Эмансипация по-русски — из гимназисток в инженеры

«Не женитесь на курсистках — они толсты как сосиски!» — пелось в разухабистом куплете времен революции. Хотя женское образование существовало уже несколько десятилетий, девушки, посещавшие курсы, по-прежнему воспринимались обывателями как капризницы, сумасбродки или синие чулки. Между тем в последние годы старого режима они вносили все возрастающий вклад даже в технические отрасли.

Начало высшему образованию для женщин в России было положено «снизу»: в 1860-е годы эмансипированные девушки начинают посещать открытые лекции в университетах. Первые курсы по гуманитарным и естественным наукам открылись в конце 1860-х-начале 1870-х годов: так, в 1869 году были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге, призванные восполнить пробелы среднего образования у женщин, и в том же году в Москве появились Лубянские курсы, где обучение велось по программе мужских классических гимназий. В 1872 году появились Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге.

Эти курсы были частными и открывались по инициативе профессоров, желавших вовлечь женщин в систему образования. Частными были и женские историко-филологические курсы, открытые в 1872 году при Московском университете по инициативе русского историка Владимира Герье. Преподавателями были университетские профессора, самостоятельно заведовавшие не только учебной частью, но и финансами. К середине 1880-х годов число слушательниц на этих курсах достигло 256. Курсы не были благотворительными — они содержались в основном за счет платы, вносимой слушательницами, но так обстояло дело далеко не со всеми курсами: недаром в этот период в Петербурге действовало Общество для доставления средств высшим женским курсам, изыскивавшее деньги для того, чтобы дать девушкам из небогатых семей возможность получить образование.

Участие курсисток в революционном и студенческом движении оказалось чревато репрессиями: правительственный указ 1886 года воспретил принимать новых студентов на все высшие женские курсы, большинство которых было к тому же закрыто. Однако к концу XIX века репрессивная политика сменилась более либеральной, и крупнейшие курсы, в том числе курсы Герье, были восстановлены. Первое десятилетие нового века отметилось широчайшим распространением женского образования: новые курсы открываются в Киеве, Одессе, Казани, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве, Томске.

Открывшиеся 28 января 1906 года Санкт-Петербургские Женские политехнические курсы были созданы по инициативе Прасковьи Наумовны Ариян, издательницы, журналистки и председателя еще одной благотворительной организации — Общества изыскания средств для технического образования женщин. Первым ректором стал мужчина — профессор Технологического института, знаменитый конструктор паровозов Николай Леонидович Щукин. Курсы открылись с рекордно высоким для подобных учебных заведений конкурсом — три человека на место. Всего было подано 700 заявлений. Сперва заведение состояло из одного общетехнического факультета, затем к нему добавились инженерно-строительный и архитектурный. Чуть позже общетехнический факультет разделили на два отдельных — электромеханический и химический.

Срок обучения сперва составлял пять лет, затем был увеличен до семи. До принятия в 1911 году закона «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц» выпускницы могли лишь преподавать в школе — ведь они не получали никаких званий. Упомянутый закон наконец положил конец неравноправию: высшие женские курсы уравняли в правах с университетами. Курсы стали выпускать женщин- инженеров, которые участвовали в проектировании и строительстве локомотивов, железнодорожных мостов, электростанций, телеграфов, заводов. Кроме того, женщины-инженеры принимали участие в строительстве петербургской гостиницы «Астория», дома Гвардейского экономического общества, Балтийского завода и ряда других известных зданий.

В годы перед Первой мировой войной Курсы достигают зенита своей славы и популярности: так, в 1912 году на них обучались около 25 тысяч слушательниц. Из них около 15 тысяч — в Москве и Петербурге. А вот после революции они теряют свое значение. Осенью 1918 года Женские политехнические курсы были переименованы во Второй политехнический институт. Учреждение стало государственным, там было введено совместное обучение полов. В 1924 году первое в России учебное заведение расформировали — в системе образования, где женщины получили право обучаться наравне с мужчинами, оно потеряло свою актуальность.

автор: Илья Носырев

источник: rusplt.ru

AesliB