Цена дороги ПОБЕДЫ

Они работали, как проклятые, чтобы связать блокадный Ленинград с Большой Землей. Город погибал, а с ним погибали дети, женщины, старики. Фронт не справлялся с гитлеровцами. Оружие и боеприпасы на исходе. То тут, то там вспыхивали рукопашные схватки.

Но против танков с голыми руками не пойдешь.7 февраля 1943 года дорога, связавшая город и страну, была открыта. Никакой помпезности. Просто пришел поезд из Москвы. И встречавший милиционер отдал честь прибывавшему составу.

Цена дороги ПОБЕДЫ

Укладка прогонов на участке 40-го ж/д батальона

Семнадцать дней понадобилось рабочим железнодорожникам, чтобы завершить строительство. Беспримерный подвиг под бомбежками, в жесточайшие холода, завершился победой русского духа. Теперь стало возможным добираться в блокадный город по суше.

Слишком часто машины с грузом уходили под лед. К тому же, была возможность новой блокады, если город останется бед боеприпасов и войск. Нужно срочно перебросить войска на Ленинградский фронт. Жители ждали хлеба.

Цена дороги ПОБЕДЫ

Строительство низководного свайно-ледового моста через Неву у Шлиссельбурга, январь 1943 года

С двух сторон, навстречу друг другу, начали строительство дороги две группы. К работе привлечены военные, строители, железнодорожники, геодезисты. И просто желающие помочь Ленинграду. Местность под Ленинградом известна своими болотами. Торфяники затрудняли доставку стройматериалов.

Строительство дороги шло вблизи фронта. Работа под беспрерывными обстрелами. Рискуя жизнью, каждый день рабочие шли на работу. Они ежедневно возводили то, что фашисты разрушали бомбежками и минометом. Дорога двигалась вперед. Доставляли стройматериалы на руках при полном отсутствии машин.

Мешки с грунтом, деревья вместо шпал, металл рельс, примерзающий к рукам. В торфяниках прокладывать дорогу очень сложно. Плывун, а грунта поблизости нет. В снегу хлюпает вода, машины не могут пройти по торфяному болоту. Люди работали круглосуточно.

 

Цена дороги ПОБЕДЫ

Прибытие в Ленинград с Большой Земли 7 февраля 1943 года первого поезда после прорыва блокады

Одновременно строили временный мост через реку. Там работали метростроевцы, к которым присоединились жители города. 5 февраля строительство завершилось, а уже 7 февраля пришел первый поезд с продовольствием.

 

Цена дороги ПОБЕДЫ

Дорога Победы

За функционирование дороги платили высокую цену. Гитлеровцы стремились уничтожить ее. Но поезда шли дорогой Победы. Машинисты называли ее дорогой смерти.

Там погибли 110 машинистов, и 175 были ранены. Но эта дорога спасала город. В Ленинград везли продовольствие и боеприпасы, обратно вывозились обессиленные жители блокадного города.

Дорога помогла войскам Ленинградского фронта перейти в наступление и освободить страдающий город.

AesliB