Советский учебный самолёт «УТ-1»

Самолёт – моноплан, родившийся в ОКБ А. С. Яковлева для замены устаревшего и очень дорогостоящего истребителя «И-5». Кроме того, ведущие авиастроительные европейские державы начали массовые строительства самолётов, на...

Самолёт – моноплан, родившийся в ОКБ А. С. Яковлева для замены устаревшего и очень дорогостоящего истребителя «И-5». Кроме того, ведущие авиастроительные европейские державы начали массовые строительства самолётов, на которых фронтовые пилоты могли регулярно оттачивать свои навыки пилотирования, не используя боевые истребители. Такой самолёт так – же был необходим ВВС РККА СССР.

По заданию командования в начале 1935 года инженеры ОКБ Яковлева вплотную занялись проектом подобной учебной машины, которая по своим данным ничем не уступала фронтовому истребителю, но при этом была гораздо дешевле по стоимости изготовления и в эксплуатации. Так был спроектирован самолёт с рабочим названием «АИР — 14».

Наглядным образцом выступал уже готовый самолёт «И-16» КБ Поликарпова, с убирающимися шасси. На «АИР» шасси не убирались и крепились к мощным обтекаемым стоикам, упрощая и удешевляя конструкцию. Кабина самолёта была открытой, с небольшим козырьком от осадков. Был установлен уже хорошо себя зарекомендовавший, доработанный двигатель «М — 11».

Самолёт получился чрезвычайно лёгким по массе – чуть более 500 кг. На стальную раму навешивался лёгкий деревянный каркас фюзеляжа и обтягивался тканью. Крыло – неразъёмное, цельнодеревянное, прикреплено снизу. Элероны – дюралевые.

Первый полёт состоялся в конце осени 1935 года. Весной 1936 самолёт был направлен на Государственные испытания, которые закончились трагедией – по причине излишней строгости в управлении пилот – испытатель Кириллов не справился с машиной и, сорвавшись в «штопор», рухнул вниз. Самолёт разбился, пилот погиб на месте.

Пока гром не грянет – русский мужик не перекрестится. Так и тут. Эта катастрофа наглядно показала, что в рядах ВВС СССР ещё недостаточно высококвалифицированных пилотов, способных уверенно управлять подобными самолётами и в авиапарках полков нет подходящих машин для подготовки и тренировки фронтовых лётчиков – истребителей. Перед инженерами ОКБ Антонова встала задача – исправить и доработать. Задача была выполнена в кратчайшие сроки и уже в мае 1936 обновлённый «АИР» предстал перед высокой комиссией, возглавляемой Ворошиловым и Орджоникидзе. Им самолёт очень понравился и был отправлен на Государственные испытания с отдельным упражнением на сваливание в «штопор» и выход из него. Испытания прошли успешно и самолёт был отправлен в серию с названием «УТ — 1» (учебно-тренировочный, первый). В результате постоянных производственных доработок самолёт стал весить уже около 700 кг, его посадка стала труднее. Были разработаны ряд модификаций шасси, в том числе и поплавочного типа для посадки/взлёта на воду/с воды. На самолётах этой конструкции были выиграны ряд авиасоревнований в СССР и установлено 8 мировых рекордов того времени – скорости, высоты дальности полёта без дозаправки.

Однако, не смотря на все достижения, в 1938 году строительство этого самолёта чуть было не остановили. Самолёт вновь пришлось дорабатывать под требования ВВС РККА. Двигатель «М — 11» заменили на французский «Renault», часть узлов так – же прошла модернизацию. Для военно – фронтовых нужд было начато производство версии «УТ-1 Б» (боевой), вооружённой двумя пулемётами калибра 7, 62 и парой неуправляемых реактивных снарядов.

Самолёт снят с производства и вооружения в 1949 году, как устаревший. Было построено около 1300 машин. 4 самолёта отправлены в Китай.

источник: ussrvopros.ru

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями: