Музыка Победы. Седьмая симфония Шостаковича

В начале марта 1942 года в Куйбышеве состоялся необычный концерт. Играл один из лучших в мире симфонических оркестров — музыкальный коллектив Большого Театра, находившегося в приволжском городе в эвакуации. За дирижерским пультом – столичная знаменитость, главный дирижер театра Самуил Самосуд. В программе премьерного выступления 5 марта 1942 года – Симфония №7 Дмитрия Шостаковича. Та самая, вошедшая в мировую историю музыки под именем «Ленинградской»…

С первых дней войны, являясь бойцом народного ополчения Ленинграда, Шостакович участвовал в строительстве оборонительных сооружений, был членом отряда противовоздушной обороны — ПВО.

В городе на Неве Шостакович начал работу над Седьмой симфонией — грандиозным сочинением, о котором позже скажет:

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».

Однако завершить работу над этим произведением композитору пришлось уже в Куйбышеве.

Музыка Победы. Седьмая симфония Шостаковича
Дмитрий Шостакович — боец пожарного отряда ПВО Ленинграда

Шостакович неоднократно предпринимал попытки попасть в действующую армию, однако в военкоматах ему настойчиво советовали бороться с врагом «своим оружием». 1 октября 1941 года композитора с семьей, рукописью готовых трех частей симфонии и двумя узлами самых необходимых вещей отправили из Ленинграда в Москву, а откуда — в эвакуацию на восток. В переполненном до отказа поезде, ощущая безграничную усталость, с двумя измученными маленькими детьми на руках 22 октября Шостакович с семьей прибыл в Куйбышев. Ко всему прочему у композитора потерялся чемоданчик с завершенными частями партитуры Седьмой симфонии — к счастью, через несколько дней он был обнаружен в отставшем от поезда багажном вагоне.

С вокзала побрели в находящуюся у рынка школу №81, где, как им указали, разместили первый эшелон артистов Большого театра. В коридоре школы их увидела жена художника театра Петра Вильямса и привела в свою маленькую комнатку, которую разделили ситцевым пологом на две половины. Вера Дулова принесла еду. Так первое время и жили Шостакович с семьей в этой школе, превращенной в театральное общежитие.

В ноябре Шостаковичу предоставили комнату в квартире 13 в доме № 140 по улице Фрунзе, а в начале декабря поселили в двухкомнатной квартире в соседнем доме № 146. Именно здесь утром 27 декабря 1941 года Шостакович закончил работу над Седьмой симфонией. Тогда же на титульном листе партитуры появилась сделанная его рукой надпись: «Посвящается городу Ленинграду. Дмитрий Шостакович», а на последнем: «27.XII.1941. г. Куйбышев».

Музыка Победы. Седьмая симфония Шостаковича
Дмитрий Шостакович за роялем

В музее Большого Театра есть старинное фото: в интерьере зрительного зала Дворца культуры имени В. Куйбышева – столичные артисты. На переднем плане — композитор Дмитрий Шостакович, слева от него солистка оркестра Большого театра, арфистка Вера Дулова, рядом с ней пианист Лев Оборин. А непосредственно за ними, во втором и третьем рядах — солисты Большого Марк Рейзен и Иван Козловский. Музыканты сидят в полутемном зале, отдыхая после одной из последних репетиций Седьмой симфонии…

Музыка Победы. Седьмая симфония Шостаковича
Фотография в зрительном зале Куйбышевского ДК

Волею судьбы арфистка Вера Дулова была в числе первых слушателей Седьмой симфонии. В последние дни декабря 1941 года, в скромной комнате в доме № 146 по улице Фрунзе в Куйбышеве собирались эвакуированные музыканты.

Шостакович и Оборин играли в четыре руки на взятом напрокат пианино по только что законченной партитуре. На звуки музыки пришел Самуил Самосуд, главный дирижер Большого театра. Впечатление было потрясающим. Самосуд решает немедленно начать оркестровые репетиции. Однако для их организации пришлось преодолеть немало трудностей. Достаточно сказать, что не было нотной бумаги. Ее прислали спецрейсом из Москвы. Музыканты оркестра Большого театра сами расписывали свои партии.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB