Cам поступок, когда у людей буквально каждая копейка была на счету, вызывает уважение и восхищение…
Символ эпохи
За свою недолгую карьеру этот актёр снялся в трёх десятках фильмов. На экране он воплощал славянскую мужественность и красоту, был добрым молодцем и самым сияющим комсомольцем из всех киноперсонажей 30-х – 40-х годов прошлого века. Сергей Столяров был не просто символом эпохи, он олицетворял то непостижимо прекрасное, но так и недостигнутое светлое будущее, во что свято верили, и что защищали.
Детство
Сергей родился 1 ноября 1911 года в селе Беззубово в 200 верстах от Тулы и в 140 – от Рязани. Отец служил лесником, в 1914-м его забрали на фронт, откуда он уже не вернулся. Детство у Серёжи было не сладким: после революции ввели продразвёрстку, из крестьянских амбаров выметали всё до последнего зёрнышка, и в деревне жить стало невмоготу. Мать собрала пятерых детей в охапку, и подалась в Ташкент, который слыл городом хлебным и сытым. По дороге Серёжа заболел тифом, и мама, чтобы не уморить остальных детей, оставила его в Курске. Как он справился со страшной болезнью – Бог весть. После выздоровления Серёжа беспризорником не стал: больничное начальство пристроило его в местный детдом. Там он пошёл в первый класс, а когда стал чуть постарше, заглянул в драмкружок, который за небольшой продуктовый паёк вёл отставной актёр городского драмтеатра. До поры, до времени, дети, в том числе, и Серёжа не играли в театре, а играли в театр: им было смешно, забавно, весело, это было простое развлечение, не более того.
Окончив детдомовскую семилетку, Столяров поехал в Москву, поступил в 1-е ремесленное училище и выучился сразу и на машиниста, и на железнодорожного слесаря, а потом поступил в паровозное депо. Вечерами делать было совершенно нечего, Сергей вспомнил шалости детдомовского драмкружка, и пошёл в театральную студию Алексея Дикого – ученика самого Константина Станиславского. Дикий был очень хорошим педагогом, благодаря его таланту и мастерству Столяров увлекался театром всё больше и больше, и, в конце концов, решил стать профессиональным актёром. К тому же Дикий настоятельно порекомендовал своему студийцу идти учиться дальше. Учиться Столяров не захотел, а поступил сразу во МХАТ. На экзаменах присутствовали Станиславский, Владимир Немирович-Данченко и Всеволод Мейерхольд – они сразу оценили талант соискателя. Во МХАТе Столяров прослужил два года, играя, в основном, роли второго плана, а потом, надеясь на большее, перешёл в Центральный театр Красной Армии.
Первый роли в кино
В 1935-м Столяров дебютировал в кино. Он снялся сразу в трёх картинах. Сперва режиссёр Василий Журавлёв и тогдашний глава Управления кинопрома Борис Шумяцкий пригласили его на «Мосфильм» в картину «Космический рейс» на столь маленькую роль начальника старта, что его даже не включили в титры. Затем Альберт Гендельштейн снял Столярова в роли шахтёрского сына в картине «Любовь и ненависть», но там роль была уже больше, и упоминания в титрах Столяров удостоился. Самой большой была роль в картине Александра Довженко «Аэроград», где Столяров играл лётчика Владимира, сына главного героя Степана Глушака. Если «Космический рейс» был научной фантастикой, то «Аэроград» – ненаучной советской фантастикой, скорее даже пропагандой: в фильме ещё до «Комсомольска» Сергея Герасимова на берегу Тихого океана собирались строить огромный город. После этого фильма Столярова узнала вся страна и кинокритики, благодаря «Аэрограду» нашлись мама с братом, которые потеряли его в 1919-м.
«Аэроград» (1935)
«Космический рейс» (1935)
«Цирк»
Столяров стал столь популярен, что режиссёр Григорий Александров, снявший до этого «Весёлых ребят», без колебаний и проб пригласил его на главную роль в свою новую музыкальную комедию «Цирк». Столяров играл Ивана Мартынова, прошлое которого по сценарию не ясно, но по сюжету легко угадывается, что он не просто атлет и режиссёр, но и покоритель дальних земель, может даже и полярный лётчик-герой, и уж конечно – Ворошиловский стрелок, выбивающий из 400 возможных 396 очков. Герой Столярова не то, что безупречен – он абсолютно идеален. С этим сценаристы Илья Файнзильберг, больше известный как Ильф и братья Валентин и Евгений Катаевы, последний из которых взял себе фамилию Петров, чтобы с братом не путали, и примкнувший к ним Александров явно переборщили. Противостоял Мартынову кровосос, эксплуататор, угнетатель, да к тому же расист американец, но с немецкой фамилией Франц фон Кнейшиц, такой же, как и Мартынов идеальный, только с точностью до наоборот, блистательно сыгранный Павлом Масальским. В конце, конечно, добро наголову разгромило зло, и Столяров вместе с верившей в чудеса красавицей Мэрион Диксон, то есть, мегазвездой Любовью Орловой спели про страну, в которой много полей и рек и человеку дышится необычайно легко. Картина имела огромный успех, а Столяров стал всесоюзно знаменит и невероятно популярен.
