Русский воздушный богатырь

История разработки «Ильи Муромца» началась в апреле 1912 г., когда председатель Совета акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода Михаил Владимирович Шидловский пригласил на должность главного конструктора авиационного отдела 22-летнего И.И. Сикорского, уже получившего известность авиаинженера и изобретателя.

Наладив всего за несколько лет (с 1908 г.) серийный выпуск первых отечественных автомобилей, Михаил Владимирович задумался о расширении производства и в другие машиностроительные отрасли. Наиболее перспективным ему казалось самолетостроение. Однако первые попытки Шидловского оказались неудачными. Два произведенных по французскому образцу «Соммера» весной-летом 1911 г. разбились на испытаниях. Завод прекратил постройку аэропланов: надо было искать новые модели, а ещё лучше — авиаконструктора. Тем более, М.В. Шидловский понимал, что отечественная промышленность тогда сможет выйти на передовой уровень, когда освободится от патентной зависимости и возьмёт инициативу по разработке аэропланов в свои руки. Копирование иностранных самолётов означало постоянное отставание.

Русский воздушный богатырь

Шидловский долго выбирал человека, который мог бы возглавить новое дело. Наконец ему сообщили, что в Киеве живёт Игорь Сикорский, который ездил во Францию учиться, сам разработал, построил и испытал аэроплан. Так выбор пал на Сикорского.

С осени 1912 г. с одобрения Шидловского главный конструктор приступил к разработке и постройке воздушного многомоторного гиганта. Предполагалось, что самолёт можно будет использовать для срочного пассажирского и грузового сообщения, и даже в качестве разведывательного корабля для освоения огромных пространств Сибири.

Ранней весной 1913 г. из ангара выкатили первый в мире тяжёлый двухмоторный самолёт «Гранд». Вес корабля превышал 3 тонны, размах крыльев составлял 27 м, длина — 20 м, площадь крыльев — 120 м2. Испытания самолёта прошли успешно. Единственное, что не понравилось Шидловскому, — так это иностранное название: было решено переименовать корабль в «Русский витязь».

Успех Сикорского не остался не замеченным официальными властями.

Самолет осмотрел император Николай II, Государственная дума наградила конструктора за изобретение премией в 75 тысяч рублей, военное ведомство — орденом Святого Владимира 4-й степени. Более того, заказало 10 кораблей, рассчитывая использовать их в качестве разведчиков и бомбардировщиков.

В конце сентября «Русский витязь» поразила нелепая катастрофа. Одно из крыльев было сломано … упавшим с неба мотором! Как выяснилось, этот мотор отвалился у аэроплана «Меллер», на котором шёл на посадку известный пилот Габер-Влынский. Потеряв мотор, пилот не растерялся, и благополучно сел на аэродром.

Корабль не стали ремонтировать: Сикорский изучил его положительные и отрицательные свойства и решил строить новый воздушный гигант. В конце осени он был готов. Новому кораблю дали название «Илья Муромец» — в честь легендарного русского богатыря.

Характеристики «русского богатыря» для 1913 г. и впрямь были потрясающими: длина корпуса до 19 м, размах крыльев до 30 м, площадь крыльев (на разных модификациях) от 125 до 200 м2. Масса пустого самолёта превышала 3 тонны, продолжительность полёта загруженного самолёта составляла до 4-5 часов (пустого — до 10 часов). При этом ввиду отсутствия в России надежных мощных двигателей у самолёта была достаточно неплохая скорость (от 100 до 130 км/ч) и скороподъёмность (набор высоты 2 км за полчаса). Потолок боевого применения составлял от 2000 до 3000 м (на разных модификациях), что вполне отвечало современным представлениям о необходимой высоте бомбардировщика.

Сначала самолёт предполагалось вооружить 37-мм пушкой, однако затем от этого отказались и придали ему 2 пулемёта. В ходе войны количество пулеметов увеличили до 6-8. Бомбовая нагрузка «Ильи Муромца» составляла от 300 до 500 кг осколочных, фугасных и зажигательных бомб.

Русский воздушный богатырь

От «Русского витязя» в новом гиганте Сикорского остались только общая схема самолета и его коробка крыльев с установленными на нижнем крыле в ряд четырьмя двигателями. Фюзеляж же был принципиально новым.

Уже зимой 1913 г. первого «Илью Муромца» испытывали под Петербургом. В ходе демонстрационного полёта в феврале на борт самолёта впервые в мировой истории одновременно поднялись в воздух 16 человек и аэродромный пёс с нелестной кличкой Шкалик. Общий вес пассажиров составил 1290 кг. Пилотировал самолёт сам главный конструктор.

Однако в военном ведомстве испытывали сомнение в целесообразности принятия на вооружение нового самолёта. Чтобы окончательно убедить генералов в его надежности, Сикорский задумал провести длительный показательный перелёт из Петербурга в Киев и обратно. Перелёт состоялся в конце июня 1914 г. и завершился триумфом молодого авиаконструктора. Кстати говоря, в честь перелёта головной корабль эскадры «муромцев» впоследствии стал неизменно называться «Киевским».

От армейской авиации к стратегической

Новость об убийстве эрцгерцога Франца-Фердинанда Сикорский узнал уже в Киеве. Спустя месяц началась Первая мировая война… В первые же её дни приказом по Военному ведомству были учреждены 10 боевых отрядов аэропланов «Илья Муромец». Каждый отряд состоял из собственно тяжелого бомбардировщика и 2-3 легких самолётов и подчинялся генерал-инспектору авиации великому князю Александру Михайловичу. Отряды «муромцев» было решено придавать штабам фронтов или армий.

К ноябрю 1914 г. применение двух машин показало, что без централизованного руководства и постоянной технической помощи они не приспособлены для боевых действий и довольно быстро выходят из строя.

Великий князь Александр Михайлович, в принципе считавший тяжёлые бомбардировщики неэффективным изобретением с самого начала их появления, засыпал Ставку Верховного Главнокомандующего рапортами о непригодности «муромцев» для боевой работы.

Телеграммы генерал-инспектора авиации возымели действие: старый заказ для «Руссо-Балта» на 10 новых машин и новый октябрьский (на 32 машины) были остановлены.

В ответ М.В. Шидловский в середине ноября приехал в Ставку в Барановичи для личного доклада Верховному Главнокомандующему по вопросу использования «муромцев». Шидловский доказал, что причина их неэффективности заключается в неправильной организации. Единственной мерой, способной вывести дело из создавшегося тупика, Михаил Владимирович считал учреждение эскадры наподобие эскадры морских кораблей.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB