Российские немцы в «Бессмертном полку»

Кто такие российские немцы?

Совместное проживание на территории России с другими народами, несомненно, сформировало в сознании российских немцев понятие «мы — россияне». Россия для последующих поколений российских немцев стала их Родиной. Немцы становились ее органичной частью, составляющей сообщества многонационального объединения народов, проживавших на территории страны. Как тут не вспомнить хрестоматийное лермонтовское из «Героя нашего времени»: «Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец».

Да уж, в России все переплелось-перемешалось – символично, что одна из двух столиц России носит название Санкт-Петербург, русский город с немецким именем. А еще есть Оренбург и город русских моряков на Балтике – Кронштадт.

Российские немцы – составная часть нашего Отечества, необходимый элемент нашей великой истории. В широком и историческом смысле этого слова, они все являются именно российскими немцами, т.к. прибывали именно на те пространства, которые являлись территорией российского государства и находились под его юрисдикцией.

В этой связи необходимо отметить Манифест Екатерины II от 4 декабря 1762 года и особенно манифест от 22 июля 1763 года, возвещавший о льготных условиях переселения, который гарантировал иностранцам ряд привилегий: свободу вероисповедания, освобождение от воинской повинности, налогов и самоуправление.

Российские немцы как этнос сформировались не только из выходцев из многочисленных германских государств (единой Германии в то время не было и в помине), но и некоторых других европейских народов ведь знаменитые указы императрицы распространялись не только на немцев, а вообще на иностранцев. Поэтому среди прибывающих были также голландцы, выходцы из Швейцарии, Франции, Чехии, Польши. Именно из этого замеса, из этого сплава родился народ, который мы и называем «российские немцы».

Российские немцы оставались верными солдатами Российской империи. Так, по некоторым данным, уже во время Отечественной войны 1812 года в рядах русской армии удельный вес немцев (в основном остзейских) среди офицерского корпуса составлял 7–9%, а среди высшего командного состава 23% – чтобы это понять, достаточно прочитать фамилии на стенах храма Христа Спасителя в Москве.

Свой след в истории России оставили Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, Д.И. Фонвизин, М.Б. Барклай-де-Толли, Э.И. Тотлебен – этот список можно продолжать и продолжать.

Российские немцы прекрасно интегрировались, став не менее русскими, чем сами русские. Представители немецкого народа сделали значительный вклад в науку и культуру России – тут и бесстрашный полярник Герой Советского Союза академик Отто Шмидт, и физик академик Борис Раушенбах, и один из разработчиков миномета «Катюша» Георгий Лангемак, и блистательные Алиса Фрейндлих и Анна Герман…

Российские немцы совместно с другими народами России прошли все этапы государственного и советского строительства, они возрождали свою культуру в тесном взаимодействии и с русской культурой, и культурой других народов. Им также дороги Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Чехов, Толстой, как и Гете, и Шиллер, и многие другие представители культуры немецкого народа, культуры Германии, где проживали предки российских немцев.

«Спешите делать добро»

О высокой степени интеграции российских немцев свидетельствует их вклад в православную культуру России – тут и святая Русской православной церкви, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве великая княгиня Елизавета Фёдоровна (принцесса Елизавета фон Гессен-Дармштадт унд бай Райн), и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), и один из выдающихся русских богословов протоиерей Иоанн Мейендорф.

Вообще, тяготение немцев к русской культуре и православию уходит в глубь веков. Мало кто знает, что русский святой Прокопий Устюжский (ум. в 1302 г.), как повествует его житие, был богатым купцом-немцем. В Новгороде он перешел в православие, раздал свое имение, переселился в город Устюг, где вел самую суровую монашескую жизнь.

А вот еще пример: будто возникший из древнего патерика и пришедший к нам из египетской пустыни, появляется на страницах книги архимандрита Тихона «Несвятые святые» монах Серафим, происходивший из остзейских баронов-немцев. Как пишет автор, Серафим был «самым загадочным человеком в Псково-Печерском монастыре», в котором он прожил безвыходно шестьдесят лет. Его келья – это приспособленная под жилище пещера, очень сырая и темная. «В монастыре его все почитали и любили. Хотя и относились со страхом, точнее, с трепетом, как к человеку, живущему на земле с Богом, как к живому святому». «В 1945 году его, правда, как немца, выводили на расстрел наши солдаты, но потом передумали и не расстреляли».

И, конечно же, каждый москвич должен знать еще одно немецкое имя – доктор Федор Петрович Гааз, или «святой доктор», о котором с почтением не преминул упомянуть сам Ф.М. Достоевский.

Поначалу, завоевав популярность известного врача, доктор Гааз приобрел дом на Кузнецком мосту, имение с 1000 душ крепостных, суконную фабрику. Однако в 1831 году распродал всю свою недвижимость, пожертвовав деньги на строительство новых лечебных заведений и на пособия нуждающимся. До конца дней жил только при больницах, помогая всем сирым и убогим.

Будучи католиком, Гааз стал истинно русским подвижником, которого любила и почитала вся Москва, да что там – имя его было известно всей России. Недаром в 1853-м году в последний путь до Введенского кладбища доктора Гааза провожали 20 тысяч москвичей – случай уникальный! На его могиле до сих пор лежат живые цветы. А на постаменте памятника Федору Гаазу во дворе бывшей Полицейской больницы, что в Малом Казенном переулке, высечена любимая фраза «святого доктора»: «Спешите делать добро».

Российские немцы, народ, волей судеб сформировавшийся на территории Российской империи, а затем СССР и новой России, – проявили себя как настоящие российские патриоты. Они приняли активное участие в борьбе с нацизмом. Они заслуживают того, чтобы занять достойное место в истории нашего Отечества.

И если в памятный день Великой Победы во время шествия «Бессмертного полка» вы вдруг увидите на дощечке с фотографией немецкую фамилию, знайте, – это тоже наши защитники. Российские немцы – это не кто-то чужой и чуждый нам, не «они», а «наши», наш братский народ, свои. Мы всегда будем помнить об этом.

авторы: Николай Бугай, Игорь Ногаев

источник: www.stoletie.ru

AesliB