Памяти нашего выдающегося летчика Николая Майданова, погибшего смертью героя при выполнении боевой задачи в Чечне
В конце января 2000 года в Чечне группа из нескольких вертолетов Ми-8, куда входила и машина под командованием Николая Майданова, имела задание выбросить там десант в одну из точек и разведать обстановку. Но когда была осуществлена высадка спецназовцев, оказалось, что там их ждала засада, и начался сразу же мощный обстрел. Глава вертолетного звена Николай Майданов понял, что оставить спецназовцев на земле – значит обречь их на верную смерть. И десантников стали забирать опять на вертолеты. В ходе этой операции вражеский снайпер ухитрился прострелить стекло ведущего вертолета, пуля отскочила от приборной доски в грудь Николая Саиновича. Рана была очень тяжелой, впоследствии смертельной, но Майданов продолжал управлять винтокрылой машиной. При взлете еще одна пуля поразила командира экипажа в шею. Но героический пилот продолжал сам вести вертолет и почти справился с этой задачей. Он скончался прямо во время полета, так как потерял очень много крови. Второй пилот через несколько секунд сам смог посадить самолет.
За это достижение Николай Майданов получил звание Героя России посмертно. У выдающегося военного офицера уже имелось звание Героя СССР (1988), которое он заслужил за подвиги, совершенные в Афганистане.
Николай Саинович Майданов по национальности был казахом и первое имя его было Каиргельды. Вернее, он был метисом (отец – казах, мать – немка), но в возрасте сорока лет принял православие, получив имя Николай. Крестным его стал генерал-майор Анатолий Филипенок. Рожден Майданов был в 1956 году в одном из казахстанских сел в большой семье рабочего.
Перед походом на срочную службу Майданов трудился на заводе, потом на элеваторе. С 1974 по 1976 отслужил на территории Германии. Перейдя в запас, поступил учиться на пилота в Саратове. Получив квалификацию военного летчика, Николаю Майданову довелось нести службу в Одессе, Забайкалье, Туркестане.
Осенью 1984 года получивший к тому времени партбилет Николай Майданов отправился воевать в Афганистан. Первый раз он пробыл там до декабря 1985 года.
Повторно в Афганистан Николай Майданов попал весной 1987 года. Он был уже капитаном, старшим летчиком вертолетной эскадрильи. Он за время службы помог десантироваться более чем двумстам группам разведчиков. Помимо этого в течение пятнадцати месяцев экипаж под командованием Майданова нашел и разгромил 10 караванов с оружием. В июне 1988 года налет Майданова на Ми-8 насчитывал 1100 часов, он осуществил 1250 боевых вылетов. И также имел много еще таких же впечатляющих достижений. Расскажем здесь о нескольких боевых операциях Майданова.
В середине мая вертолеты под командованием Николай Майданова и еще одного офицера должны были высадить группу спецназовцев в одном из афганских ущелий, где был замечен караван. В начале все шло по плану, но затем обнаружилось, что душманов гораздо больше, чем по разведданным. Бой получался совсем не равным, и вертолетчики поняли, что тут такое малое количество десантников неминуемо уничтожат. Однако топлива было мало, и с базы отдали приказ вернуться. Тем не менее вертолетчики решили вопреки приказу спасти все же десантников. Только забрав их, они полетели обратно. Но командир счел, что вертолеты погибли и об этом было сообщено уже наверх. Майданову вменили неподчинение приказу и перестали допускать к вылетам. К счастью, один из вышестоящих начальников смог правильно определить, что Николай поступил по совести. И капитана даже наградили за это орденом.
В начале сентября 1987 года капитан Майданов наткнулся на караван моджахедов – 250 нагруженных оружием животных и толпа душманов. Под мощным обстрелом, воспользовавшись неровностями местности, он высадил спецназовцев, и началась схватка. Затем капитан за пять заходов доставил еще 60 бойцов. Во время этой схватки уничтожили шесть «Стингеров» и много еще душманского оружия.
Также отлично проявил себя Николай и в начале декабря 1987 года, когда ему приказали увезти команды двух сбитых советских вертолетов. Там шла отчаянная схватка. И в этом пожарище войны капитан смог высадить новых бойцов и потом забрать пилотов из сбитых машин и всех спецназовцев.
В другой раз команда Майданова смогла увезти с очень высокой скалы военных из законной армии Афганистана, которых загнали туда душманы и обложили со всех сторон. Для решения этой задачи так облегчили вертолет, что сняли буквально все что возможно, вплоть до дверей.
Капитан Майданов был среди тех вертолетчиков, кто первым начал применять маневр, спасший жизни впоследствии многим советским солдатам. Дела в том, что в разряженном горном воздухе вертолеты Ми-8 взлетали очень плохо, даже если их мало грузили. Тогда Николай, еще совсем молодой пилот, начал разгонять их как самолеты, кидая вертолет со скалы прямо в пропасть. Этот опасный трюк всегда срабатывал – винт начинал вертеться, и вертолет взлетал из-под самого носа моджахедов, которые уже думали, что победили.
О том, каким результативным бойцом был Николай Майданов, говорит уже то, что за его голову мятежники обещали премию размером в миллион афгани. Они писали об этом в листовках и разбрасывали их в городе Газни. Бандиты упорно охотились за капитаном Майдановым. Два раз в его винтокрылую машину попадали из «Стингера». Но Герою СССР все было нипочем.
В 1992 году Николай Майданов с успехом окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. После развала Советского Союза казах Майданов, так как присягу давал в России, решил остаться служить в нашей стране. Служил командиром вертолетного полка под Санкт-Петербургом. Позже боролся с террористами на территории Дагестана, высаживал там спецназовцев.
В 1999-2000 годах полковник Николай Майданов воевал в Чеченской Республике и погиб за штурвалом вертолета, выполняя свой воинский долг. Упокоен в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Серафимовского кладбища.