Молоденьких летчиц немцы называли «ночные ведьмы». Их люто ненавидели – за ночь один экипаж совершал по восемь вылетов и наносил огромный урон врагу. Евдокия Никулина, командир эскадрильи получила только один раз тяжелое ранение и погибла в 90-х годах не от рук противника.
История судьбы Героя Советского Союза Евдокия Никулина была типичной для девушки 30-х годов. Из далекой калужской деревни Парфеново, где она родилась 8 ноября 1917 года Евдокия переехала к своему старшему брату в подмосковный городок Подольк.
Она стала учиться в ФЗУ на лаборанта по цементу и вместе со своей подругой записалась в аэроклуб поселка Дубровицы, где находился Знаменский храм, построенный князем Борисом Голицыным. Храм, заложенный Петром Первым – высота более 42-метров — служил ориентиром для юных летчиц. В 1936 году их направили доучиваться в Батайскую Краснознаменную школу гражданского воздушного флота имени Баранова (Ростовская область). Через два года, получив по летному делу «пять» Дина отправилась в Московское управление Гражданского воздушного флота, где ей дали направление в авиационный отряд сельскохозяйственной авиации, дислоцирующийся в Смоленске. Она была уже опытным пилотом, когда началась Великая Отечественная война: по данным летной книжки — более 500 часов налета. В июне 1941 Дину направили в штаб Западного фронта, где она перевозила раненых и донесения командования до тех пор, пока не пришло распоряжение о ее переводе в город Энгельс, там формировался первый полк летчиц.
«Дунькин авиаполк» ВВС РККА
В истории мировой авиации женских авиационных подразделений не существовало. С началом Великой Отечественной войны Марина Раскова стала получать со всей страны письма от девушек, которые занимались в парашютных и авиационных кружках, но их на фронт не брали. Такое большое количество писем натолкнуло Марину Михайловну на мысль о создании женских авиационных подразделений. Она обратилась к наркому авиационной промышленности Алексею Шахурину с просьбой донести ее просьбу до вождя. Сегодня во многих источниках говорится, что Раскова ходила сама на прием к Сталину, но это не так. Раскова ходила на прием к Шахурину в кителе со Звездой Героя Советского Союза, полученной за перелет расстояния 6450 километров «Москва-Дальний Восток», который они совершили в 1938 году на самолете АНТ-37. Самолет был вынужден совершить посадку на болото, а штурман Раскова по приказу своего командира Валентины Гризодубовой выпрыгнула с парашютом и десять суток пробиралась по глухой чаще, имея в своем продовольственном запасе только две плитки шоколада. Такая женщина пользовалась авторитетом и к ее мнению прислушались.
Конечно, женщинам предоставляли лишь по отдельности летать в составе мужских подразделений, но Раскова мечтала создать женское подразделение. Мечта ее осуществилась. 8 октября 1941 года появился приказ наркома обороны № 0099 о создании трех отдельных женских полков. За два месяца, к 1 декабря 1941 года эти полки должны быть сформированы. Последующий за этим мощный призыв ЦК ВЛКСМ о наборе девушек-добровольцев в армию, стал большой подмогой в наборе девушек.
— Рано утром 16 октября 1941 года в огромных сапогах 40-43 размера, в мешковатых шинелях, с рюкзаками несколько сот девушек пошли грузиться в эшелоны, следующие из Подмосковья в город Энгельс, в военную авиационную школу пилотов. Это отправилась первая группа, имеющая кодовое название «авиагруппа 122». Учились они по 11 часов в день, включая физическую и строевую подготовку, — рассказал писатель Анатолий Пляц на лекции перед студентами, где мне посчастливилось побывать в 2014 году. Пляц — сын Героя Советского союза, летчицы, гвардии лейтенанта Раисы Ароновой, которая воевала в полку «ночных ведьм».
Обучались легко: многие уже летали, были студентками мехмата МГУ, физического факультета. В феврале командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, опытная летчица, награжденная до войны орденом «Знак почета» за свою отличную десятилетнюю летную работу, комиссаром – Евдокия Рачкевич, имеющая довоенный опыт пилотирования, а начальником штаба стала студента Ирина Ракобольская, которая училась в МГУ на физфаке.
Мужчины, проходившие обучение в Энгельсской школе пилотов с сожалением смотрели на девушек и в глаза им говорили, что они – смертницы. Первая потеря случилась в ночь на 8 марта: два экипажа разбились в пургу. Выяснилось, что не хватает опыта вождения самолетами вслепую, обучение пришлось продолжить. Накрывали кабину пилота простыней и летали «вслепую».
Экипажи уходят на фронт
Из этого набора были сформированы три женских авиационных полка. Первым вылетел истребительный 586-ой полк на противоздушную оборону Саратова, где было много промышленных объектов государственной важности, в том числе и завод по производству самолетов Як-1, на котором летали девушки.
Вторым на фронт вылетел 23 мая 1942 года ночной бомбардировочный 588-ой полк под руководством капитана Евдокии Бершанской. Евдокия Никулина были вместе с ними. Две эскадрильи вылетели на аэродром Морозовск (Ростовская область), который находился уже в радиусе действия самолетов противника. Чтобы прикрыть девушек, на всякий случай, подняли в воздух пару истребителей, которые прикрывали их при подходе к аэродрому. Парни-летчики решили пошутить и сделали заход со стороны солнца – девушки растерялись, нарушили строй, но потом, увидев на фюзеляже истребителей красные звезды, успокоились. Но это стало предметом шуток со стороны мужчин еще долгое время.
После прибытия на доклад командующему 4-ой воздушной армией генералу Константину Вершинину отправились три человека: Раскова, Бершанская и Ракобольская. Вершинин обрадовался такому пополнению: к тому моменту у него было только 100 самолетов против 1000 самолетов 27-ой немецкой эскадры, которая прикрывала группу армий «Б» на близлежащих аэродромах Миллерово-Уразово. Затем к люфтваффе присоединились самолеты из эскадры «Гинденбург». И вся эта адская карусель из бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей типа «Фуке-Вульф» FW. 58 или FW.187 обрушивала тонны смертоносного груза на отступающие к Сталинграду части 62-ой армии. Любой подмоге были рады. А тут прибыло 115 летчиц и штурманов и 20 По-2. Потом численность машин увеличили до 45, а в победном мае 1945 года в небо поднималось 35 самолетов.
Генерал начал расспрашивать их, что они умеют, что не умеют и позвонил командиру авиадивизии, куда планировал направить первый женский полк. Но к удивлению командующего командир 218-ой бомбардировочной авиадивизии полковник Попов буквально взмолил: «За что мне такое наказание?». Но приказ командующего охладил командира дивизии, и он принял в свои ряды женское пополнение.
Снова началась учеба. Летчицам давали задание на ночную бомбежку объектов, не имеющих серьезного зенитного прикрытия. Девушек берегли. Но они начали возмущаться и требовали реальных боевых заданий. Три экипажа вылетели, наконец, на первое боевое задание. Два – вернулись, третий – нет. Евдокия Никулина вместе с другими девчатами долго смотрела в небо, прислушиваясь к звукам, но По-2 не вернулся. Погибшие командир эскадрильи Любовь Ольховская и штурман Вера Тарасова долгое время считались без вести пропавшие. И только после войны около поселка Красный Луч была найдена их могила. Вместо погибшей Ольховской, командиром женской эскадрильи была назначена Евдокия Никулина. Свой первый боевой вылет Евдокия Никулина сделала 27 мая 1942 года.
Мужчины-летчики в шутку назвали их «Дунькин полк», но потом это прозвище было совсем забыто: летчицы воевали наравне с мужчинами и подвигами их гордились во всей 4-ой армии военно-воздушных сил. 3 сентября 1943 года согласно Приказа НКО СССР № 265 полк был переименован за свои подвиги в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк.
«Швейная машинка» ПО-2
Против немецких стальных самолетов биплан с открытыми двумя кабинами для летчика и штурмана, без бронеспинок и радиосвязи, со скоростью 120 километров час, был практически беззащитен. Обшивка самолета была из перкалия — это пропитанный специальным лаком холст получил прозвище авиационная «детская пеленка».
Слабый мотор издавал характерное тарахтение, заслышав которое немцы убегали в укрытие. Они знали, что это подлетела швейная машинка (Nahmaschinen – нем.). Еще немцы стали называть их «ночные ведьмы» (точнее – колдуньи).
При отсутствии бомбового отсека, бомбы подвешивались под плоскостью самолета и в момент метания иногда не отрывались. Это произошло, когда в одном из полетов Никулина и ее штурман Руднева поняли, что бомба не может оторваться – заел механизм. Они отлично представляли, что бомба может в любой момент взорваться при приземлении. Руднева вытащила сигнальный пистолет – дала красную ракету об опасности. Они благополучно приземлились, но потом искали всю ночь неразорвавшуюся бомбу, и нашли ее на дне колодца. Девчатам сильно повезло, что бомба неожиданно отсоединилась и упала в безопасное место.
Общеизвестный факт: до 1944 года военные летчицы отказывались брать с собой парашюты потому, что они мешали размещать бомбы. На борт прикрепляли 150-200 килограммов бомбового груза. А штурман еще на колени набирала САБ и прыгающие бомбы-лягушки, которые взрывались от удара о землю.
Положительные качества маленького самолета – он мог взлетать с самых маленьких площадок, был неприхотлив в эксплуатации, в штопор он никогда не попадал, летал очень низко, едва не задевая верхушки деревьев. Это было спасением от атак со стороны вражеских самолетов и зениток. Немецкие летчики в своих воспоминаниях писали, что с маленьким По-2 было крайне сложно воевать истребителю Bf-110, скорость которого достигал более 500 км/час по данным Научно-исследовательского института ВВС РККА (издание «Немецкие самолеты. 1944 год).
Небольшая скорость, малая высота полета советского самолета были практически недостижимы для немецких бортовых радаров: чтобы поймать советский самолет, нужно было снижать газ, шасси выпустить и скорость ночного истребителя приблизить к 200 км/час. Поэтому особой гордостью для немцев был счет за сбитые По-2: летчик Йозеф Коциок — погиб в 1943 году — всегда хвастался перед товарищами, что ему удалось за одну ночь сбить три По-2 в отличие от своих коллег, которые не смогли побить этот рекорд.
У самолета были отличные планерные качества. Однажды самолет Дины Никулиной подбили, но она смогла, планируя, посадить его прямо на автодорогу. Хорошо, что эта территория была под контролем советских войск.
В перекрестии прожекторов
Станица Ассиновская в Чечне стала последней точкой на карте отступления советских войск, где базировался полк Евдокии Никулиной. Они бомбили врага по берегам Терека. На Кубани погибло 17 девушек. С 1943 года Северо-Кавказский фронт после победы в Сталинграде стал наступать.
Никулина была ранена, когда возвращалась вместе со своим штурманом Евгенией Рудневой 18 июня 1943 года с очередного задания: женские экипажи взлетали через каждые десять минут и немцы, обеспокоенные частыми бомбежками послали в район несколько истребителей, которые смогли подбить несколько самолетов. Никулиной повезло – ее ранили в ногу, превозмогая боль, она смогла посадить машину. В наградном листе появились новые данные: «Имеет одно пулевое сквозное ранение правой голени ноги». После излечения в госпитале – снова полеты.
Когда была освобождена Тамань, полку первому присвоили почетное звание Таманский. Керченский пролив, где собралась отступающая 17-я немецкая армия, женский полк, в течение семи месяцев бомбил беспрерывно. Белоруссия, Восточная Пруссия, Германия – вот их работа.
В наградном листе Никулиной на звание Героя Советского Союза от 3 сентября 1944 года говорилось: «За период боевых действий на фронтах Отечественной войны гвардии майор Никулина произвела 600 боевых успешных самолето-вылетов ночью. Налетав при этом 2766 часов. Сбросила по живой силе и технике противника 822 килограмма бомбового груза. Ни сложные метеоусловия, ни сильный зенитный огонь противника ни что не мешало ей наносить жесткий урон противнику. Вот часть нанесенного урона: уничтожено 1 железнодорожный эшелон, две зенитные точки, три переправы, два прожектора, свыше батальона пехоты противника, вызвано 158 сильных взрывов и 94 очага пожара.
В ночь на 5 ноября 1942 года бомбила по скоплению мотомехчастей и живой силе противника в районе Гизель. Несмотря на сильный зенитный огонь и прожекторы противника товарищ Никулина произвела семь боевых вылетов за ночь. Точным бомбометанием вызвала четыре взрыва, что подтверждается последующими экипажами гвардии лейтенанта Парфеновой и гвардии лейтенанта Себровой.
В ночь на 10 марта 1943 года производила бомбометание по скоплению войск противника в пункте Абинская. При подходе к цели была поймана четырьмя прожекторами во взаимодействии зенитной артиллерии противника. Товарищ Никулина умелым маневром вышла из зоны огня и лучей прожекторов, достигла заданной цели, прямым попаданием бомб поразила цель. В результате чего вызвала два очага пожара с черным густым дымом, что подтверждается экипажем гвардии лейтенанта Пискаревой, гвардии старшего лейтенанта Поповой.
В ночь на 29 мая 1943 года пятью вылетами в ночь произвела бомбометание по скоплению автомашин и живой силе противника в пункте Крамская. Несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии и зенитных пулеметов противника, умелым маневрированием выхода из зоны огня, несколькими заходами достигла цели и отлично выполнила задание, вызвав два очага пожара и один сильный взрыв. По подтверждению последующих экипажей гвардии лейтенанта Меклин и гвардии старшего лейтенанта Чечневой горел склад с горючим».
26 октября 1944 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Евдокии Андреевне Никулиной звания Героя Советского Союза. Ей вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» № 4741.