Предшественник «Черных акул» Камова

14 апреля 1953 года летчик-испытатель Дмитрий Константинович Ефремов в подмосковном Тушино поднял в воздух новую винтокрылую машину. Испытатель Константинов в годы войны занимался доставкой оружия и боеприпасов партизанам. Он прекрасно понимал, насколько важен и незаменим вертолет в современной войне, ведь, в отличие от самолета, машина без крыльев и с горизонтальным винтом была способна вертикально садиться и взлетать с самых малых площадок, буквально с лесных полян или узких палуб военных кораблей.

Создателем новой машины был конструкторский коллектив под руководством Николая Ильича Камова. До Великой Отечественной войны Николай Камов занимался созданием «автожиров» — первых гибридов самолета и вертолета, из которых позднее и развилось современное вертолетостроение. Именно Николай Ильич Камов предложил использовать для обозначения нового типа летательных аппаратов слово «вертолет», навсегда прижившееся в русском языке.

Конец 40-х годов XX века стал эрой рождения вертолета. Впервые в боях этот новый тип воздушных машин стал массово использоваться американцами во время войны в Корее в 1950—1953 годах. В горах и на островах Кореи армия и флот США с успехом использовали «геликоптеры» русского эмигранта Сикорского.

Уже через месяц после начала применения вертолеты, способные взлетать с палуб кораблей и садиться в любых горных ущельях, показали высокую эффективность и стали буквально незаменимы. 12 сентября 1950 года американский бригадный генерал К.К. Джером в аналитической записке высшему командованию так описал новый тип воздушных машин:

«Вертолет в Корее встречает исключительно благожелательное отношение; всякий, кого бы ни спрашивали, обязательно расскажет вам какой-нибудь случай, подчеркивая важную роль, которую играли при этом вертолеты. Разведка, связь, визуальное наблюдение на флангах, переброска по воздуху дозоров с одного важного пункта в другой, почтовая служба и снабжение передовых постов — вот задания, которые выполняют вертолеты. Нет сомнения, что восторженные отзывы личного состава о вертолетах вполне оправданны… Мы не должны жалеть усилий, чтобы получить на фронт как можно больше вертолетов, предоставляя им приоритет в отношении любого другого оружия… Вертолеты, больше вертолетов, как можно больше вертолетов в Корею».

Советские генералы и адмиралы, имевшие за плечами немалый опыт сражений 1941–1945 годов, внимательно отслеживали боевой опыт противника по холодной войне и не хотели отстать от американцев. Советскому Союзу требовались свои вертолеты — транспортные и боевые.

С 1950 года в нашей стране стал серийно производиться первый массовый многоцелевой вертолет Ми-1, созданный конструкторским бюро Михаила Леонтьевича Миля. Но прекрасная для своего времени винтокрылая машина Миля была именно многоцелевым вертолетом, предназначенным как для военного, так и для гражданского использования. Для чисто военных целей, особенно для задач Военно-морского флота, требовался более компактный и одновременно более мощный вертолет.

Предшественник «Черных акул» Камова

Вертолет «Ми-1». 

Созданием именно такого чисто военного вертолета и занималось конструкторское бюро Камова. Первый прототип, Ка-8, взлетел еще в конце 1947 года. Следующая, более совершенная машина — Ка-10 — поднялась в воздух в августе 1949 года. Ка-10 стал первым вертолетом Камова, выпущенным малой серией, в 15 машин, в 1951 году.

Испытания в море на кораблях нашего флота показали, что для нужд ВМФ требуется более мощная машина. В октябре 1951 года Николая Камова вызвали в Кремль к Лаврентию Берии, который потребовал в течение года завершить разработку нового вертолета. Николай Ильич сказал, что ему необходимо минимум два года, на что Берия жестко посоветовал «обратиться в собес», то есть либо решить задачу, либо уйти… В устах Берии такое «предложение» звучало слишком опасным намеком.

Несмотря на все технические трудности, конструкторы Камова в кратчайший срок смогли решить сложнейшую задачу — создать вертолет, одновременно маленький и мощный. Вертолет Ка-15, проектирование которого началось в августе 1950 года и завершилось к весне 1953 года, оказался куда более «сильным», чем его серийный современник Ми-1.

Ка-15 предназначался для кораблей, поэтому проектировали его очень компактным. Непросто было разместить в небольшом объеме все оборудование, необходимое для поиска подводных лодок. Длина у Ка-15 была почти в два раза меньше, чем у Ми-1.

Полученные при испытаниях летно-технические характеристики Ка-15 оказались выше проектных. Машина перевозила полезный груз в 210 кг при взлетной массе 1410 кг и мощности двигателя 280 л.с., в то время как Ми-1 брал 255 кг при массе 2470 кг и мощности двигателя 575 л.с.

Итоговые государственные испытания Ка-15 проходили в Феодосии с 15 апреля по 11 мая 1955 года. В 1956 году на авиационном заводе в Улан-Удэ в Бурятии начали серийное производство этих машин. Всего было построено 354 вертолета всех модификаций. Это была первая серия советских вертолетов чисто военного назначения.

Вертолет мог взлетать и садиться с весьма ограниченных площадок на палубах боевых кораблей в море. Один Ка-15 мог брать на борт всего два гидроакустических буя для слежения за подводными лодками. При этом аппаратура управления находилась на втором вертолете, а средства уничтожения (глубинные бомбы) — на третьем.

Так советские ВМФ получили первый в своей истории вертолетный комплекс для обнаружения и уничтожения вражеских подлодок. Помимо этого, вертолет Ка-15 мог использоваться в качестве разведчика, машины связи, корректировщика артогня и т.п.

Уже в начале 60-х годов на смену Ка-15 пришли новые, более совершенные вертолеты Камова. Уже в наши дни бывшее конструкторское бюро Николая Ильича Камова является одним из ведущих в России производителем боевых вертолетов. Лучшими винтокрылыми машинами российской армии по праву считаются камовские Ка-50 и Ка-52, потомки маленького Ка-15, впервые поднявшегося в воздух 14 апреля ровно 65 лет назад.

автор: Алексей Волынец

источник: rusplt.ru

AesliB