Как, оказывается, легко всего за 30 секунд совершить настоящий подвиг. Ценой своей жизни уберечь от гибели сотни мирных граждан. В начале апреля 1966 года советские пилоты Борис Капустин и Юрий Янов, приняли решение не покидать падающий самолет, а увести его подальше от густонаселенного центра города Берлина. Этот их беспрецедентный поступок на некоторое время сплотил две стороны пропасти под названием «холодная война»…
После окончания Великой Отечественной войны Германию разделили на четыре части. Их контролировали СССР, США, Англия и Франция. Так, в городе Финове, невдалеке от немецкой столицы, дислоцировался советский авиационный полк.
6 апреля 1966 капитану Борису Капустину во главе его группы было поручено перегнать два Як-28П в другой населенный пункт, где также располагались советские войска.
Для таких умелых пилотов это было очень легким заданием, из этих самолетов состояла вся часть, путь из одного города в другой занимал около 30 минут, а сами летчики были очень опытными, летали в любых погодных условиях.
Плохие погодные условия мешали вылету, начиная с утра. Пилоты были готовы вылететь в любой момент. И наконец, в половину четвертого дня два новых самолета смогли взлететь. В первой машине – командир группы Борис Капустин со штурманом Яновым, за ними – пилот Подберезкин и штурман Лобарев. Поднявшись на нужную высоту, пилоты легли на курс и проследовали в означенный аэродром.
Як-28
Спустя некоторое количество минут самолет стал быстро замедляться. Капустин приказал Подберезкину опередить переднюю машину и следовать согласно утвержденному маршруту. Самолеты поменялись в воздухе местами.
Расстояние между Яками росло, пилоты безуспешно пытались связаться с командиром группы…
Машина под управлением Капустина неминуемо снижалась. Пилоты догадались, что оба двигателя вышли из строя. Позже специальная комиссия выяснит, что причиной стал производственный брак.
То поднимая, то опуская самолет, Борис Капустин пытался привести самолет в нормальное состояние. Но Як все равно падал.
Облака остались наверху, и пилоты увидели, что их самолет падает на Берлин. Тяжелый самолет, до отказа заправленный горючим, сейчас рухнет прямо посреди толпы…
Молниеносно оценив ситуацию, пилоты повели злополучный ЯК за пределы города. Управление давалось очень тяжело, самолет быстро снижался.
Вылетев с огромным трудом за пределы города, пилоты надеялись посадить самолет на воду озера, но тут показалась дамба. Перелетев через нее, Як упал на землю. С момента вылета прошло меньше 20 минут, а с начала аварии — около 30 секунд.
Обломки Як-28
Пилоты имели возможность спасти свои жизни – командование позволило им катапультироваться. Но тогда погибли бы десятки людей… Осталась лишь запись, где слышно, что Капустин приказывал штурману Янову катапультироваться, но тот отказался.
У этих советских пилотов были свои жены и дети, но тогда, в этот критический момент, они подумали в первую очередь и многих чужих для них семьях.
Другого варианта поведения для них не существовало, ведь офицеры должны защищать мирных граждан.
Известие о советских пилотах, сохранивших жизни десяткам берлинцев, появилось в передовицах всех немецких газет. Об этом героическом поступке вещали по телевизору и по радио.
А пока суд да дело, советские солдаты искали останки самолета и героических пилотов. Через два дня тела Капустина и Янова обнаружили англичане, самолет упал на их территории.
Подъем обломков Як-28 британской военной полицией
Тогда же, 8 апреля, на траурной церемонии прах пилотов-героев отдали военным из СССР. Британские войска провели торжественное прощание, от всех немецких населенных пунктов прибыли специальные делегации.
В почетный караул вошли и советские военные, и шотландские, и бойцы из ГДР. В период «холодной войны» они смогли сплотиться, чтобы почтить память советских летчиков..
Советские авторы Роберт Рождественский и Оскар Фельцман посвятили их подвигу песню «Огромное небо», известную на всей планете. В 1966 году через месяц после героической гибели, Бориса Капустина и Юрия Янова удостоили орденов Красного Знамени.