Когда поисковики подняли очередной предмет, они не могли понять, что же это такое. А когда отчистили от грязи и песка ахнули – череп и две девичьи косы, сохранившиеся в шлемофоне. В глухой орловской деревне спустя 39 лет после войны был обнаружен самолет и останки летчицы Антонины Лебедевой, которая сражалась в своем последнем бою протии тридцати немецких самолетов. Но никто из однополчан не знал, как погибла отважная девушка и многие считали, что она попала в плен, даже адъютант написал об этом ее отцу. А что означало в те годы получить известие о плене? Позорное пятно ложилось на всех родных и близких.
Когда на Курской дуге сходились в смертельном сражении советские и немецкие танки, то в небе свое веское слово сказали и летчики, за штурвалом истребителя в числе сражающихся была летчица Антонина Васильевна Лебедева. В ходе боев она в составе четверки истребителей встретилась в небе с 30-ю вражескими самолетами. Это было 17 июля 1943 года в ходе Курско-Орловской наступательной операции. Она не вернулась из боя. Много лет числилась пропавшей без вести в списках потерь 65-го гвардейского истребительного авиационного полка. А после письма адъютанта полка Антонину зачислили в разряд военнопленных. Даже место падения ее самолета было неизвестно до тех пор, пока спустя несколько десятилетий поисковики не обнаружили останки самолета и человека.
Судьба Тони была обычной для девочки, рожденной в 30-х годах. Она появилась на свет в маленьком селе Заря Тверской области (сегодня это место называется станция Бакунино). Вместе с родителями переехала жить в Москву еще в младенческом возрасте. Пятеро детей было у родителей, сложно им было жить в деревне, голодные годы стояли тогда на дворе и чтобы спасти от гибели своих детей, родители приняли непростое для себя решение уехать из родных мест. Тоня была самой маленькой.
В столице пошла в школу, успешно закончив ее, смогла без проблем поступить в МГУ на биологический факультет. Тоня решила помогать своим родителям, решила пойти учиться заочно и работать устроилась там же, став секретарем родного ей факультета. А когда ей исполнилось двадцать лет, в 1936 году ею овладела горячая мечта стать летчиком и по примеру своего старшего брата – летчика, она пошла в Дзержинский аэроклуб, в котором вполне успешно начала проходить курс молодого авиатора. А вместе с ней в клубе стала заниматься и сестра Маша. Антонина не только хорошо летала, но и старалась объяснить все нюансы полета новичкам, приходившим в клуб. Ее талант педагога заметили и пригласили работать в аэроклуб имени Чкалова.
Все готовились к войне. И когда в 1941 году из черных ящиков репродуктором разнеслась весть о войне, Антонина сразу же начала обивать пороги военкомата с настойчивой просьбой взять ее на фронт, в действующую армию. Но ее рапорты несколько раз возвращались – она была нужна фронту в качестве педагога. Антонина считала, что ее дело – сражаться, ей было уже 25 лет, и свой опыт она могла бы применять против врага, уничтожая его в воздухе. Наконец, настойчивость девушки была замечена – она получила долгожданную повестку явиться на сборный пункт. Ее направили в девичий авиационный отряд, который в то время впервые собирала Марина Раскова. 586-ой женский авиационный полк был впервые создан в Красной армии. Среди мужчин находилось немало скептиков, которые были настроены против участия женщин в войне, считали их смертницами. Но дело женских рук показало, что они достойно сражались и в небе.
От Саратова до Сталинграда
Свое первое боевое дежурство Антонина долго потом перебирала в памяти – она защищала в районе города Саратова небо от налета немецких самолетов. Но эти дежурства все же проходили в относительно мирной обстановке, налеты вражеских бомбардировщиков отражались вполне успешно и такая работа в небе старшине 586-го истребительного авиаполка Лебедевой доставляла удовольствие лишь некоторое время. Она понимала – ее опыт и умение должны проявляться в открытом бою, она добилась своего перевода в истребительный 434-ый авиаполк, который направили в район Сталинграда.
Звено девушек-истребителей достойно сражалось наряду с мужчинами, которые изначально настороженно приняли в свои ряды такое женское пополнение, считая, что женщины не могут наравне воевать вместе с ними. Девушек старались не посылать на опасные задания, берегли их, и это было так явственно и понятно, что такое положение вещей не могло не раздражать женщин. Они даже к генералу пошли с просьбой отправить их на настоящее боевое задание. И только после вмешательства высокого начальства, девичье звено, наконец, стало вылетать на задания наравне с мужчинами-летчиками.
Три сбитых самолета
Но потом, когда девушки стали героически проявлять себя в бою, мужское мнение стало другим.
Один из боевых товарищей, летчик Баклан впоследствии вспоминал о том, что глядя на Тоню, такую маленькую и хрупкую, он ни за что бы не подумал, что в воздухе ведомый ею самолет совершал самые сложные маневры, умело нападал на противника. Летчица вовремя предупреждала своего командира о надвигающейся опасности.
Ее помнили все, девушка ходила всегда с двумя аккуратными косичками, была комсоргом своей группы и всегда старалась мирно и быстро решать свои комсомольские дела. Ее уважали и любили.
В первых числах января 1943 года Антонина вступила в бой с двумя немецкими Мессершмитами, один подбила, а второй немец атаковал ее, причинив серьезные повреждения машине. Но летчица смогли выйти из боя, приземлилась на фюзеляж на своей территории, не дотянув до аэродрома. За этот подвига она получила свою первую боевую награду – медаль «За отвагу».
На ее счету было три сбитых самолета противника, Антонина считалась уже опытным пилотом, ее брали на очень важные задания.
17 июня 1943 года. В этот день она не вернулась из боя. Страшный бой разгорелся в небе над орловскими лесами. Четыре советских истребителей оказывали отчаянное сопротивление 30-ти немецким самолетам, которые окружили наших летчиков.
Самолет Антонины загорелся. Но что произошло потом, ее многие боевые товарищи не узнали никогда – многие из них погибли на фронтах великой войны, а уцелевшие летчики и их потомки только через 39 лет смогли узнать подробности гибели славной девушки и своего боевого товарища.
Искали француза – нашли летчицу
А началось все с Галины Милюченок, которая основала музей, посвященный авиационной эскадрильи «Нормандия-Неман» и активно вела исследовательскую и поисковую работу. В 1982 году она смогла получить сведения от жителей деревни Бетово (расположена в Болховском районе Орловской области) о том, что неподалеку, в болото упал самолет. Галина долгое время пыталась организовать поиски, но партийное руководство – шел 1982-ый год – ей не оказывало никакой поддержки.
Помогло счастливое стечение обстоятельств. Поисковики предполагали, что упавший самолет относится к французской авиаэскадрильи «Нормандия-Неман», тоже сражающейся в этом районе. Поисковые работы начались по приказу областного партийного начальства, которое решило все же поднять из земли французский самолет и приурочить эту находку к совместному космическому полету советско-французского экипажа, состоявшегося в 1982 году на космическом аппарате «Союз Т-6». Французский пилот Жан Кретьен стал первым представителем капиталистической страны, отправившийся на борту корабля, построенного в социалистической стране. Это была сенсация. Кто-то вспомнил о настойчивой женщине Галине Милюченок, которая обивала пороги с просьбой организовать поиски самолета. Поэтому была, наконец, организована поисковая экспедиция. Местные чиновники рассчитывали таким образом проявить себя в деле агитационной работы.
И вот тогда-то было обращено внимание на Бетово.
Два самолета подняли в 1965 году и в 1982 году
Бетово — эта маленькая деревенька расположена на берегу искусственного водоема, вырытого здесь после войны. В суровые военные годы здесь проходили ожесточенные бои, очевидцы тех трагических событий смогли рассказать своим потомкам о жестоком воздушном бое, который проходил в тех краях. Жители все боялись, что горящие самолеты упадут на их дома. Но самолеты падали вдалеке. В том бою 17 июня погибло все звено советских самолетов, ведомое Героем Советского Союза Гавриилом Гуськовым. И долгие годы самолеты пролежали на окраинах деревни, очевидно, потому, что не было людей, которые могли бы достать останки. Самолет Гуськова подняли в 1965 году, а вот самолет Антонины лежал до тех пор, пока в космос не полетел французский гражданин.
Девичьи косы в шлемофоне
Когда в марте 1982 года начались раскопки, то все поняли, что вручную ничего не удастся найти, нужен экскаватор. Снова отправились на место предполагаемого падения самолета только в начале лета.
Раскопки шли очень сложно. В заболоченной яме находили обломки самолета, а потом вытащили какую-то странную вещь – сразу не поняли, что это такое. А когда отчистили от грязи – ахнули. Девичьи косы! Люди были потрясены.
Они еще нашли записную книжечку, компас, нож, пистолет ТТ, парашют, пулемет, медицинскую книжку. В записной книжке едва различимым почерком – чернила поплыли от времени – было несколько записей, касающихся будущего комсомольского собрания, которое планировала провести Тоня. Она надеялась на светлое будущее, на жизнь после войны. Не случилось. Ее имя и фамилия стали сенсацией для будущего поколения, вечным памятником мужества, растянувшегося во времени. На обломках самолета остались номера, по которым определили в архивных документах, что именно на этом истребителе Яковлева воевала Лебедева.
Ложь в письме адъютанта
Известие о героической гибели младшей дочери пришло в семью Лебедевых спустя 39 лет после Победы. Мама погибшей летчицы и все ее родные до последнего надеялись, что она вернется, что сухие строки из похоронки — не правда. Что она, их родная кровинушка – жива. Ведь осталась же в живых летчица Клавдия Блинова, которая тоже была сбита в этом бою и оказалась в немецком плену, выдержала пытки, а когда эшелон с пленными шел на запад, она смогла в составе группы пленных бежать через дыру в полу вагона.
А потом Лебедевым пришло письмо адъютанта эскадрильи, которое он написал отцу Антонины, что его дочь попала в плен: ее видели другие девушки, оказавшиеся в плену. Тоня была ранена и находилась в немецком госпитале, в Орле. Адъютант даже во всех подробностях написал, как ее допрашивали, как мужественно и хладнокровно она себя вела – плюнула в лицо немецкому следователю. Больше ничего о судьбе девушки адъютант не писал. Сегодня не понятны до сих пор истинные мотивы этого человека, побудившего его написать такое письмо. Когда спустя много лет поисковики нашли этого человека и попытались с ним встретиться, он категорически отказался общаться с ними.
Орловские медики, которые работали в то время в немецком госпитале, отказались подтвердить факт нахождения летчицы.
Что ж, пусть это останется на совести этого человека, ведь родным и близки Антонины пришлось пережить много страданий, когда письмо адъютанта получило широкую огласку, и несмываемое пятно позора легло на доброе имя Тони и всей ее дружной семьи, которая сплотилась после горя, постигшего их.
Последний долг генерала Белецкого
Когда Антонину с воинскими почестями перезахоронили, на это торжественное и печальное мероприятие приехал бывший командир 1-ого гвардейского истребительного авиационного корпуса генерал Евгений Белецкий. Этот корпус вел ожесточенные бои в небе над Орлом. Белецкий привез из архива документальное подтверждение того факта, что именно в этом районе, 17 июня летчица совершила свой последний боевой вылет. Белецкий уйдет из жизни через два года, но свой последний, воинский долг перед Антониной Белецкой он успеет выполнить.
Родная сестра Тони Мария Жулева, которая тоже стала прославленной летчицей на фронте, на митинге сказала, что, наконец, доброе имя ее сестры восстановлено и сомнению не подлежит.
В самолете была девочка с русыми косами
Когда матери Тони, рассказали, что нашлась ее младшая дочь, то пожилая женщина спросила, а как же она погибла и почему немцы не увидели, что в самолете сидит еще девочка. На эти вопросы несчастной матери никто не мог дать ответа. Для измученной матери Антонина навсегда останется девочкой. Воскресшая из мертвых Антонина Лебедева была солдатом, вставшим в строй на фронте самой жестокой войны. Но все равно она останется навсегда девушкой с русыми косами. Эти девочки ушли в бессмертие, чтобы враг не смог покорить их беззаветно любимую Родину.
автор: Полина Ефимова