Роковой выстрел актера Юматова

Он наставил ружье на своего обидчика. И – выстрелил. По-настоящему. В фильмах такие выстрелы дублируют каскадеры. А в жизни было все по-другому. Выстрел сделал знаменитый актер Георгий Юматов.

Он родился в Москве, в большой дружной семье, которая снимала до революции целую квартиру, а после революции квартира стала коммунальной. Юматов был третьим ребенком в семье. Брат Костя и сестра Таня были намного старше. Мама актера Татьяна Георгиевна смогла сфотографироваться в тот момент, когда носила под сердцем третьего ребенка.

Георгий был подвижным ребенком, он занимался боксом, катался на коньках, играл в футбол. В школе он учился очень хорошо. И толчком к повышению школьной успеваемости стала поездка в Севастополь. Математика стала его любимым предметом.

Три раза погибал на войне

Когда он был подростком, то поступил в военно-морскую школу и в 15 лет добровольно отправился на фронт потому, что началась Великая Отечественная война. Георгий мечтал отомстить за ранение своего брата Константина и всей душой рвался на передовую. Его определили служить Родине на торпедный катер «Отважный». После небольшого курса молодого бойца от пожилого офицера, Георгия допустили к походам. Опытные матросы старались беречь юнгу. Его работа на катере, входивший в Керченскую бригаду бронекатеров, была очень опасной. Он стал сигнальщиком. Несколько раз попадал под обстрелы.

Роковой выстрел актера Юматова

Однажды катер оказался в зоне поражающего огня противника и затонул. Товарищи Георгия практически все погибли. Он выжил. Его отправили воевать на другой катер, и снова он был подбит. И так – три раза. Георгий чудом выживал в ледяной воде. Катера ходили по опасному фарватеру в районе городов Ейска-Керчь и в любой момент могли попасть на немецкие мины. С каждым днем Георгий или как называли его боевые товарищи Жора, становился опытным моряком. Его назначили рулевым на катер. В военно-морском флоте такие катера считались смертниками, их больше всего подбивали в годы войны.

Роковой выстрел актера Юматова

Но Георгию несказанно повезло. Он остался жив. Правда, несколько раз был ранен, получил контузию, но сумел дойти до Вены и насладиться звуками великой Победы. Он ходил в штыковые атаки, а получив ранение, оставался в части, залечивал на ходу раны. Его тело было посечено мелкими осколками. А душа была также изранена. Он стал взрывным, очень импульсивным. Для актера именно такое состояние психики очень подходяще, а вот для обычной жизни – крайне сложно общаться с таким искалеченным человеком. У него было острое ощущение жизни.

Моряк приглянулся Александрову

После войны Юматов вернулся к себе домой, в Москву. Приятель пригласил его однажды на просмотр трофейного фильма. Он надел свою матроску и прикрепил к ней все ордена и медали. С товарищем они с удовольствием посмотрели военный фильм и спустились в буфет.

Здесь молодой и красивый моряк случайно попался на глаза режиссеру Григорию Александрову, который тоже сидел в буфете вместе с Любовью Орловой. Так Георгий получил эпизодическую роль в своем первом фильме «Весна», где несравненная Любовь Орлова была главной героиней. Съемки в своем первом фильме Георгий запомнил на всю жизнь. Он появился в картине всего лишь на одну секунду. Его фильмография насчитывает 73 произведения киноискусства, в каждом из которых он сыграл блистательно. Характерно. И – незабываемо.

Однажды Юматову погадал его товарищ и сказал, что в первой половине жизни у молодого актера будет все хорошо, что его будут снимать и станет он знаменитым. А вот вторая часть жизни пройдет в забвении. Предсказание это сбылось.

Фата для Музы

Настоящий образ мужчины, верного, чем-то жесткого, надежного снискал ему настоящую славу и обожание со стороны женщин. Но он любил только одну, свою ненаглядную Музу. Именно эта девушка с озорными ямочками и легким поначалу характером приглянулась Георгию. Они поженились. Свадьба проходила с большим размахом. Невеста была в фате – это было непривычно. Потому, что в те годы студенческие браки возникали, но отмечались они очень скромно. А тут – фата.

Роковой выстрел актера Юматова

В знаменитом ресторане присутствовали многие известные люди киноискусства. Все желали молодоженам счастья. Но пожелания эти сбылись лишь наполовину. Георгий обожал свою жену. Он покупал ей все, что той пожелается. В актерской среде говорили, что Юматов все делает по дому сам: стирает, готовит, убирает. А она – нет, не могла она этого делать. Ведь воспитывалась совсем по-другому. В детстве Муза пережила страшную трагедию – у нее на глазах повесился отец. Девочка долгое время молчала. А ее мать и старший брат сделали все, чтобы вывести ее из этого состояния, а потом всю жизнь баловали. Вот и вырастили принцессу.

Роковой выстрел актера Юматова

Но детей у них не было. Хотя он всей душой желал ребенка.

Но его жена Муза все ждала свою главную роль, но никак ее не получала, виня свою актерскую судьбу. Она сыграла отрицательную героиню-предательницу в фильме «Молодая гвардия». С тех пор режиссеры не жаловали молодую актрису.

Звездные фильмы

А вот Георгия Юматова режиссеры заваливали предложениями. Его взлет начался после фильма «Жестокость», где он сыграл следователя, способного ради правды и во имя соблюдения закона идти наперекор своему начальству.

Роковой выстрел актера Юматова

Вскоре всесоюзная слава пришла к нему, когда он сыграл главную роль командира Трофимова в фильме «Офицеры». Хотя актер сомневался в успехе фильма. Жаловался своим знакомым, что на площадке ему приходится много импровизировать и ничего хорошего из фильма не получится. Однако по иронии судьбы, в истории кино, Юматову суждено было остаться человеком особой профессии.

— А что эта за профессия? – спросил он по сценарию фильма «Офицеры».

— Родину защищать, — ответил ему суровый командир.

Роковой выстрел актера Юматова

Этот фильм стал классикой и навеки останется в душе каждого человека, просмотревшего это киноэпопею. Она никого не оставляет равнодушным.

Кровь переливается в жилах

А вот что творилось на душе у актера? Об этом мало кто знал. Отношения его с женой были по-прежнему самыми нежными. Он всячески помогал ей продвинуться в кино. Многие режиссеры, предлагая ему роль, также оставляли эпизодическую роль и для его жены. Она себя считала дарованием и в ней постепенно копилась обида за то, что ее снимают в основном в маленьких ролях. Даже родная племянница Музы Крепкогорской рассказывала, что ее родная тетя ревновала своего мужа к успеху и говорила, что она, выпускница знаменитого курса Герасимова обладает незаурядным талантом.

Роковой выстрел актера Юматова

Но Юматов курса Герасимова не заканчивал только лишь потому, что он, прейдя к великому режиссеру, получил от него ответ: «Ты умеешь все. И мне тебя учить нечему».

Юматов действительно так органично и естественно жил в кадре, что многие актеры признавали, что его невозможно переиграть. Он был самой жизнью. Был самородком, правдивым во всех ролях до самой сути. Он сам говорил, что кровь у него переливается в жилах, когда он играет. И выходит после съемки таким усталым, как после боя, или еще тяжелее.

Юматов спас своих коллег от гибели

Мастерство наездника Юматова также помогло предотвратить беду на съемках фильма «Офицеры». Сцена погони снималась в глубоком ущелье под Ашхабадом. Главные герои скакали на конях друг за другом по обочине опасного ущелья. Впереди – Лановой, посередине – актриса Алла Покровская, сыгравшая Любашу, жену командира Трофимова. И замыкает группу всадников – Георгий.

Вдруг конь актрисы по кличке Адлер перестал слушаться поводьев – он рванул в сторону и перешел на сильный галоп. Актриса ничего не могла сделать. Ее лошадь нагнала коня Василия Ланового и стала заваливаться. Еще мгновение и две лошади вместе с седоками упали бы в ущелье. Георгий всех спас. Он нагнал всадников, схватил удила и выровнял бег лошадей.

Мало кто знал о том, что Георгий с 1945 по 1947 год профессионально занимался конным спортом на Московском ипподроме у прославленного тренера Елизара Левина. Юматов учился преодолевать препятствия, скакать без седла и стремян. Эти навыки ему потом пригодились в кино. Он даже в фильме «Офицеры» вместо оператора взял кинокамеру и снимал кадры под брюхом скачущего коня.

Вынес актера из огня

Еще один случай произошел в ходе съемок фильма «Герои Шипки», когда была подожжена деревня и актеры должны были скакать сквозь горящие дома. Но видимость была очень плохой. И когда трое всадников выскочили на камеру, оказалось, что их только двое. Третий актер упал где-то в огне. И тогда Георгий незамедлительно вернулся обратно. Оказалось, что лошадь актера, испугавшись огня, сбросила седока. Он оказался окруженный дымом и огнем. Георгий спас актера. И потом они всю жизнь дружили.

