Обнимая небо…

Герой Советского Союза Григорий Яковлевич Бахчиванджи – известный советский летчик-испытатель, гордость военного воздушного флота СССР. Он хорошо известен тем, что был первым летчиком-испытателем первого ракетного (реактивного) истребителя БИ на котором был установлен жидкостно-ракетный двигатель (ЖРД). Испытания нового типа самолетов никогда не бывают легкими. Так было и с этим самолетом. Но таков закон жизни-техника, тем более военная, не стояла на месте – она развивалась, совершенствовалась, покоряя новые высоты…

Обнимая небо...

…Родился Гриша в 1909 г. в одной из станиц Кубанской области Краснодарского края. Его отец трудился механиком на флоте и был очень привязан к технике. Это неравнодушие к технике не могло не перейти к Григорию. Семья в поисках лучшей доли периодически переезжает с места на место – г.Ейск, г.Жданов (ныне Мариуполь), село Троицкое, г.Приморско-Ахтарск…

В 1925 г. Григорий заканчивает начальную школу и идет работать помощником машиниста паровоза на ст.Ахтари, также работал слесарем на металлургическом заводе.

В 1931 г. Григорию приходит повестка в военкомат, и он отправляется в Украинский военный округ служить родине пехотинцем. Но новобранца неумолимо тянет небо. Для начала в Оренбурге заканчивает Военную школу авиатехников по специальности техник по вооружению. Техник все-таки работает на земле. Там же Григорий поступает в Военную авиационную школу летчиков, которую успешно заканчивает в 1934 г. Летчик Бахчиванджи отлично владеет техникой пилотирования, прекрасно знает устройство самолета, склонен к исследовательской работе, ответственен, добросовестно относится к своим обязанностям. По этим причинам его отправляют служить в НИИ ВВС, где он занимается исследованиями работы двигателей. Через его руки прошли испытания моторов И-16, ЯК-1, МИГ-3 и мн.др.

Пришла война. Над Родиной нависла смертельная опасность. Военный летчик капитан Григорий Бахчиванджи добровольцем идет на фронт. Пилот воюет на Северо-Западном фронте в 402-м ИАП сформированном на базе НИИ ВВС и Наркомата авиапромышленности. Почти весь летный состав – летчики-испытатели. Г.Бахчиванджи совершает 65 боевых вылетов, участвовал в 26 воздушных боях, сбил несколько самолетов противника. В их числе – разведчик-бомбардировщик ДО.215. Почти все выпущенные – 92 шт.-находились на вооружении гитлеровских ВВС. В районе Невеля капитан сбивает пикировщик Ю-88 и корректировщик Hs-126 и др.

Обнимая небо...

В августе 1941 г. командование ВВС принимает решение отозвать с фронта летчиков-испытателей для работы по специализации. Капитан Бахчиванджи снова вернулся в НИИ ВВС, где и начались испытания летательного аппарата БИ. Летчик также испытывал истребители ЯК-1, ЯК-9, МИГ-3 и др. Как-то раз, при испытаниях самолета Р-39 летом 1943 г., сорвался шланг системы охлаждения двигателя. Это могло плохо кончиться и для летчика, и для самолета. Мотор без охлаждения мог заглохнуть. Но летчик не растерялся, действовал смело, решительно и смог безаварийно посадить машину.

Через некоторое время капитана Бахчиванджи назначают ведущим летчиком-испытателем самолета БИ. Это новая страница в сверхзвуковой авиации, это ее будущее. Осенью 1942 г. в НИИ ВВС приходит хорошая новость – за боевые успехи на фронте и за испытания новой авиационной техники капитана Бахчиванджи наградили орденом Ленина.

Обнимая небо...

Как же шли испытания самолета БИ? Сначала начали испытывать двигатель на специальном наземном стенде. 20 февраля 1942 г. случилось неприятное ЧП. При запуске двигателя он взорвался. Испытатели остались живы, но ведущий инженер получил ожоги лица, Бахчиванджи – легкие раны. Могло быть и хуже, но все обошлось. В апреле испытания на стенде завершились и мотор установили на летательном аппарате. Пришло время летных испытаний – сначала выполнялись пробежки и подлеты.

15 мая 1942 г. с аэродрома Кольцово под Свердловском (ныне Екатеринбург) был проведен первый испытательный полет самолета БИ. В основном он прошел успешно. И это была большая победа – начинался век реактивной авиации. В то же время Бахчиванджи в беседе с конструкторами обращал их внимание на то, что периодически самолет вел себя непонятно как на больших скоростях – были трудности с управлением.

Обнимая небо...

27 марта 1943 г. состоялся очередной 7-ой испытательный полет самолета БИ. За – штурвалом Г.Бахчиванджи. Скорость – 800 км/час. Высота – 2000 м. После отключения мотора резко понижается скорость, идет снижение, которое переходит в пикирование. Пилот мог воспользоваться парашютом, но не сделал этого. Григорий до последнего пытался вывести самолет из пикирования, но ему это не удалось. Григорий Бахчиванжди погиб в 34 года. Причины аварии смогли выяснить только через несколько лет. Модель БИ продувалась в новой более эффективной аэродинамической трубе. Выяснилось, что на большой скорости самолет с прямоугольным крылом срывается в пикирование. Тогда технических решений по этому вопросу не было.

Обнимая небо...

В апреле 1973 г. капитану Григорию Бахчиванджи за весомый вклад в дело испытаний реактивной авиационной техники было присвоено звание Героя Советского Союза. В Екатеринбурге Герою установлен памятник. Его именем названы проспекты, улицы, школы. О нем написано несколько книг. Григорий Яковлевич Бахчиванджи сделал все, что мог для развития советской военной авиации, положив свою жизнь на алтарь Отечества.

автор: Борис Ляшко

AesliB