Русский воздушный богатырь

Однако с появлением синхронных пулеметов, стрелявших через плоскость винта, немцам теперь не надо было подставлять свой борт под пулемёты «Муромца». Им было теперь достаточно зайти на самолёт сзади с пикирования или подкрасться на фоне земли и атаковать снизу в самое уязвимое место. В ответ на это Сикорский предложил установить хвостовую огневую точку. По сути, он превратил самолёт в «летающую крепость», способную вести обстрел со всех сторон.

Для защиты бомбардировщиков от вражеских истребителей по приказу начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерала М.В. Алексеева в штат эскадры ещё в ноябре 1915 г. должны были входить лёгкие самолёты. Однако своевременное их поступление всё время задерживалось из-за препон, чинимых великим князем Александром Михайловичем. Кроме того, пилотов лёгкой и тяжёлой авиации предстояло ещё обучать взаимодействию друг с другом.

Единственный сбитый немецкими истребителями в годы Первой мировой «муромец» поручика Д.Д. Макшеева погиб в неравном одиночном бою с немецкими истребителями.

Командир оторвался от двух кораблей своего боевого отряда. Ещё 3 самолета за годы войны были сбиты зенитным огнём или получили такие повреждения, что не подлежали восстановлению. Сами «муромцы» уничтожили 12 вражеских машин — поистине уникальное соотношение потерь в дуэлях между истребителями и бомбардировщиками. Гораздо больше кораблей (13) было потеряно в результате технических неисправностей и ошибок пилотов. Несколько кораблей были уничтожены или сильно повреждены в результате вражеских бомбардировок.

После гибели первого «муромца» в эскадре были запрещены одиночные полёты бомбардировщиков, эффективность их применения начала падать. Постепенно они начали проигрывать в скорости и манёвренности вражеским истребителям. Практика же сопровождения бомбардировщиков своими истребителями ещё только зарождалась. Несмотря на упорный труд Игоря Ивановича Сикорского по созданию новых, более современных модификаций «Ильи Муромца», лучше вооружённых и более скоростных, кардинально проблему устаревания мог решить только новый мощный и надёжный отечественный авиадвигатель. Таковой в России создать и внедрить в промышленное производство до конца войны не успели.

Тем не менее, за годы войны «муромцы» успели совершить около 400 боевых вылетов и сбросить 60 тонн бомб. Всего было произведено 93 самолёта, 70 из них — отправлены на фронт. Немного по меркам Первой мировой, хотя справедливости ради стоит сказать, что и союзники, и немцы сумели создать и запустить в массовое производство сравнимые с «муромцами» тяжёлые бомбардировщики только в самом конце войны. И натолкнули их на эту мысль именно «воздушные богатыри» Сикорского.

Сам Игорь Иванович Сикорский, кстати говоря, прекрасно понимал недостатки своего детища и надеялся в 1917 г. разработать новый, более скоростной тип тяжёлого бомбардировщика для полётов на высоте значительно выше 3 км. Союзники обещали поставлять новые надёжные и мощные двигатели, да и отечественные разработки были близки к успеху.

Но Россия скатилась в смуту… Подавляющая часть самолётов эскадры была сожжена при угрозе захвата их немцами. Летный и наземный состав разбрелся по воюющим армиям.

Михаил Владимирович Шидловский ещё в апреле 1917 г. был отправлен в отставку, а в августе 1918 г. красногвардейцы расстреляли отставного генерал-майора вместе с 18-летним сыном при попытке перейти границу с Финляндией.

Под угрозой расстрела Игорь Иванович Сикорский эмигрировал в феврале 1918 г. во Францию, а затем в Соединённые Штаты. Талантливому конструктору не составило труда получить заграничный паспорт. Однако и там его услуги после окончания войны оказались никому не нужны. Звезда Сикорского временно закатилась, чтобы спустя годы прозябания и в то же время упорного труда вновь взойти на мировой уровень на поприще разработки гидросамолётов и главного изобретения — вертолёта.

Оставшиеся единицы «русских богатырей» исчерпали свой ресурс уже к началу 1920-х гг. на первых в Советском Союзе почтово-пассажирских перевозках. До наших дней ни одного «Ильи Муромца» не сохранилось.

Советский Союз всё-таки отдал должное памяти конструктора, создавшего первый в мире и в России тяжёлый бомбардировщик. В музее ВВС в Монино посетители могут посмотреть макет «Ильи Муромца» в натуральную величину. Изначально он был создан для съёмок кинофильма «Поэма о крыльях» 1979 г., посвящённого двум великим русским конструкторам — Андрею Николаевичу Туполеву и Игорю Ивановичу Сикорскому.

автор:Евгений Пронин

источник: www.stoletie.ru

AesliB