История Красного шайтана

Сложно найти человека, который бы не помнил фильм «Белое солнце пустыни»? Сценарий к этой ленте написал драматург Валентин Ежов. Перед ним поставили задачу, что за месяц с небольшим,...

Сложно найти человека, который бы не помнил фильм «Белое солнце пустыни»? Сценарий к этой ленте написал драматург Валентин Ежов. Перед ним поставили задачу, что за месяц с небольшим, он должен был создать сценарий кинофильма о приключениях, так сказать русский вестерн в стиле «Неуловимых мстителей». Сценарист, чьему перу принадлежит киноповесть «Баллада о солдате», который прошел две войны, начиная с 1940 и закачивая 1945, несмотря на сжатые сроки, подошел к поиску информации со всей присущей ему серьезностью. Он отправляется в Среднюю Азию, там он запланировал встретиться с теми людьми, кто в двадцатые годы вел активную борьбу с басмачами.

кинодраматург  Ежов Валентин Иванович

Уже позже на одном из творческих вечеров Доме журналистов в Москве Валентин Иванович упоминал о том, что при посещении Азии его привлекла одна из историй. Это было жизнеописание Михаила Поспелова, который был офицером пограничной службы России. Не вооруженным взглядом видно, что если сопоставить описание внешности Верещагина Павла, которое Ежов прописал в своем сценарии, и в произведении «Пустыня» Рустами Ибрагимбекова, которое взяли за основную сюжетную линию известного кинофильма «Белое солнце пустыни», и фотоснимки штаб-ротмистра Поспелова, можно увидеть очевидное сходство между настоящим офицером и неординарным пограничником из киноленты.

С самого начала очень сложно было найти актера на роль Верещагина. К слову, чтобы упростить процесс подбор актера, сделали множество копий фотографий офицера, которые удалось получить из архива семьи. Одну из таких копий сценарист продемонстрировал Владимиру Мотылю, режиссеру. Но это не сильно ускорило поиск того, кто сможет сыграть Верещагина. Работника таможни описали как основательного и вдумчивого, понимающего стоимость жизни и гибели, этакого мифического богатыря, который несмотря ни на что верен долгу и предан делу, которое выполняет, даже если, казалось бы, уже и смысла нет. И лишь случай положил конец этим бесконечным розыскам. Режиссер увидел кинопробы Павла Луспекаева. Его схожесть с героем будущей картины указывала на то, что без сомнения они сделали правильный выбор.

По сюжету картины прописано, что Павел Верещагин при царе работал на таможне, и каждый контрабандист Средней Азии знал и испытывал страх перед ним. Однако прежняя власть правительства ушла в небытие, отныне царит всепоглощающий хаос и самоуправство разбойничьей мощи, и некогда верный страж, заслуженный офицер, награжденный «Георгием», должен со всем этим ужиться. С появлением Сухова в жизни Павла появляется новая цель. Будто вновь рождается Верещагин, возродился как птица феникс, и нет той силы, которая теперь способна победить его. Он готов защищать то идеалы, которые считает справедливыми. Именно в этом киногерой Верещагин похож на свой реальный прототип Поспелова.

Биографию Михаила Поспелова Валентину Ежову рассказал родственник пограничника, а если точнее то внук, на момент рассказа полковник в отставке, а дополнительную информацию почерпнули в Центральном пограничном музее. Во время царской России штаб-ротмистр Поспелов наводил страх на всех нарушителей границы и персидских разбойников, которые промышляли на рубежах России, участок границы, который охранял Гермабский пограничный отряд Закаспийской пограничной бригады.

Встав во главе отряда, он очень быстро обзавелся кличкой «Красный шайтан», такому второму имени, во-первых, способствовало наличие у него густых ярко-рыжих усов, а во-вторых, его умение неожиданно возникать со своим подразделением на скрытых дорожках нарушителей границы. Подобно двору Верещагина, Поспелов смог вырастить сад в пустыне. Среди его деревьев были и грецкий орех, и яблони, и груши, и вишни, и абрикосы, и алыча. В этом пустынном оазисе был даже пруд с карпами. Поспелов в период отсутствия централизованной власти из собственного жилья сделал небольшую цитадель, оснастив ее доступным оружием, научив свою супругу Софью справлять со всем этим богатством. Конечно же, бывший царский офицер понимал, что один он не справится с беспорядками, которые учиняют басмачи. Поэтому, не придумав ничего лучше, он избавлялся от меланхолии старым русским способом — пил самогон. И Поспелов и Верещагин переживали за судьбу своей отчизны, из-за этого ни таможенник, ни его кинообраз не оставили родной земли, не ушли вглубь государства, как другие военнослужащие Закаспийской пограничной бригады. Свое бессилие Михаил решил исправить по-верещагински. Тогда не один километр границы государства не защищался, недалеко от Гермаба обосновались эсеры, красная армия вела жесточайшие битвы с англичанами за Чарджоу и Мары, а в том месте, где нес ответственность отряд Поспелова был наведен порядок, восстановлена неприкосновенность границы России.

Чтобы восстановить сохранность рубежей Родины, Поспелов смог объединить грамотных наездников в отряд, научил их пользоваться оружием, собственные деньги вложил в покупку продуктов и для людей и для коней. Скорее всего, именно эта инициатива Поспелова вызвала доверие у большевиков по отношению к бывшему царскому офицеру, и они назначили его на пост начальника отряда. Уже в 1919 его назначают на должность командира пограничного батальона, а через два года он стал командиром погранполка, в обязанности которого входило контролировать всю советско-персидскую границу. В заслуги Поспелова можно еще отнести организацию пограничной школы для младшего комсостава, еще он отчаянно громил силы басмачей в туркестанских пустынях. Многолетние навыки пограничника, жесткость нрава, несомненно, способствовали тому, что в 20-е годы прошлого столетия смогли пройти с успехом экспедиции в Каракумы таких академиков как Ферсман А. и Щербаков Д., их целью были поиски залежей серы и других ископаемых.

Свою смерть Поспелов в отличие от Верещагина встретил не в боях с басмачами, а дожил до весьма седых седин. Его похоронили на старом кладбище в Ташкенте. Конечно же, его могила сейчас вряд ли усыпана цветами, и мало кто провозгласит тост, чтобы помянуть офицера Царской России, чей прообраз и жизнь стали сюжетом столь известного всем фильма про обожаемого народом пограничника Верещагина из «Белого солнца пустыни». Таким образом, этот фильм стал памятью для отважного офицера.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector