Кто здесь не бывал, кто не рисковал, тот нас, наверно, уже никогда не поймёт…

Сегодня мы хотим поведать вам историю жизни и подвига отважного летчика, Героя России Игоря Будая.

Родился Игорь 7 июля 1963 года в небольшом украинском селе недалеко от города Львова. И уже со школьных лет Будай решил посвятить свою жизнь военной авиации. Как и все остальные парни, в 18 лет Игорь отправился служить в армию. Распределили его в артиллерию, первая воинская специальность его была – наводчик-измеритель.

Кто здесь не бывал, кто не рисковал, тот нас, наверно, уже никогда не поймёт...

Спустя два года Будая по его личной просьбе направили на учебу в авиационное училище в Саратов. Все экзамены парень сдал без труда, и оказался курсантом. Именно в небе над городом Саратовом произошел первый полет нашего Героя.

В 1987 году Игорь Будай, после успешного окончания училища, был распределен в эскадрилью, которая базировалась на границе с Прибалтикой. Он стал штурманом в винтокрылой машине Ми-8. Благодаря прилежной службе и общественной активности Игорь Михайлович получил звание капитана ранее положенного срока, в 1990 году.

Как отражало его начальство в личной характеристике, было заметно невооруженным глазом, что Будаю очень нравится его работа. Он никогда не лез на рожон, но при этом умел проявить своевременную и уместную инициативу и во время учений, и в реальной боевой обстановке.

На пограничной службе в Прибалтике Будай быстро набрался необходимого опыта и отточил свое мастерство. С осени 1992 года до осени 1996-го Игорь нес службу в Северо-Западном округе, на границе. По окончании этого срока был откомандирован в Таджикистан. Тут капитан оказался в первый раз, но довольно быстро смог приспособиться. Служа в Душанбе, Будай неоднократно демонстрировал свои выдающиеся профессиональные навыки и умения, быструю обучаемость и прилежность. Все поставленные перед ним боевые задачи он всегда выполнял с большим успехом.

В тот роковой день, 27 сентября 1996 года, душманы открыли двухсторонний обстрел пограничной заставы вблизи населенного пункта Калай-Хумб. На подмогу взятым в кольцо пограничникам был направлен экипаж Ми-8Т, в составе которого находился и Игорь Будай, выполняя функции штурмана. Командиром экипажа являлся подполковник Ставицкий. Им была поставлена задача по отражению нападения на заставу и снятие с нее блокады.

При том, что на местности стояла очень сильная непогода и велся непрерывный шквальный огонь со стороны душманов, команда Ми-8Т сумела найти место, откуда российскую заставу громили из минометов. Стремясь подлететь поближе, чтобы нанести максимально точный удар, «вертушка» была атакована вражескими гранатометчиками и ей были нанесены существенные повреждения. Сначала вышел из строя правый двигатель, затем на борту боевой машины полыхнуло пламя.

Игорь Будай оказался серьезно ранен, но, несмотря на это, не прекращал стрелять на поражение по противнику, используя для этого пулемет, установленный в грузовом отсеке Ми-8Т. Но через некоторое время отважный штурман, и без того раненый и контуженный при взрыве двигателя «вертушки», получил еще одно ранение, впоследствии оказавшееся смертельным.

Кто здесь не бывал, кто не рисковал, тот нас, наверно, уже никогда не поймёт...

Так, пожертвовав свой жизнью, Игорь Будай в составе своего экипажа помог осуществить боевую задачу и ликвидировать минометные орудия врага, которые не позволяли снять блокаду с потерпевшей пограничной заставы. В ходе боя остальные вертолеты данного звена смогли завершить начатое дело и разгромили все пулеметные расчеты душманов на этой территории.

14 декабря 1996 года Игорь Будай был удостоен высокого звания Героя России. Этим же указом были награждены и еще три члена экипажа, воевавшие в тот день с Будаем – Липовой, Ставицкий и Стовбе.

AesliB