Вся страна следила за спасением «Челюскинцев». Прильнув к радиоприемникам, шепотом передавали сведения о том, что происходит на льдине. В городских автобусах, у деревенских колодцев обсуждались детали полета героев-летчиков, которые летели в условиях обледенения к Северному полюсу.
Эта операция вошла в школьные учебники. Все дети страны хотели быть летчиками и моряками. Стихийно проходили митинги в поддержку челюскинцев, ребятишки изобрели игру «Челюскинцы». Шел 1934 год. 104 участника научной экспедиции оказались на льдине в Арктике.
Пароход «Челюскин»
С верфей Копенгагена сошел корабль, построенный по заказу СССР, специально для похода в Арктику. Постарались укрепить борта судна, предусмотрели утепленные каюты, если двигатели придется отключить. Это один из самых мощных кораблей того времени.
Самолет-амфибия был размещен на палубе. Воронина Владимира Ивановича назначили капитаном корабля. Научную экспедицию возглавил Отто Юльевич Шмидт. Смешные зигзаги истории: Он стал родоначальником оригинального имени – Лагшмивар (лагерь Шмидта в Арктике).
Отплытие «Челюскина»
Такова невероятная популярность обрушилась на участников экспедиции. Предполагалось, что находиться в пути корабль будет восемнадцать месяцев. Ученым предстояло доказать возможность перехода по Северному морскому пути во Владивосток. Это пригодилось во время Второй мировой войны. Ленинград судно покинуло 16 июня 1933 года.
Они шли во Владивосток. На судне находились припасы для полярной экспедиции, которая располагалась на о. Врангель. Для Ледокола «Красин» были запасы угля. Сразу выявилась ошибочность строения судна, как только оно оказалось в открытом море. Во льдах «Челюскин» вовсе раскачался, и получил повреждение.
Капитан «Челюскина» Владимир Воронин
Ледовый пояс корабля из-за перегруза, оказался ниже ватерлинии. А корабль был перегружен сильно. Льдины бились в незащищенную часть корпуса. Некоторые северные моря были чистыми ото льдов, а Чукотское море занято льдами. К острову Врангеля возможности подойти не оказалось.
«Челюскин» во льдах
Погружение «Челюскина»
Вынос оборудования и припасов с «Челюскина»
Лагерь «челюскинцев»
Слишком толстые льды не пускали корабль. Самолет-амфибия высадил на арктическом побережье смену полярников для арктической станции. Льды зажали «Челюскин». Судно дрейфовало. Несколько раз прошли мимо Сердце-Камень. С трудом капитан привел судно в Берингов пролив.
Из переговоров по рации стало ясно, они будут зимовать на дрейфующем корабле в море. Три спокойных месяца миновали, наступило начало движения льдин, которые раздавили корабль. Он затонул. Вся команда стремительно выгружала то, что еще можно было спасти.
Самолет приземляется на льдину
Летчики, спасавшие «Челюскинцев»
Огромными усилиями стащили самолет на лед и спасли радиостанцию. Последними покинули корабль Отто Шмидт и Владимир Воронин. Сплоченный экипаж постарался создать условия сносного пребывания на льдине в условиях жесточайшего мороза. По рации прошло сообщение о беде, постигшей экспедицию.
И началась операция по спасению челюскинцев. 28 вылетов предпринял экипаж Анатолия Ляпидевского, отыскивая лагерь полярников в белых снегах Арктики. 29 полет был успешным. А страна, замерев у приемников, ежедневно слушала сообщения ТАСС. Наконец самолет Ляпидевского приземлился на льдину.
Руководитель экспедиции О.Ю.Шмидт
Долгие поиски потерпевшей крушении экспедиции завершились. Вначале в самолет загрузили женщин и детей. Да-да, там было два ребенка. Они улетели. И только через две недели началась массовая эвакуация ученых и рабочих, вынужденно оказавшихся на льдине.
За 24 рейса вывезли на Большую землю всю научную экспедицию. Летчики, принимавшие участие в поиске и эвакуации экспедиции, стали первыми Героями Советского Союза – Ляпидевский, Молоков, Каманин, Водопьянов, Доронин. Остальные представлены к орденам и медалям.