«Цирк» (1936)
«Цирк» (1936)
Семья
Удивительно, что при такой внешности и такой популярности у слабого пола Столяров был женат лишь один раз. Ольга Константинова была чуждого социального происхождения: её родители были купцами в нескольких поколениях. Она училась в театре-студии Юрия Завадского, а познакомились они на спектакле в Центральном театре Красной Армии. Социальное происхождение девушки крестьянского сына не смутило, и в 1934 году Сергей и Ольга поженились. Спустя три года у них родился сын Кирилл, как и папа ставший актёром – он снялся почти в трёх десятках картин, а в 1947 году в «Голубых дорогах» Владимира Брауна и спустя 10 лет в «Повести о первой любви» Василия Левина Кирилл и Сергей играли вместе. Кирилл был очень похож на отца, и в 1972 году ему даже довелось сыграть Сергея Столярова в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Сергей и Кирилл в жизни были настоящими друзьями.
«Рабочий и колхозница»
В 1937 году «Цирк» отправили на Всемирную выставку в Париж, но Столярова за границу не выпустили. Однако это не помешало скульптору Вере Мухиной взять его в качестве образа для своей грандиозной скульптурной композиции «Рабочий и колхозница», хотя моделью он не был и Мухиной не позировал. Вместе с «Цирком» скульптуру отправили в Париж, где она произвела настоящий фурор. Спустя годы скульптура «Рабочий и колхозница» стала эмблемой «Мосфильма», где много лет работал Столяров.
«Руслан и Людмила»
С 1938 года в карьере Столярова одна за другой пошли русские сказки: видимо, в отделе ЦК решили, что советским людям не помешает немного волшебства. Режиссёры-сказочники, два Александра – Роу и Птушко приступили к выполнению заказа партии и правительства. Столяров работал у обоих. Но сначала он снялся у Ивана Никитченко и Виктора Невежина в роли Руслана в «Руслане и Людмиле». Начало съёмок фильма было приурочено к широко отмечавшемуся в СССР столетию со дня смерти Пушкина.
«Руслан и Людмила» (1938)
«Василиса Прекрасная»
Потом Роу снял Столярова в роли Ивана, младшего сына, в картине «Василиса Прекрасная». На съёмках этого фильма Столярову очень пригодилась крестьянская закалка и хорошая спортивная подготовка: он ловко управлялся с лошадью и метко стрелял из лука. Иногда, если выдавалась свободная минутка, Столяров брал ружьё, уходил в лес, возвращался с добычей и кормил семью и коллег.
«Василиса Прекрасная» (1939)
«Моряки» (1939)
«Гибель Орла» (1940)
Великая Отечественная
В начале войны Столяров записался в ополчение и даже побывал на передовой, но вскоре его с фронта отозвали, объяснив такой шаг производственной необходимостью, а потом вместе с семьёй и студией «Союздетфильм» эвакуировали в Алма-Ату. По дороге в Казахстан у семьи украли продуктовые карточки. Когда приехали на место, Столяров взял ружьё и отправился в горы. Сутки он выслеживал огромного горного козла. Подстрелить его было лишь половиной дела, причём, меньшей. Главное потом было притащить эту многокилограммовую тушу домой, но Столяров решил обе задачи. Этим мясом семья питалась больше месяца.
«Боевой киносборник «Наши девушки»» (1942)
Т-34
В 1943 году на сцене Алма-атинского драмтеатра Столяров поставил пьесу «Русские люди» Константина Симонова, приехавшего с фронта в отпуск. Постановка имела огромный успех. По инициативе Столярова участники спектакля собрали за месяц больше 13 тыс. рублей и перечислили их на строительство танка с одноимённым пьесе и спектаклю названием. По тому времени это составляло меньше 10% себестоимости Т-34, но сам поступок, когда у людей буквально каждая копейка была на счету, вызывает уважение и восхищение. Когда об этом узнал Сталин, он прислал Столярову телеграмму со словами благодарности.
«Кащей Бессмертный»
Самый громкий успех пришёлся на долю двух сказок, в которых участвовал Столяров: снятой в 1944 году Александром Роу «Кащей Бессмертный», и поставленной через девять лет Александром Птушко «Садко». В обеих картинах Столяров играл главные роли. В «Кащее» он был богатырём Никитой Кожемякой, освобождавшим из кощеева плена красавицу Марью Маревну, девицу не робкого десятка и сил не дюжинных, которая по русской легенде сама заковала Кощея в цепи. Никита попутно сравнял с землёй всё царство-государство Кощея. (Здесь, во избежание кривотолков и упрёков в неграмотности, я должен сделать уточнение. По существующим в те времена, когда вышла картина Роу правилам, имя бессмертного упыря писалось через «а», и именно так указано в афише: «Кащей Бессмертный». Сегодня принято писать: «Кощей»). В 1944-м, когда картина вышла на экраны, советские войска вплотную приблизились к границам Германии, и до логова Кощея–Гитлера было уже не так далеко. Так что, ассоциации просматривались вполне отчётливо, люди это видели и понимали, и где бы не показывали картину, она неизменно вызывала восторг.
«Кащей Бессмертный» (1944)
«Иван Грозный» (1944,1945)
«Далеко от Москвы»
В 1950-м Столяров сыграл начальника строительного участка Александра Рогова в фильме Александра Столпера «Далеко от Москвы». Это был один из немногих фильмов, снятых Столпером не по произведению его друга Симонова. Снимали картину в Хибинах и на Сахалине, так что, поездить и полетать по стране Столярову пришлось вдоволь, но оно того стоило: в 1951 году вместе с ещё семерыми создателями фильма он получил Сталинскую премию I степени и трёхкомнатную квартиру в самом центре Москвы на площади Победы.
«Голубые дороги» (1947)
«Далеко от Москвы» (1950)
«Садко»
Фильм «Садко» покорил не только советских, но и заморских зрителей: он номинировался на «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции, но получил «Серебряного льва», зато Столяров попал в список лучших актёров по всему миру за 50 лет истории кино. «Садко» купили многие страны, в том числе, и США. В 1962 году будущий великий режиссёр Фрэнсис Форд Коппола адаптировал «Садко» для американского зрителя. Талантливый продюсер, но очень слабый режиссёр, король фильмов класса «Б» Роджер Корман оригинальную советскую ленту основательно порезал, переозвучил, перемонтировал, переименовал всех героев, и выпустил на американские экраны под названием «Волшебное путешествие Синдбада», а Столяров в титрах значился, как Эдвард Столар. Страшно даже представить, что бы сделал Корман с «Садко», будь в то время компьютерная графика.
«Садко» (1952)
«Старинный водевиль»
Потом была ещё одна полусказка: режиссёр Игорь Савченко пригласил Столярова в музыкальный фильм «Старинный водевиль». Согласился Столяров с радостью: он хотел уйти от приевшегося ему образа положительного героя и сказочного богатыря. Денщик Фаддей стал самым любимым персонажем Столярова – это была едва ли не единственная его хара́ктерная роль, где было что играть.
«Старинный водевиль» (1946)
В 50-е годы Столяров снимался мало. Помимо «Садко» он сыграл в двух известных фильмах: «Илья Муромец» Птушко и «Тайна двух океанов» Константина Пипинашвили. В 1957-м Столяров получил звание Заслуженного артиста РСФСР.
«Илья Муромец» (1956)
«Тайна двух океанов» (1955, 1956)
«Лично известен» (1957)
Одной из немногих картин, где Столярову было по-настоящему интересно работать, стала «Повесть о первой любви», снятая Василием Левиным в 1957 году. В фильме Сергей и Кирилл Столяровы играли сына и отца. Картина показала, что актёрские возможности отца и сына Столяровых отечественный кинематограф использовал далеко не в полной мере.
«Повесть о первой любви» (1957)
«Человек меняет кожу» (1959)
«Им было девятнадцать…» (1960)
«Туманность Андромеды»
Последней картиной, где сыграл Сергей Столяров, была фантастическая лента Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды» по одноимённому роману Ивана Ефремова. И до, и во время, и после съёмок Столяров испытывал постоянные неудовлетворённость и дискомфорт. Сыгранный Дар Ветер ему очень не нравился, казался картонным и ходульным, неубедительным и даже антипатичным. Всё это подтвердилось, когда Столяров посмотрел готовую и озвученную ленту. Фильм был и в самом деле слабый, хотя до этого Шерстобитов снял неплохие картины «Юнга со шхуны «Колумб», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Акваланги на дне», но тут чего-то не хватило – возможно, самого Ефремова, которому сценария написать не позволили. Зрители на «Туманность Андромеды» шли не охотно, критики разгромили её в пух и прах: не пощадили ни режиссёра, ни Столярова, ни блистательную Вию Артмане, ни других актёров. Досталось даже Ефремову, который к картине не имел никакого отношения.
«Спроси свое сердце» (1964)
«Год, как жизнь» (1965)
«Они не пройдут» (1965)
«Туманность Андромеды» (1967)
«Когда расходится туман»
Перестав сниматься, Столяров попробовал писать сценарии о Дмитрии Донском, Сергее Радонежском. В 1968-м он закончил сценарий к приключенческой драме «Когда расходится туман», и даже получил разрешение на съёмки, на «Мосфильме» открыли финансирование, и на Байкал для выбора натуры выехал оператор Николай Большаков. Одну из главных ролей в картине должен был играть Кирилл. Казалось, всё складывается хорошо, у Сергея были большие планы, в сентябре 1969-го он получил звание Народного артиста РСФСР, но его свалила болезнь: 9 декабря 1969 года он умер в больнице, не дождавшись, когда режиссёр Юрий Вышинский закончит работу. Ему было всего 58 лет. Картина с участием Кирилла Столярова вышла через год после смерти Сергея Столярова.
автор: Николай Кузнецов