Первая и последняя ошибка летчика-аса

У Александра Ивановича Покрышкина много наград, регалий, не обошли его и высокие должности. Но самой большой наградой, он считал то, что судьба подарила ему любовь к небу, без...

У Александра Ивановича Покрышкина много наград, регалий, не обошли его и высокие должности. Но самой большой наградой, он считал то, что судьба подарила ему любовь к небу, без которого Александр Иванович не мыслил своей жизни и которому он посвятил всю свою долгую жизнь, и которое он беззаветно защищал от врагов долгие четыре года войны.

Первая и последняя ошибка летчика-аса

Ново-Николаевск – небольшой городок в Томской губернии. Обычные ребячьи игры в просторных дворах. Но вот что-то стрекочет высоко в небе – в нем плавно проплывает невиданная машина – самолет. 12-летний Саша с затаенной грустью провожает взглядом загадочный летательный аппарат. Их пока не много – год-то 1925. Но жизнь не стоит на месте – авиация развивается, совершенствуется, мужает. Саша понимает – самые современные скоростные самолеты идут в армию. В 1932 г. Александр Покрышкин добровольно вступает в ряды Красной армии. Его подкупает ленинский призыв «учиться военному делу настоящим образом». И он ретиво, добросовестно «грызет гранит» авиационных наук. Заканчивает Авиашколу в Перми. Не делая перерыва, уже в Ленинграде, зачисляется на Курсы усовершенствования тех. состава ВВС. Зиму 1934 г. А.Покрышкин встретил на аэродроме Краснодаре техником авиации 74-ой стрелковой дивизии. Служба была по душе и пытливый ум новоиспеченному авиатехнику не давал покоя. Покрышкин предложил несколько достаточно эффективных рационализаторских предложении по усовершенствованию систем вооружения самолетов. И они были приняты. Работать на земле, конечно же, было спокойно. Покой Александру даже не снится – небо как вселенский магнит притягивает к себе и бороться с этим никак невозможно. Он добивается направления на учебу в Качинскую военную авиашколу. Обучение заканчивает осенью 1939 г.

Первая и последняя ошибка летчика-аса

Войну зам.командира эскадрильи, ст. лей-т А.Покрышкин встречает 22 июня 1941 г. на Южном фронте. Их авиабаза – близка к гос.границе и интенсивно подвергалась бомбардировкам. В то же время состоялся и 1-ый воздушный бой Александра, к сожалению, тяжкий по последствиям. Летчик по ошибке расстрелял свой советский бомбардировщик. Пилот – остался жить, штурман – погиб. Это была первая и последняя ошибка будущего советского летчика-аса.

Через 4 дня он сбил свой первый «Мессер». Через неделю – еще один. Но за линией фронта был подбит немецкими зенитками. Приземлился на парашюте. 4 дня и ночи двигался к своим.

Первая и последняя ошибка летчика-аса

Наблюдая за воздушными боями своих боевых товарищей, анализируя их и свои, приходит к выводу, что советская тактика боя устарела и предлагает новаторские методы, учитывающие специфику оборонительных операций первых месяцев войны.

А.Покрышкин инициативен, дерзок, беспощаден к врагу. Он в небе оборонительных операции в Молдавии, Тирасполь-Мелитополе, Донбассе, Ростове и Ростов. наступательной операции.

Зима 1941 г. на земле – грязище, с неба – сильный дождь. Советская разведка потеряла дислокацию танковых подразделений фон Клейста под г.Шахты. Задание командования – танки найти во чтобы-то не стало. Две машины не смогли взлететь. С большим трудом удалось – только Покрышкину. Взлетел. Несмотря на ужасную погоду, плохую видимость, что топливо на пределе, нашел танки. Тогда за проявленную отвагу и оперативность Александра наградили орденом Ленина.

На счету Покрышкина к ноябрю 1941 г. 190 боевых вылетов б/в, большинство из них – атаки на наземные войска вермахта. Сбито 2 самолета, плюс один – в группе.

С середины лета 1942 г. Александр уже в качестве комэска воюет на Северо-Кавказском фронте. Полк переименовывается в 16-ый гвардейский истребительный авиаполк. У него не получаются отношения с ком.полка Н.Исаевым. Тому очень не нравятся неоднократные критические замечания комэска по поводу неэффективной тактики воздушных боев (в/б). Вдобавок ко всему в летной столовой произошел конфликт Покрышкина с летчиками другого полка. Исаеву это было как раз и надо. Александра сняли с должности, исключили из ВКБ (б). Ком.полка «слепил» дело и направил в военный трибунал. Благодаря поддержке комиссара полка и вышестоящего командования, высоко ценивших героизм Покрышкина, делу не дали хода и в полном объеме восстановили в правах.

Справедливое решение конфликта воодушивили А.Покрышкина. Несмотря ни на что, он и его боевые товарищи по-прежнему применяли испытанные и отлично зарекомендовавшие себя тактические приемы, на этот раз уже в воздушных боях на Кубани. Хваленная немецкая авиация несла большие потери. Один из тактических приемов Покрышкина – это дерзко прорваться к ведущему и уничтожить его. Это деморализовало подчиненных, они теряли боеспособность, снижался уровень агрессивности, они вынужденно покидали боевые порядки. Только за апрель 1943 г. Покрышкин уничтожает 10 самолетов. В это же время он получает первую Звезду Героя.

В воздушных баталиях в небе Кубани Александр лично сбивает 22 самолета. Распространяется его боевой опыт. Растет количество его последователей. Его ученики становятся настоящими профессионалами. Имя Александра Покрышкина гремит по всем фронтам. В конце лета 1943 г.Александр награждается 2-ой Звездой Героя. Назначается на должность зам.ком.полка.

В феврале 1944 г.Александру предлагают перевод в Главный штаб ВВС РККА. Но кабинетная работа не для него. Он остается в своем летном коллективе и вскоре назначается командиром. Летать приходится меньше – ведь нужно решать внутриполковые дела, управлять его боевыми действиями. Летом 1944 г. А.Покрышкин получает звание полковника и вступает в командование 9-ой авиадивизией.

19 августа 1944 г. у А.Покрышкина 550 б/ в, 53 победы. Его грудь украшает 3-я Звезда Героя. Он – первый Трижды Герой СССР.

Как знаменосец 1-го Украинского фронта участвовал в параде Победы 1945 г.

Первая и последняя ошибка летчика-аса

В мирное время, как в молодости, снова учебные аудитории, учебники, экзамены. Академии – это серьезно. Командование бросает Александра Ивановича на самые важные участки служебной деятельности в военной авиации. С лета1968 г. — зам. Главнокомандующего Войсками ПВО СССР.С начала 1972 г. — председатель ЦК ДОСААФ. С ноября 1981 г. — инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Мин.обороны СССР.

Александр Иванович Покрышкин выполнил самую главную свою миссию на земле и на небе –он в числе многих стал Победителем в Великой Отечественной войне и принес на крыльях своего самолета нам всем чистое и мирное небо.

автор: Борис Ляшко

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector