Ил-2 — наша гордость или ошибка?

Прославленный самолёт ИЛ-2, основная машина советской штурмовой авиации в период Великой Отечественной войны! Кто из истинных любителей авиации не слышал о нём ?   Пожалуй таких и не...

Прославленный самолёт ИЛ-2, основная машина советской штурмовой авиации в период Великой Отечественной войны! Кто из истинных любителей авиации не слышал о нём ?   Пожалуй таких и не найдётся. Поэтому мы не будем подробно описывать историю создания и боевого применения этой замечательной машины, а предлагаем Вашему вниманию небольшую статью, написанную много лет назад. На наш взгляд, она не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Знаменитый «летающий танк» — штурмовик ИЛ-2

Роль, которую сыграл этот самолёт в Великой Отечественной войне, трудно переоценить. Однако в последнее время по поводу заслуженной машины часто раздаются высказывания, в которых она представляется… страшной ошибкой советского самолётостроения, «летающим гробом» — идеальной мишенью для немецких асов, унесшей десятки тысяч жизней наших лётчиков и воздушных стрелков.

Действительно, на протяжении многих лет ИЛ-2 безоговорочно представлялся в нашей печати как самый лучший и самый массовый самолёт Второй Мировой войны, и любая критика в его адрес казалась святотатством. Теперь же отдельные «знатоки» авиации ударились в другую крайность… Так в газете «Начало» № 9 за 1991 год была помещена статья «Шапками закидали». И написано в ней буквально следующее:

«Советский штурмовик ИЛ-2 уступал немецкому JU-87 в высоте потолка — в 1,5 раза, в дальности полёта — в 4 раза, в бомбовой нагрузке — в 3 раза, превосходя в пушечно — пулемётном вооружении всего на 1 пулемёт. Короче говоря, прославленный ИЛ-2 был машиной дешёвой, простой и плохой. Он стал самолётом для «смертников». Средняя живучесть этой машины, как показала практика его применения, — всего 5 боевых вылетов».

Немецкий пикирующий бомбардировщик Junkers JU-87D

Такое вот мнение. Не понятно только, почему автор сравнивает самолёты разных классов — штурмовик и пикирующий бомбардировщик и откуда он взял такие цифры?

( Немецкий пикировщик Junkers JU-87 использовался в качестве штурмовика не от хорошей жизни. Хотя его отдельные варианты, в том числе вооружённые и 37-мм пушками, были опасным противником для танков и других бронированных целей, относительно слабое бронирование и защитное вооружение очень скоро превратило эти машины в лёгкую добычу для советских истребителей. Под влиянием больших потерь и нарастающего успеха ИK-2 немецкие конструкторы предприняли попытку довести «до ума» свой самолёт — штурмовик Henschel HS-129. Было построено около 900 экземпляров этих машин в разлизxных вариантах, однако по комплексу лётно — техничеcких характеристик они заметно уступали нашему ИЛ-2. )

Немецкий двухмоторный штурмовик Henschel HS-129В

Статистика — вещь упрямая, и свидетельствует она то, что на каждый потерянный ИЛ-2 в среднем приходилось 30 боевых вылетов. Конечно, на начальном этапе войны, когда немецкие истребители буквально с ходу расстреливали наши одноместные «ИЛы», лишённые оборонительного вооружения, потери штурмовиков были очень большими.

Однако, такая же участь постигла и многие другие наши самолёты — СБ, Р-5, ТБ-3 и другие. Но уже во второй половине Великой Отечественной войны, когда наша авиация лишила противника превосходства в воздухе, у «ИЛов» начало появляться солидное истребительное прикрытие, да и сами лётчики — штурмовики с успехом стали применять эффективный оборонительный маневр «круг», в результате чего боевые потери в штурмовой авиации значительно сократились.

Что же касается больших потерь от зенитного огня, то они обусловливались чрезвычайно сильной системой ПВО переднего края обороны противника, и любой другой самолёт в подобной ситуации оказался бы ещё более уязвим.

Конечно, можно задать вопрос: почему же тогда наши союзники, использовавшие на западном фронте в качестве штурмовиков тяжёлые истребители «Тайфун» и «Тандерболт», нанесшие немцам значительный урон, имели относительно малые потери ?   Может быть эти машины оказались более эффективными, чем бронированный ИЛ-2 ?   Оказывается, нет. Просто активное использование «Тандерболтов»  ( около 200 машин этого типа, между прочим, было поставлено и в Советский Союз по ленд — лизу ), в качестве штурмовиков началось в 1944 году, когда фронтовая истребительная авиация немцев почти бездействовала, а перехватчики ПВО были заняты отражением налётов «Летающих крепостей». Да и «штурмовики» союзников «работали» не по переднему краю обороны противника, а в его тылу, скрывая военные перевозки и занимаясь свободной охотой за железнодорожными составами и автомобильными колоннами.

Американский тяжёлый истребитель P-47D «Тандерболт»
2-й ГвИАП ВВС Северного флота, аэродром Ваенга, 1945 год

Естественно, что подобные цели не могли прикрываться мощной системой ПВО. Но если бы «Тайфуны» и «Тандерболты» вдруг оказались на восточном фронте, их потери от зенитного огня стали бы намного больше. В этом плане у ИЛ-2 были некоторые преимущества. И хотя бронекорпус не спасал от немецких зенитных снарядов, зато пилот и двигатель были надёжно защищены от пуль и осколков, которых в самолёт попадало немало.

Правда, с безопасностью воздушных стрелков, находившихся вне бронекорпуса, дело обстояло гораздо хуже. Действительно, на одного погибшего лётчика приходилось примерно 7 убитых стрелков  ( именно поэтому на роль стрелков часто направляли «солдат — штрафников» ). Проблема эта была решена только на самолёте ИЛ-10, где оба члена экипажа размещались уже в общем бронекорпусе.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...