знамени, а также золотые запонки с бриллиантами.
Как уже говорилось, максимальная бомбовая нагрузка тогдашних СБ составляла 600 кг. Потопить таким количеством бомб даже лёгкий авианосец «Рюдзё» водоизмещением 10 тыс. тонн вряд ли возможно. Более того, СБ – бомбардировщик горизонтальный, пикировать он не мог, а попасть бомбой с курса и с высоты 5 км в прямоугольник 176х19 метров при существовавших тогда прицелах было нереально. «Ямато-мару», переделанный в транспорт из итальянского пассажирского судна «Джузеппе Верди», судя по всему, вообще не был авианосцем, поскольку его длина составляла 160 метров, и этого никак бы не хватило для разбега и пробега основного палубного истребителя японских ВВС «Mitsubishi» A5M. В Указе от 22 февраля 1939 года о присвоении полковнику Хрюкину (внеочередное звание он получил в сентябре 1938-го) звания Героя, про авианосец ничего не говорилось.
Советско-финская война
В ноябре 1939-го после окончания курсов повышения квалификации начальствующего состава при Академии Генштаба Хрюкина направили на советско-финскую войну командующим ВВС 14-й армии, которая в районе Мурманска и на Кольском полуострове прикрывала самый северный участок фронта. В лютые морозы моторы заводились не всегда, и Хрюкин нашёл оригинальное решение: масло, которое заливали в двигатель, перед запуском разогревали в бане. В итоге ВВС 14-й армии оказались едва ли не самыми боеспособными в той войне. Бомбардировщики летали на боевые задания практически без истребительного прикрытия, поскольку в небе у них не было противника – у Финляндии была очень слабая и малочисленная авиация.
После подписания в марте 1940 года Московского мирного договора Хрюкина назначили начальником отдела бомбардировочной авиации лётно-технической инспекции ВВС РККА. В мае ему присвоили внеочередное звание комдив, а через месяц, когда ввели генеральские звания, переаттестовали на генерал-майора авиации и назначили заместителем генерал-инспектора инспекции ВВС по бомбардировочной авиации.
Великая Отечественная
Перед самой войной Хрюкин окончил ещё одни курсы усовершенствования комсостава и был назначен командующим ВВС 12-й армии Киевского Особого военного округа, которая располагалась в непосредственной близости от границы. В первые часы войны авиации КОВО был нанесён тяжёлый удар, но Хрюкину удалось свести потери своей авиации к минимуму. К началу августа 1941 года 12-я армия попала в окружение в районе Умани, была полностью разгромлена, командующий генерал-майор Павел Понеделин попал в плен.
В сентябре 1941-го Хрюкин возглавил ВВС Карельского фронта. Немцы пытались прервать движение по ещё действующему участку Мурманской железной дороги от Мурманска до Беломорска и по новой дороге, связывавшей Мурманскую и Северную железную дорогу от Беломорска до станции Обозёрская – эти две дороги связывали Мурманск и Молотовск (сегодня – Северодвинск), куда поступали ленд-лизовские грузы, доставляемые северными конвоями, с Большой землёй. Дорога Беломорск–Обозёрская играла ещё и большую роль в снабжении Карельского фронта.
Хрюкин в первую очередь стал расширять сеть аэродромов. Грунтовые взлётные полосы среди болот не построишь, а цемента взять было негде. И тут Хрюкину пригодился опыт, полученный в Китае, где было много аэродромов с дощатым покрытием. Хрюкин использовал и особые световые условия Заполярья: в полярный день летать можно почти круглые сутки, и Хрюкин закрепил за каждым самолётом два экипажа, которые летали посменно. Немцы такой роскоши себе позволить не могли – у них не было такого количества лётчиков. Действия Хрюкина привели к тому, что 5-й воздушный флот люфтваффе не смог захватить господство в воздухе. На Мурманском направлении враг смог продвинуться всего на 20 км, немецкие планы на блокаду морских коммуникаций СССР и союзников провалились. Помимо советских самолётов И-16, ЛаГГ-3, Ла-5 и МиГ-3 в небе Заполярья воевали американские Bell P-39 Airacobra, Curtiss-Wright P-40 Warhawk Tomahawk и английские Hawker Hurricane.
Сталинград
В начале 1942-го обстановка на Карельском фронте стабилизировалась, и оставалась таковой до 1944 года, а Хрюкина перевели на самый ответственный участок – Юго-Западный фронт. 8 июня он прибыл в Сталинград, а уже 13 июня вся авиация этого фронта была сведена в 8-ю воздушную армию, которую Хрюкин и возглавил. Немцы хотели любой ценой взять Сталинград и выйти к бакинской нефти. На Волгу был переброшен 8-й авиакорпус люфтваффе под командованием генерал-лейтенанта Мартина Фибига. В советской авиации в тот момент была большая аварийность, обусловленная, во-первых, низким качеством сборки самолётов – авиазаводы, переброшенные на восток, гнали количество в ущерб качеству. Во-вторых, на фронт прибывали пилоты с минимальным налётом часов. Хрюкину удалось существенно снизить аварийность.
Хрюкин быстро оценил тактику люфтваффе на этом театре военных действий – вражеские истребители контролировали огромные пространства мелкими группами самолётов, создавая ложное впечатление, что они – везде. Это негативно действовало на «желторотиков». Хрюкин решил использовать опыт, полученный в Испании, и собрал в два ударных полка самых эффективных и опытных лётчиков из всей 8-й армии.
Авиапарк, доставшийся Хрюкину, включал 458 исправных самолётов разных типов, что существенно осложняло обучение лётчиков и наземное обслуживание самолётов. Много было бипланов У-2 и видавших виды истребителей И-16, которые в тот момент уже с трудом противостояли новым «мессерам». К тому же, «ишачки» были сложны в управлении, и молодняк на них летать не мог. Хрюкин ввёл тактические приёмы, которые берегли жизни молодых лётчиков.
13 сентября 1942-го он своим приказом запретил в воздушном бою терять высоту и делать перевороты – преимущество всегда у того, кто выше. Он приказал, прикрывая свои войска, действовать небольшими группами – парами, четвёрками, эшелонироваться по высоте, и строго-настрого запретил ввязываться в бой по одиночке – только парой, в которой ведомый прикрывает хвост ведущего, а тот уже расстреливает вражеский самолёт наверняка с предельно малой дистанции. Эти меры позволили довольно быстро изменить соотношение сил в небе.
Объединив лучших пилотов фронта в два ударных полка, Хрюкин перебрасывал их на самые важные участки фронта и доказал, что при умелой организации можно обойтись и меньшим числом самолётов. Чтобы сохранить самолёты, Хрюкин построил 32 ложных аэродрома, которые приняли на себя в десять раз больше бомб, чем аэродромы настоящие. Этот запас снарядов очень бы пригодился 6-й армии Фридриха Паулюса, оказавшейся в кольце – не пришлось бы доставлять боеприпасы по воздуху. Всего под руководством Хрюкина было уничтожено порядка тысячи вражеских самолётов, и историки не без основания считают, что именно 8-я воздушная армия нанесла люфтваффе первое крупное поражение на Восточном фронте. 8 февраля 1943 года Хрюкин получил полководческий орден Кутузова I степени. Спустя месяц Хрюкина, уже генерал-лейтенанта, перевели на Южный фронт, который форсировал Днепр, освобождал Донбасс, с боями прорывался к Крыму. Важным рубежом на пути к Чёрному морю был Миус-фронт, прорвать который удалось только со второго раза.
Крымская наступательная операция
В марте 1944 года началась подготовка Крымской наступательной операции. 8-я воздушная армия ощущала острую нехватку авиатоплива – заявки удовлетворялись лишь наполовину. Хрюкин, понимал, что при таком материально-техническом обеспечении он операцию провалит. Нарушив субординацию, через голову Главнокомандующего ВВС РККА главного маршала авиации Александра Новикова и командующего 4-м Украинским фронтом генерала армии Фёдора Толбухина он связался по ВЧ с Верховным. Сталин, задав несколько уточняющих вопросов по существу, пообещал, что заявки Хрюкина на топливо будут выполнены в полном объёме.
8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция. Благодаря действиям 8-й воздушной армии немецкие войска остались без поддержки с воздуха. Авиация сыграла большую роль в прорыве укреплений и штурме Севастополя. Основная трудность состояла в том, что позиции войск располагались очень близко друг к другу, и при бомбардировках можно было зацепить своих. 9 мая штурмом была взята Сапун-гора в Севастополе, а 12 мая Крым освободили полностью. Хрюкин получил за Крым ещё один полководческий орден – Суворова I степени и третью генеральскую звезду на погоны.
Вторая Звезда Героя
Вскоре Хрюкина перевели командующим 1-й воздушной армии на 3-й Белорусский фронт. В ходе операции «Багратион» по освобождению Белоруссии 1-я воздушная должна была уничтожать с воздуха мощную германскую танковую группировку. Полностью уничтожить танки не удалось, но и активно действовать группировке не позволили.
После освобождения Литвы и разгрома врага в Восточной Пруссии, Хрюкин получил задачу разбить немецкие войска в крепости Кёнигсберг. Немцы, прижатые к Балтике, понимали, что война пришла на их землю, и дрались отчаянно. В 1-ю воздушную армию Хрюкин привёл два своих ударных полка из 8-й армии, истребители быстро вытеснили остатки люфтваффе, и бомбардировщики практически без помех бомбили город. 13 апреля 1945-го за Кёнигсберг Хрюкин получил вторую Звезду Героя.
В июле 1947-го Хрюкина назначили командующим 7-й воздушной армии, обеспечивавшей защиту с воздуха нефтяных промыслов и заводов в Баку. Вскоре армию преобразовали в Бакинский округ ПВО. В 1950-м Хрюкина назначили заместителем Главнокомандующего ВВС по военно-учебным заведениям. В то время как раз авиация переходила на реактивную тягу, а это требовало принципиально новых программ и методик обучения и перестройки всей материальной базы лётных училищ.
Хрюкину едва исполнилось 43, когда в июле 1953 года он попал в нелепую автокатастрофу. Военные хирурги жизнь ему спасли, но здоровье было серьёзно подорвано, и 19 июля 1953 года он умер.
автор: Николай Кузнецов