Роковой выстрел актера Юматова

Юматов стал звездой в 30 лет и на протяжении двух десятилетий не сходил с экрана. Он воплотил череду героических образов солдат, матросов, шоферов, офицеров, которые получались у актера искренними и разными. Но сколько душевных сил вложил он в каждый персонаж – это под силу оценить только самому актеру, который работал на пределе своих сил. Это со стороны кажется, что все легко и просто. Но за этой кажущейся простотой лежат бессонные ночи, нервные срывы и алкоголизм.

Почему Юматов не снялся в «Белом солнце пустыни»

Георгия не миновала эта беда, который были привержены многие талантливые люди. В актерской среде ходили слухи, что это жена своими многочисленными абортами довела Георгия до первого запоя. Но что на самом деле произошло – то за давностью лет никто рассказать не сможет. Георгий потом неоднократно прикладывался к рюмке и лишал себя возможности сниматься в картинах. Самое горькое разочарование – это провал съемок фильма «Белое солнце пустыни», где Юматов должен был играть главную роль. Но не случилось. Он потом много раз смотрел этот фильм с ненавистью, переживая и обвиняя себя за то, что упустил возможность сыграть в гениальной картине.

А ведь начиналось все просто замечательно. Художественный совет отверг Анатолия Кузнецова, предложенного режиссером Владимиром Мотылем в качестве главного героя, и назначил Георгия Юматова. Но в тот момент, когда прошли все репетиции, и надо было выезжать на натурные съемки в город Лугу, Георгий на сбор не явился. Он спал в гостинице после бурной алкогольной ночи. А режиссер вызвал на съемки актера Анатолия Кузнецова.

Но и без этой роли актеру хватало той невероятной любви зрителей, которая всегда окружала его. Ему многое прощалось. И даже когда он на огромной скорости мчался на своей машине и задел человека, то и этот проступок ему сошел с рук. И даже тогда, когда он лежал в психиатрической лечебнице, стремясь избавиться от алкогольной зависимости, вокруг него образовывалась группа обожателей, создавалась невероятная теплая обстановка, где главным, конечно же, был Жора. Именно так его называли практически все близкие и знакомые ему люди.

Роковой выстрел

Роковая для него история произошла в мае 1994 года. Она очень сильно подорвала его здоровье, и даже врачи не смогут помочь обессиленному от переживаний сердце актера.

Роковой выстрел актера Юматова

Он обожал собак. И они льнули к нему. У Жоры умерла его любимая собака Фрося, и он попросил дворника помочь ему. Они вместе вынесли собаку и закопали ее. Юматов пригласил дворника к себе домой, в дом на улице Черняховского,5. Они выпили бутылку водки. По одной из версий, разговор зашел о Великой Отечественной войне. И тут дворник сказал, что лучше бы русский народ был завоеван немцами. От этих слов Юматов пришел в неистовство. Он – фронтовик, сражался и умирал несколько раз, чтобы слышать такие речи! Завязалась драка. Обидчик метнул в актера нож. А он в ответ выстрелил из ружья.

По другой версии, дворник оскорбил жену актера, Музу и даже пытался ее изнасиловать. И поэтому Юматов, чтобы не ввязывать свою драгоценную жену в темную историю, всю вину взял на себя. Многие актеры потом говорили о том, что Муза тоже обмывала вместе с дворником и Юматовым умершую собаку, что она долгое время не выходила из дома. И редкие знакомые видели на ее лице синяк.

Многое остается неясным до конца в этой истории.

Во время следствия Юматов целиком брал вину на себя. Его обвинили в непредумышленном убийстве и превышении допустимой самообороны. А через два месяца его выпустили по амнистии потому, что страна готовилась ко дню великой Победы, а он был фронтовиком.

Георгий вернулся в ту же самую квартиру, где произошел этот страшный случай. Они стали жить по-прежнему вдвоем со своей женой, но он переживал очень сильно, и на этом фоне у него открылось сильное кровотечение. Врачи поставили диагноз – аневризма брюшной аорты. После операции прожил он совсем немного. Его хоронили друзья.

В памяти людей он навсегда останется великим актером, и даже темная история в конце го жизни не сотрет из памяти его светлый облик.

автор: Полина Ефимова

AesliB